фото В коридорах приемных комиссий становится тихо и пустынно, только на стендах одиноко белеют листы приказов о зачислении абитуриентов. Нынешняя приемная кампания, по словам всех ее участников, выдалась напряженной. Дополнительные трудности в очередной раз создал эксперимент по введению единого госэкзамена, в котором Удмуртия участвует уже третий год.
Жив, курилка!
Этим летом результаты ЕГЭ принимали все государственные вузы республики, кроме Медакадемии. Правда, нашлись такие абитуриенты, которые в школе предпочли сдавать выпускные экзамены в традиционной форме (кроме обязательной математики), не ведая о том, что летом их придется пересдать, но уже в форме ЕГЭ. Из-за такой неразберихи на неокрепшие организмы выпала двойная нагрузка. Тяжелым бременем она легла и на плечи членов приемных комиссий: всего в вузовском этапе эксперимента участвовало более четырех тысяч человек. В УдГУ в трех корпусах и двух школах с трудом удалось разместить всех желающих сдать ЕГЭ по русскому языку (2128 человек). Даже в Москве не ожидали такого наплыва. Кроме этого, многие абитуриенты жаловались на жесткие правила проведения ЕГЭ, согласно которым ученик, сдавший госэкзамен в школе, больше не имел возможности его пересдавать. Те же, кто неудачно ответил на тестовые задания, практически теряли шанс стать студентами по итогам ЕГЭ. Математику сдавали те, кто школу закончил несколько лет назад, а также выпускники техникумов и абитуриенты из других регионов (Татарстан, Башкортостан). Качество знаний у абитуриентов, участвовавших в вузовском этапе ЕГЭ, оказалось несколько хуже, чем у сдавших эти предметы еще весной в школе. Как считает проректор УдГУ Сергей Решетников, это произошло по двум причинам. Во-первых, судя по отзывам участников эксперимента, тестовые задания, запечатанные в пакеты, подчас были неравноценными по сложности. Кому-то повезло, кому-то - нет. Во-вторых, уверенные в своих знаниях ученики написали ЕГЭ еще в школе, не откладывая в долгий ящик. Трудности с ЕГЭ были не только у поступающих, но и у проверяющих. По словам ответственного секретаря приемной комиссии ИжГТУ Александра Губерта, хотя в этом году и удалось по-настоящему ощутить вкус единого госэкзамена, его организация и проведение доставили много хлопот. Так, Министерство образования УР не в полном объеме предоставило для этого сотрудников подведомственных школ, а оплата труда вузовских преподавателей была мизерной - 100 рублей за экзамен. Руководитель пункта проведения ЕГЭ в Удмуртском госуниверситете Сергей Решетников критически высказался о недостатках эксперимента. Зачастую тестовые задания (особенно части А и В) требуют от экзаменуемого не проверки его способностей мышления, понимания и воображения, а формальных ответов на вопросы. Серьезным минусом, по словам Сергея Максимовича, стали и большие расходы, связанные с проведением единого экзамена. Самым затратным оказался повышенный уровень секретности при доставке пакетов с бланками из Москвы. По приблизительным подсчетам, затраты на одного учащегося составляют порядка 3-4 тысяч рублей. Ожидается, что в 2005 году расходы на проведение эксперимента вновь возьмет на себя федеральный центр, в очередной раз 'одолжив' деньги у Всемирного банка. Однако уже с 2006 года основное бремя расходов предполагают возложить на регионы. Ведь если эксперимент утвердят в законе 'Об образовании', количество участников ЕГЭ на всех уровнях значительно возрастет. Это подтвердил и заведующий Региональным центром обработки информации (РЦОИ) Владимир Аркашев.
Проверка слуха
Во время выпускных школьных и вступительных экзаменов в вузы среди школьников ходили слухи о возможности подтасовки результатов ЕГЭ. Однако Владимир Аркашев информацию опроверг. Он подробно объяснил технологию проверки тестовых бланков, которая должна исключить даже мысль о мошенничестве. После того как абитуриент вскрыл пакет с документами, перед ним оказываются три бланка - регистрационный и бланки ответов N1 и N2 (на двух последних стоят только штрих-коды). В бланк регистрации заносятся все данные о тестируемом. Бланк ответов N1 включает в себя части А и В. В бланке ?2 находится часть С, требующая полного решения каждой задачи. После экзамена организаторы запечатывают бланки в разные пакеты, разделяя все три части. Регистрационные бланки и бланки N1 сканируются и в зашифрованном виде по специальному каналу отправляются в Москву. Часть С также сканируется, заносится в базу данных, после чего компьютер в случайном порядке отбирает зашифрованные работы для проверки экспертами предметных комиссий. Одна работа проверяется минимум двумя экспертами. В случае значительных расхождений в оценках может быть проведена и третья проверка. Затем бланки протоколов сканируются и отправляются в Москву. И только в столице все три проверенные части вновь обретают друг друга. Несмотря на то что время ожидания результатов в этом году опять растянулось от нескольких дней до недели, технология проведения эксперимента улучшается, считает Владимир Аркашев. Даже в таком виде она является одной из самых передовых в мире. Хотя лично сам сложной системе проверки ЕГЭ Владимир Петрович противопоставил бы компьютерное тестирование, поскольку по большинству предметов накоплена достаточно большая база тестовых заданий. Но это пока затруднительно для сельских школ, техническая оснащенность которых оставляет желать лучшего.
Бумага все стерпит
Еще в январе прошлого года в стенах федерального Минобразования появился приказ N50, рекомендовавший вузам все устные вступительные экзамены принимать в письменной форме. Цель благая - отделить экзаменатора от экзаменуемого. В этом сезоне такой рекомендации последовали все государственные вузы. В УдГУ Сергей Решетников такое решение назвал 'нормальным событием', к которому 'мы уже привыкли'. Специалисты признают, что оценка письменной работы абитуриента оказывается делом более беспристрастным, чем тет-а-тет с преподавателем, но, чтобы ее проверить, времени требуется значительно больше. Однако проректор госуниверситета признал, что многие моменты, которые в письменном виде трактуются не в пользу абитуриента, при устной беседе с преподавателем могли быть уточнены. Впрочем, число апелляций от этого новшества не увеличилось. Процент удовлетворения остался прежним - около 20%. Владимир Аркашев с Решетниковым не согласился, отметив, что ЕГЭ несравним по объективности с устными и письменными экзаменами. Среди ребят, перешагнувших порог школы, есть немало тех, кто немеет, когда на них смотрит преподаватель. Им проще отвечать на бумаге. В остальных вузах Ижевска система письменных вступительных экзаменов действует уже давно. Как рассказал Александр Губерт, уже второй год возглавляющий приемную комиссию Технического университета, устная форма вступительных испытаний у них сохраняется лишь по иностранному языку. В последнее время в техническом вузе, который согласно рейтингу сайта 5баллов.ru занимает 257 строчку из 1827 вузов России, наметилась гуманитаризация подготовки. Того же требуют и от абитуриентов. Все большее применение находят те же иностранные языки, обществознание, информатика. В Сельхозакадемии переход на письменную форму экзаменов, как объяснила секретарь приемной комиссии Марина Миронова, произошел из-за большого конкурса. Кстати, в последнее время федеральный министр образования Андрей Фурсенко, отвечая на многочисленные вопросы о своем отношении к ЕГЭ, не устает повторять, что нужен баланс между новыми и прежними формами оценки качества знаний. Здоровый консерватизм Медакадемии ИГМА продолжает быть 'белой вороной' на фоне республиканских вузов, полностью вступивших в эксперимент ЕГЭ. Проректор по учебной работе Евгений Бутолин так прокомментировал решение Ученого совета: в медицинском вузе, где больше половины мест (197 из 340) занимает контрактно-целевой набор, трудно найти определенный баланс между теми, кто приносит сертификаты ЕГЭ, и теми, кто поступает по договорам. 'Целевики' из сельских районов и соседних регионов имеют свой, более низкий, конкурс (сейчас - 1,2 человека на место!). Но, так или иначе, они занимают места 'обычных' абитуриентов, повышая проходной балл. Несмотря на это, Евгений Бутолин твердо убежден, что целевой прием необходим как гарантия обеспечения врачебными кадрами сельских районов. Не являясь противниками единого госэкзамена, приемная комиссия Медакадемии опасается искусственного завышения планки проходного балла. 'Оцениваем-то не мы', - объяснил Евгений Германович. К тому же существует опасность того, что абитуриент, увидев высокий проходной балл, попросту поедет поступать в вузы других городов. Как заключил Евгений Бутолин: 'Здоровый консерватизм медицинского образования не позволяет очертя голову кинуться в омут под названием 'ЕГЭ'.
Нам закон не указ...
Этим летом для государственных вузов (их у нас в стране 600) были сняты ограничения на платный прием по ряду таких популярных специальностей, как 'юриспруденция', 'экономика', 'менеджмент'. Закон, по задумке чиновников, должен позволить государственным и муниципальным вузам на равных конкурировать с негосударственными образовательными учреждениями, где существует неограниченный набор абитуриентов. Ижевские вузы на такое новшество не откликнулись. В УдГУ на дневное отделение планируется зачислить 600 'внебюджетников', в Сельхозакадемии - вдвое меньше. В Медакадемии свое обучение могут оплатить более 120 человек. Причем, как сказала секретарь приемной комиссии Маргарита Черненкова, подавляющая часть 'внебюджетников' приезжает учиться из небедных регионов - Татарстана, Башкирии, Севера. Там плата за обучение составляет более 50 тысяч рублей в год, у нас на стоматологический факультет - 40 тысяч. И только в ИжГТУ на платное отделение примут всех прошедших вступительные испытания. Однако ожидать бурного расцвета вузов на внебюджетные деньги не стоит. Сдерживающим фактором остается отсутствие достаточного количества площадей. 'Пропускная способность' государственных вузов не позволит им существенно увеличить коммерческий прием на свои факультеты. Таким образом, сегодня приемные комиссии практически всех государственных вузов республики, ощутив на себе нынешним летом все прелести экспериментов и других нововведений, находятся в ожидании ответа на вопрос, который, похоже, волнует миллионы жителей России: быть ЕГЭ или не быть? Ответ мы узнаем очень скоро.