фото Естественно, рассматривается это в контексте грядущих выборов городского мэра. Таким образом, в очередной раз вопрос о развитии городом собственного ТВ связывают с проблематикой политических PR-технологий, не имеющей отношения к подлинным интересам ижевчан. Однако нужно ли вообще Ижевску свое муниципальное телевидение?
И если да, то каким оно должно быть?
Впервые идея создания муниципального телевидения получила некоторое отношение к реальности еще в 90-х, когда тогдашний президент 'ИжЛадабанка' Сергей Бобогло вынашивал план основания уполномоченного городского банка. В ситуации такого стратегического партнерства город мог бы развивать свое телевидение на той же частоте, на которой вещал 'Новый Регион', учрежденный 'ИжЛадабанком' и другими крупными акционерами. Однако грянувший кризис самого банка поставил крест на этих планах. В середине 90-х стремлением 'отцов города' получить доступ в телевизионный эфир воспользовался предприниматель Альфред Зиннатуллин, основавший телекомпанию 'Телеинформ'. В обмен на освещение городской тематики город приобрел телепередатчик и сдал его в аренду Зиннатуллину. То есть была выбрана довольно ненадежная с точки зрения интересов города схема.
На 'Телеинформе'
Практическое воплощение проект создания городом собственной телевизионной службы начал получать летом 2000 года. В тот момент Анатолий Салтыков еще собирался бороться за то, чтобы остаться в мэрии еще на один срок и ему, конечно, нужен был свой информационный ресурс в противовес республиканскому ТВ, которое играло бы на стороне кандидата 'от Волкова'. Соратница мэра в борьбе за муниципальные свободы журналистка Светлана Крюкова, возглавившая городское управление информации, организовала небольшой творческий коллектив под названием 'Ижевская студия телевидения'. Юридически, однако, ИСТ была оформлена как творческое объединение в рамках ЗАО 'Ижевский мир'. То есть опять по ряду причин городской проект на городские деньги реализовывался в рамках частной структуры. В достаточно короткие сроки на ИСТ была создана программа новостей 'Местное время'. Формат передачи был выбран самый простой, без 'говорящих голов' - 3-4 новостных сюжета и закадровый комментарий. Предполагалось также создание авторских передач, но несколько опытов в этом направлении, по признанию бывших сотрудников, оказались менее удачными. Проблема с эфиром решалась традиционно - подготовленные ИСТ программы размещались по договору у Зиннатуллина на 'Телеинформе'. После того, как с уходом Салтыкова хозяином в мэрии стал Виктор Балакин, заложенные ранее организационные проблемы дали себя знать - Крюкова и второй по счету руководитель студии Александр Артеменко ушли, а вместе с ними ИСТ лишилась части приобретенной за городские деньги аппаратуры. При Балакине ИСТ была преобразована в муниципальное учреждение, но радикальных перемен к лучшему не произошло. Более того, по признанию тогдашних менеджеров ИСТ, возникла проблема с Зиннатуллиным, который уже не чувствовал себя обязанным мэрии за помощь в создании материально-технической базы собственной телекомпании - полгода не продлял договор, давал 'плохое' эфирное время для программ ИСТ. В 2002 году предоставленный 'Телеинформу' мэрией передатчик сгорел, а новый был приобретен Зиннатуллиным уже самостоятельно. Желание Зиннатуллина, чтобы время новостных передач ИСТ оплачивалось теперь по рекламным расценкам, устроить муниципалов, конечно, не могло.
На 'Альве'
Выход был найден в смене телекомпании-партнера. Ею стала телекомпания 'Альва' Василия Шаталова. Под это дело мэрией снова были привлечены средства - некая фирма, близкая к администрации, купила новую аппаратуру, позволившую выходить в эфир в цифровом формате. Однако ничего хорошего из 'Альвы' не вышло. Во-первых, Шаталов почему-то считал возможным подвергать муниципальные программы своей цензуре. По словам сотрудников ИСТ, их очень нервировала необходимость согласовывать свои программы с его сотрудницей. Во-вторых, Шаталов заключил договор с рекламным агентством 'Новый парфенон', которое наводнило канал рекламой крайне низкого качества. 'Шаталов, - говорит бывший коммерческий директор ИСТ Дмитрий Зиновьев, - не давал нам возможности поднять канал на более качественный уровень и сам этого тоже не делал'. Кроме авторской программы самого Шаталова 'Не могу молчать', а также протестантской передачи пастора Белоглазова, из других местных программ на канале выходило практически лишь 'Местное время' ИСТ. Получается, что город, давая Шаталову единственный на 'Альве' более или менее качественный информационный продукт, еще и платил за это. Добавим сюда еще и специфическую манеру 'Альвы' томить телезрителей в долгие паузы между программами фотографиями горных пейзажей, и картина вырисовывается особенно удручающая. Как такое положение вещей терпит руководство достаточно качественного российского канала ТВ-3, в отношении которого Шаталов выступает сетевым оператором, - пока неясно. Возможно, стоит проверить законность выхода 'Альвы' на ТВ-3. Тем более что прецедент несанкционированного договором вещания 'Альвы' ранее уже имел место на другом канале - ТВЦ.
Для чего?
Экскурс в историю попыток создания муниципального ижевского телевидения показывает, что делать это лучше силами самого города, без привлечения частных структур. На те деньги, которые были потрачены мэрией на все эти проекты, вполне уже можно было создать, наверное, собственную приличную материально-техническую базу. Наверное, не так уж непреодолима и проблема получения лицензии на вещание на той или иной частоте (Шаталов и Зиннатуллин сделали это, а почему город не может?). Вопрос в другом - нужно ли городу вообще собственное ТВ? Каковы должны быть его функции и идеология? Конечно, мы должны понимать, что любое СМИ в руках администрации - это, прежде всего, одно из орудий так называемого 'административного ресурса'. То есть другими словами - за наши же деньги нам, гражданам, будут 'промывать мозги', как это делается на республиканских телеканалах. В то же время есть и реальные потребности донесения важной информации до горожан - объявления, разъяснения городских специалистов по сложным вопросам и т.д. Еще важнее функция, так сказать, просветительская - воспитание городского патриотизма, продвижение новых, прогрессивных идей, организация диалога между горожанами, специалистами и чиновниками. Потом не следует забывать, что нынешнее политическое единство городских и республиканских властей не вечно - рано или поздно административный ресурс будет расколот и в этом смысле муниципальное СМИ добавит плюрализма в ситуацию. Тем более что у Ижевска, от бюджета которого республиканская власть уже оторвала серьезные куски, есть собственные интересы, несводимые к общереспубликанским.
Политический момент
Чем платить за выход в эфир своих сюжетов в чужих СМИ, городу, по мнению специалистов, гораздо рентабельнее создать собственное ТВ. Проблема заключается в том, что в нынешней политической ситуации это мало кому надо. Балакин при Волкове, в отличие от Салтыкова, имеет фактически неограниченный доступ к республиканским каналам - ГТРК 'Удмуртия' и ТРК 'Моя Удмуртия'. Президенту Волкову сильное, с собственным мнением, ижевское телевидение тем более не нужно. Да и целый ряд город- ских депутатов, обладавших своим телересурсом (Солуянов, Зиннатуллин, Шаталов), были заинтересованы скорее в торпедировании этой идеи, чем в ее поддержке. Достаточно сказать, что в прошлом году имел место скандал: при и без того скудном годовом бюджете, который Гордума выделила на работу со СМИ, в первом полугодии, когда это финансирование вообще практически не осуществлялось, Шаталов получил под 'Альву' от мэрии около 600 тысяч рублей. Причем Шаталов вообще с трудом успевал эти деньги освоить - так что были случаи, когда, например, пресс-конференцию Балакина показывали ночью и ее почти никто не мог видеть. Вот и сейчас есть опасность, что намеченное на сентябрь под кураторством вице-мэра Александра Ушакова 'оживление' Ижевской студии телевидения обернется в конечном счете лишь очередным всплеском PR-активности на время выборов.