В июне 2004 года на территории Удмуртии собрано 2 млрд 397 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 210,2 млн руб. больше, чем в мае, и на 757 млн больше, чем в июне 2003 года. Благодаря этой финансовой помощи расходы удалось сохранить на прежнем уровне, а остатки средств на бюджетных счетах, в целом, по консолидированному бюджету республики остались нетронутыми и даже на 0,5 процента выросли по отношению к ситуации на 1 июня. Обратная сторона такой помощи - резкий (+10,2 %) рост государственного долга консолидированного бюджета Удмуртии. На протяжении целого года правительству УР удавалось стабилизировать ситуацию и даже понемногу снижать сумму госдолга. По состоянию на 1 июля госдолг и сейчас еще ниже прошлогоднего уровня на 3,9 процента. Но год назад финансовую стабилизацию обеспечили начавшие поступать летом деньги, вырученные от продажи акций 'Белкамнефти', в настоящий момент в резерве властей - остатки денежных средств на бюджетных счетах (1,1 млрд руб.) и режим экономии. Между тем, экономить особенно нечего - разве что на себе и масштабах капитального строительства. Последняя позиция бьет по расходной части действительно ощутимо: в июне строители получили из бюджета около 225 млн руб., что на 40,2 процента больше, чем в мае, и фактически столько же, сколько в июне прошлого года (226 млн руб.). Положение по другим расходным статьям иное - по сравнению с маем бюджетное финансирование сельского хозяйства, транспорта и ЖКХ сократилось буквально в разы (в 2 - 2,4 раза), причем снижение произошло и по отношению к июню прошлого года - на 19 процентов, в 2 раза и 25 процентов соответственно. Та же тенденция просматривается и в сфере социальной политики (-10,5 % к маю и -36,5 % к июню 2003 г.). По остальным расходным статьям динамика следующая: органы власти и управления (+14,4 %; +7,6 %), правоохранительные органы (+7,7 %; -5,6 %), культура (-0,6 %; +22 %), СМИ (+7,5 %; -34 %), здравоохранение (-3,2 %; +13,8 %). Очевидно, что расходы удмуртского бюджета по многим статьям могли быть и больше, но 'оптимизированы' в силу общего финансового дефицита. В целом, в июне (один из самых затратных месяцев года) расходы превысили майские лишь на 3,8 процента и всего на 5,2 процента обошли затраты годовой давности. Заметно, что республиканские власти пытаются сдерживать расходную часть - по сравнению с прошлым годом динамика увеличения доходов гораздо выше роста затрат. Так, по отношению к июню 2003 года доходы консолидированного бюджета Удмуртии выросли почти на четверть, а если сравнивать только налоговые доходы, то рост составил около 30 процентов. При этом основную часть прироста дали налог на прибыль (+37 %), налог на доходы физических лиц (+24 %) и акцизы (+2,3 раза). Существенный вклад вносят налог на совокупный доход (176 млн руб. за январь-июнь 2004 г.) и транспортный налог (133 млн руб. за этот же период), но в абсолютных цифрах им очень далеко до первой тройки. табл. В целом по Удмуртии поступление налогов во все уровни бюджета в июне возросло по отношению к маю на 8,8 процента (на 31,6 % к данным за июнь 2003 г.), однако увеличилась и централизация бюджетных ресурсов в федеральный бюджет. В прошлом месяце централизация с учетом возврата в Удмуртию средств по линии дотаций, субвенций и субсидий составила 53,9 процента (в мае - 45,5 %, год назад - 40,4 %). Понятно, что при таком уровне централизации у республиканских властей остается все меньше свободы действий в проведении какой-либо собственной бюджетной политики и все больше поводов для внутренних конфликтов. По состоянию на 1 июля общая сумма госдолга и кредиторской задолженности консолидированного бюджета УР превысила 5,5 млрд руб. Согласно прогнозу на 2004 год, это 43 процента (!) от собственных доходов республиканского и всех местных бюджетов Удмуртии, включая доходы территориального дорожного фонда. Не облегчает ситуацию и пересчет на предмет наличия 'признаков банкротства' в отношении республиканского бюджета - здесь государственный долг достиг 30,5 процентов от утвержденных законом собственных доходов бюджета Удмуртии на 2004 год. Похоже, что июньская помощь из Москвы дорого обойдется республике - теперь вопрос о введении внешнего управления в Удмуртии можно рассматривать не только теоретически.
Рейтинг налогов в июне