Алмаз Тимуршин Мы побеседовали с ее автором Алмазом Тимуршиным. Разумеется, не о методах поиска спонсоров (здесь все на личных связях). Речь о внутренних причинах написания стихов исключительно на духовные темы.
- Знаете, Алмаз, я, когда впервые читала ваши стихи, и не догадывалась, что делаю это в обратном порядке. Оказывается, рукопись была неправильно сброшюрована. Ваши стихи действительно нужно читать по кругу?
- Никогда не думал об этом. Постоянно чувствовал в себе космическую музыку, но писал ее не в нотах, а в словах. Никаких специальных приемов не предпринимал. Вот вы заговорили о цикличности, о круге, некоторые находят в моих стихах 'спираль восхождения'. Видимо, сказывается влияние Соловьева, Блока, Гумилева, Даниила Андреева.
- Я заметила, что у вас есть стихи патриотического плана, где вы отдаете дань своей малой и большой родине.
- Я считаю Поволжье, частью которого является и Удмуртия, уникальным регионом, где сталкивались ислам и христианство с традиционными языческими верованиями, и по этому поводу никогда не было серьезных кровавых конфликтов. Интеграция происходила естественным образом. Именно поэтому здесь должны родиться люди, которые повлияют на весь мир. Это карма места. Вообще, мир меняется к лучшему. Сейчас появилось много людей, интересующихся такими вещами, о которых мало кто думал лет, скажем, тридцать назад. Есть стремление к новому витку духовного развития (мы опять о спирали), есть потребность в таких мистических стихах, как мои:
- Насколько я знаю, раньше вы и думать не хотели о собственном сборнике стихов. Как вы на это решились?
- Весь 2003 год прошел у меня под знаком этой книги. Я собрал все, что было мною написано за десять лет, объединил, отредактировал. Раньше я не считал нужным этого делать из некоего эстетического снобизма, воспринимал творчество с позиции собственника и писал для своего удовольствия. Этакое интеллектуальное эпикурейство, знаете ли. А потом, выступив со своими стихами перед публикой, понял: людям это нравится, они просят прочесть еще и даже ждут мою поэзию.
- Но одно дело, когда вы читаете свои стихи: благодаря голосу, музыке они легко проникают в слушателя и не требуют оценки. Другое дело, когда их прочитывают другие... Лично я больше люблю вас слушать.
- Я тоже заметил, что, когда сам читаю свои стихи, у публики идет многоуровневое восприятие. Моя поэзия - это возврат к сакральной сути стиха. Ритмизованная речь, а тем более рифмованная, предполагает определенные вибрации голоса с многогранной степенью воздействия: при восприятии на слух поэзия не застревает в испорченном логическом уме, а непосредственно вливается в сердце слушателя. В то же время моя поэзия интеллектуальна, и человек, который не слышал ее, а просто прочел, тоже может испытать определенные переживания. Тем более что есть вещи, о которых стоит задуматься, но которые остаются не замеченными при восприятии на слух.
- Ваша лирика автобиографична?
- Двояко. Есть стихи, связанные с конкретными людьми, - духовный отголосок на то влияние, которое они оказали на меня. Есть просто фантазии, 'Явление музы', например.
...Она сошла, вуаль приподнимая, Пылая, как в огне. Я весь дрожал, гордясь, осознавая: Сошла ко мне.
- Кстати, почему поэтов вдохновляет женский образ?
- Не обязательно. Даниил Андреев считал, что вдохновляют даймоны - крылатые люди из параллельного человечества (более продвинутого, более чистого мира).
- Вы хотели бы видеть свои стихи в школьной хрестоматии?
- Вряд ли. Чтобы их прочувствовать, нужен определенный жизненный опыт.
- Вы про страдание?
- Нет. Но моя поэзия все-таки мистического содержания. А детям не до того, они еще не анализируют жизнь, они просто живут в ней. В подростковом возрасте человек попадает под влияние страстей, желаний, обладаний, начинает ощущать свое тело - тут тоже не до мистических поисков. В молодости он старается занять определенную площадку в этом мире: Хотя люди очень разные; меня, например, эти вопросы (духовные. - Ред.) с детства интересовали.
- Автор мистических стихов часто сталкивается с мистикой в реальности?
- Вся наша жизнь - это мистика. Просто мы не думаем об этом. Наша Земля существует как очень хрупкая биологическая структура, и любой маломальский метеорит в любую секунду может ее разрушить, но этого не происходит. Выходя утром на улицу и садясь в автомобиль, я не думаю о том, что постоянно нахожусь на грани жизни и смерти.
Жить в мире, веруя в пророчества, - Не упаси! Будь здесь, мой ангел одиночества, - Не в небеси! Мой добрый гений отречения И простоты, Бальзам на тропах исцеления - От суеты, От боли, злобы и отчаянья Обереги!..
- Какая религия вам близка?
- Все. Сначала на меня оказало влияние христианство. Потом долгое время находился под впечатлением восточных мистических систем: буддизма, йоги. Затем обратился к исламу, к которому принадлежу от рождения. Получилось так, что к нему я пришел не от традиционной религии, а через учение суфиев, благодаря чему стал понимать суть ислама, да и вообще любой религии.
- Суфизм помогает вникнуть в суть любой религии?
- Суфизм считается молоком религии, а религия - это масло, полученное из молока. Если ты пробовал только масло, ты никогда не познаешь вкуса молока. Суфизм существовал до начала всех религий и передавался от учителя к ученику.
- Ваша книга называется 'Суфийская лампа'...
- Это ее стержневой символ, который я сам изобрел. Когда-то я прочел рассказ о том, как одному человеку на одну ночь дали лампу, исполняющую самое заветное желание. Но оказалось, что человеку (любому, кстати) трудно выбрать единственное желание, их много. Так и в жизни: мечемся, мечемся: В нас нет целостности, мы разорваны, что, собственно, характерно для современной техногенной цивилизации. И вот 'Суфийская лампа' - это попытка соединить разорванные ткани, прийти к гармонии.
До дна испить придется горечь пены Пустых, не утоляемых желаний, Чтоб победить их демонические рати И разомкнуть привычной жизни стены:
- У вас есть желание для своей лампы?
- Раньше было много желаний, и многие шли из темной стороны моей души. В свое время я заболел неприятием этого мира, которое свойственно всему кризисному западному мироощущению. Европейский эгоцентризм привел к тому, что вместо того, чтобы найти место в этом мире, человек пытается подстроить мир под себя, то есть взять на себя роль Бога. А так как он Богом быть не может, ему приходится страдать от собственного бессилия и продолжать отвергать мир. На Востоке этого нет, там люди сохранили целостность. Они не оценивают жизнь с позиции 'плохо-хорошо', а полностью принимают ее. Им нечего желать, у них все есть. Они за все благодарят всевышнего, даже за испытания.
- Как вы относитесь к тому, что православная церковь сжигает эзотерическую литературу, - в свое время вы ею увлекались.
- С тех пор я очень осторожно отношусь к эзотерической литературе. Здесь идет насыщение сорной, иногда опасной информацией, интеллект разбухает от всевозможных систем, а самого переживания не происходит. Почему говорится: блаженны нищие духом? Потому что люди, чей интеллект не засорен установками, более восприимчив к состоянию божественного присутствия.
В привычной ль жизни мой удел? Ища вопросов разрешенья, Как быть, когда преодолел Слепое к миру притяженье? Перешагнув земной порог Среды вещей в кругу их тленья, Я на надежность прочных ног Не променяю окрыленья.
- О чем будет ваша следующая книга?
- Я не знаю, будет ли она вообще. Все в воле Всевышнего - Господа миров.