В июле 2004 года на территории Удмуртии собрано 2 млрд 628,7 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 231,7 млн руб. больше, чем в июне, и на 735,5 млн больше, чем в июле 2003 года. Расходы выросли на 2,2 процента (по отношению к июню) и на 24 процента по сравнению с июлем прошлого года. При этом остатки денежных средств на бюджетных счетах на конец месяца превысили предыдущие данные (на 1 июля) на 9 процентов, то есть республика не проедала свои финансовые резервы. И даже не увеличивала сумму государственного долга (в июле Правительство УР взяло банковский кредит - 29 млн руб. и тут же погасило 30 млн руб. задолженности по ссудам из федеральной казны). Кроме того, за месяц на 7,1 процента уменьшилась кредиторская задолженность консолидированного бюджета. Ситуация на самом деле могла быть совсем иной, если бы в июле не удвоились поступления от налога на доходы физических лиц. Сумма подоходного налога в доходах месяца составила 686,110 млн руб. (это 46,4 % от общего объема налогов). Обычно в текущем году поступления от этого налога колебались в промежутке от 320 до 350 млн, а в 'отпускном' июне достигли, казалось бы, максимальной для Удмуртии величины - 385,3 млн руб. В прошлом году динамика поступления налога на доходы физлиц была плавной - в июне доходы выросли на 14,6 процента, в июле еще на 13,3, а в августе снизились на 15,7 процента. В этом же году случился резкий и, казалось бы, ничем не обеспеченный рывок. Поэтому можно предположить, что самым простым объяснением случившегося, скорее всего, является то, что сенатор Виктор Хорошавцев, вынужденный осенью прошлого года продать свои доли в нефтедобывающем бизнесе республики, честно заплатил потом налоги с доходов, полученных от этой сделки. Таким образом 'Белкамнефть', с акциями которой республиканские власти расстались на несколько месяцев раньше Хорошавцева, напомнила о себе еще раз. Видимо, в последний. Ситуация с доходами от других налогов выглядит не так радужно. Поступления от двух основных налогов - налога на прибыль предприятий и платежей за пользование природными ресурсами - сократились по сравнению с июнем на 16,3 и 22 процента соответственно. Причем доходы от платежей за природные ресурсы уменьшились и по сравнению с прошлогодними данными. А доходы бюджета от прибыли предприятий с апреля поступают контрастно, каждый месяц то возрастая, то снова падая. табл. Доходы от остальных налогов имели положительную динамику: на совокупный доход (в 9,3 раза по сравнению с июнем и в 3 раза по отношению к июлю 2003 г.), на имущество (в 3 раза и 13,3 %), акцизы (23,1 % и 9,8 %), транспортный налог (+31,4 % по сравнению с июнем). Тем не менее суммы поступлений от этих налогов не так постоянны и в целом по году значительно уступают объемам сумм от налога на прибыль и платежей за пользование природными ресурсами. Поэтому и рост сбора налогов на территории Удмуртии во все уровни бюджетов в июле (с учетом специфики подоходного налога) вышел относительным (+ 231,7 млн руб., или 8,8 % по отношению к июню), хотя по сравнению с июлем 2003 года объем поступивших налогов вырос на 28 процентов. Между тем увеличилась и централизация бюджетных ресурсов - на 5,8 процента по сравнению с июлем прошлого года. Впрочем, подоходный налог (полностью остающийся в бюджетах субъекта РФ) и здесь наложил свой отпечаток, поэтому если в июне централизация бюджетных ресурсов составляла 53,9 процента, то в июле уже только 43,1 процента. В расходной политике прошлого месяца безусловным лидером по динамике стало ЖКХ: затраты на эту отрасль составили 238 млн руб. и подскочили в 2,7 раза по сравнению с июнем (в 3,2 раза к данным за июль 2003 г.), что, скорее всего, объясняется погашением долгов перед энергетиками; кроме того, в июле на 54,6 млн руб. была сокращена кредиторская задолженность по субсидиям населению и коммунальным расходам бюджетных организаций. Сокращение на 22,3 процента затрат на строительство (учитывая внимание к отрасли первых лиц республики) можно считать неким индикатором неуверенности властей, которым в июле пришлось пережить немало волнений по поводу рассрочки погашения госдолга перед федеральной казной. Выплаченные в июне отпускные работникам образования уже в июле снизили расходы на эту сферу в 1,6 раза. В других бюджетных отраслях - здравоохранении и культуре - расходы по сравнению с июнем наоборот увеличились (на 11 % и 4,4 % соответственно). Значительно подросли расходы и в сфере социальной политики - на 39,6 процента, а по отношению к прошлому году увеличение получилось чуть ли не двукратным - 1,9 раза. С принятием новых законов в будущем году эта расходная статья должна стать одной из самых затратных. Но этот 'подарок' федерального Центра республиканские власти еще не распаковали.
Рейтинг налогов в июле