Однако на фоне соседей наш регион выделяется высокими ценами на топливо. Насколько реально в сегодняшних условиях сдержать рост цен на АЗС республики? 'Д' собрал мнения экспертов по этому вопросу.
фото Кто виноват?
По состоянию на 12 июля средневзвешенная розничная цена бензина марки АИ-76 в Ижевске составляла 11,7 рубля, АИ-92 - 13,71 рубля за 1 литр. Таким образом, цены на топливо в столице Удмуртии практически сравнялись с ценами на бензин в Москве. Что касается высокооктанового бензина (АИ-95), то его стоимость в Удмуртии - около 15 рублей за 1 литр - достигла уровня цен на американском рынке. Учитывая значительную разницу в уровне жизни с американцами, можно сказать, что автомобиль для российских автовладельцев все больше становится предметом роскоши. Конечно, средством передвижения он быть не перестанет: как утверждают специалисты, рынок бензина характеризуется крайне неэластичным спросом - то есть изменение цен на топливо почти не отражается на объемах его продаж. Хотя водители и не в восторге оттого, что заправить машину становится все дороже. Тем более, когда цены растут так быстро, как этим летом: так, в июне и начале июля стоимость бензина на АЗС страны увеличивалась со средней скоростью 1% за неделю. Крайними в этой ситуации оказываются владельцы бензоколонок: судя по тону информационной кампании в центральных СМИ, на них хотят возложить ответственность за гонку цен. Так ли это?
Дан приказ - на Запад
По утверждению всех опрошенных нами участников рынка, рост цен на АЗС республики напрямую зависит от динамики отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), даже отстает от нее, и преследует лишь одну цель - поддержание рентабельности продаж, которая также далека от идеальной. Рост цен обусловлен совсем не желанием 'бензинщиков' получать сверхдоходы, а объективными причинами, повлиять на которые возможно лишь административным путем. 'Мы покупаем бензин на НПЗ в Перми и Уфе. Цены на бензин растут там. Почему так происходит? Первая причина - это рост цен на сырую нефть', - говорит заместитель гендиректора ОАО 'Удмуртнефтепродукт' Сергей Макаров. 'При сегодняшних ценах на нефть добывающие компании идут на то, чтобы экспортировать ее не только по трубопроводам, но и более дорогими железнодорожным и морским путями. Сегодня это вполне рентабельно. Причем, экспорт сырой нефти даже более выгоден, чем экспорт нефтепродуктов', - отмечает начальник пресс-службы ОАО 'Белкамнефть' Алексей Каркин. Коммерческий директор ОАО 'Медведь', владеющего одноименной сетью АЗС в Удмуртии, Алексей Емелин считает, что созданию дефицита нефти на внутреннем рынке способствовало не только увеличение экспорта: 'Сегодня на профилактику остановились три НПЗ. Раз заводы стоят, а это занимает 15-20 дней, снижаются объемы поставок, появляется повышенный спрос и создается дефицит бензина. Соответственно, цены у операторов начинают ползти вверх. Удмуртия абсолютно не застрахована от таких явлений, как нечеткая работа НПЗ'.
Монополисты достали
Однако надеяться на то, что вслед за снижением мировых цен на нефть в России подешевеет бензин, вряд ли стоит. Как показывает практика, при падении цен на нефть, как это было в 2002 году, цены на продукты переработки остаются на прежнем уровне. Возможно, здесь скрывается ответ на вопрос, почему в России такой дорогой бензин. Действительно, цена на нефть внутри страны значительно ниже мировой, а стоимость бензина - как в США. Кто получает сверхприбыль в цепочке добычи нефти, ее переработки и реализации нефтепродуктов? 'Поверьте, операторы зарабатывают немного. Мы постоянно отстаем от роста отпускных цен на НПЗ, и в связи с этим наша рентабельность составляет 12-15%, максимум 20%. Для розницы это крайне мало', - говорит Алексей Емелин из ОАО 'Медведь'. Снижение рентабельности в текущем году отмечает и его коллега, руководитель ООО 'АСПЭК-Нефтепродукт' Сергей Лахин. Причины высоких цен на бензин, по его мнению, кроются в монополизированности нефтеперабатывающей промышленности: 'Если уж говорить о каком-то ценовом сговоре, то это сговор между крупными монополистами, которые держат очень высокую цену на нефть в России - добывающей стране, где цена за литр бензина аналогична цене в США. Давальческие схемы переработки практически сошли на нет: нефтяные компании, которым принадлежит 99% НПЗ в стране, чужаков на свои заводы не пускают. О стабилизации цен на бензин можно говорить только в том случае, если переработка будет выведена из-под влияния нефтяных компаний'.
Свой НПЗ - полбеды
Строить в республике свой собственный НПЗ с целью повышения регулирования внутрирегиональных цен на топливо, по мнению специалистов, не имеет большого смысла. Во-первых, в Удмуртии мало нефти (имеется в виду подконтрольная властям республики доля нефтедобычи) для полной загрузки мощностей такого завода; во-вторых, наша нефть не годится для производства высокооктановых бензинов - ее нужно смешивать с сибирской, которую придется покупать по ценам тех же монополистов. Поэтому сэкономить на собственной переработке не удастся, нужно находить другие пути. 'Как можно уменьшить цены? Только одним способом: искать концы нужно не на 'пистолете', а на 'качалке'. Когда нефть добывают, она достается очень дешево. Потом ее перерабатывают в бензин на тех же заводах, кому принадлежит и нефть. Вот тут и спрятана сверхприбыль, а не там, где нефть выходит из 'пистолета' на АЗС в виде бензина', - считает Сергей Макаров из ОАО 'Удмуртнефтепродукт'. По мнению замгендиректора 'Удмуртнефтепродукта', дешевое топливо - это задача, которая под силу только государству: 'Должны быть приняты протекционистские меры по отношению к реализаторам бензина. Административными методами нужно заставить нефтяные компании продавать нефтепродукты на внутренний рынок по низким ценам. Хотя в условиях рыночной экономики такие меры выглядят неприемлемыми, и государство вряд ли на это пойдет'.
В тупике, с селом на шее
Что касается Удмуртии, то цены на бензин в нашем регионе объективно не могут быть низкими. Во-первых, крупнейшая розничная сеть по реализации бензина в республике - ОАО 'Удмуртнефтепродукт' - не вошла по примеру аналогичных организаций в Пермской и Кировской областях в состав вертикально-интегрированного нефтяного холдинга. Позволило бы это замедлить рост цен на бензин в регионе? Гораздо очевидней прогнозируются другие последствия. Нерентабельные АЗС 'Удмуртнефтепродукта' в сельской местности, которые компания, будучи государственной, пока сохраняет, при смене собственника были бы ликвидированы. Во-вторых, Удмуртия находится в транспортном тупике: нефтепродуктопроводы, по которым в республику поступает топливо с НПЗ, заканчиваются в Камбарке. Отсюда бензин развозится по всей Удмуртии. Если бы трубопровод пересекал территорию региона, транспортные издержки продавцов бензина были бы ниже. Одним словом, цены на бензин в Удмуртии в силу перечисленных причин вряд ли когда-нибудь снизятся. Не в последнюю очередь ажиотаж вокруг этого вопроса обусловлен стремительностью, с которой дорожал бензин в последние месяцы. По мнению некоторых экспертов, виной тому стал политический фактор. 'В стране были выборы, поэтому рост цен на нефть и бензин искусственно тормозился. Сейчас мы наблюдаем, как цены догоняют тот уровень, который должен был быть достигнут еще весной', - говорит Алексей Емелин.
Скидки предоставляются
Конечно, ставить автомобиль в гараж из-за того, что бензин дорожает, большинство водителей не станет. Остается еще один путь заправляться дешевле - это дисконтная карта. В Удмуртии этот вид услуг получил широкое распространение. 'Цены на бензин в Удмуртии примерно соразмерны уровню Санкт-Петербурга и Москвы. Но у нас действуют дисконтные карты на АЗС. У них максимальный уровень скидки 6%, которые достаточно легко набрать. Если вычесть из цены бензина 6%, то получится за 92-й - около 13 рублей, за 95 - 13,90. Такие цены сегодня существуют в большинстве регионов', - говорит Сергей Макаров из ОАО 'Удмуртнефтепродукт'. Аналогичную систему развивают другие операторы бензинового рынка республики. Россия включается в мировую экономическую систему, не за горами вступление в ВТО, поэтому цены не только на бензин, но и на все остальное постепенно будут приближаться к общемировому уровню. Безусловно, адекватно должен возрасти и уровень жизни россиян. Но это уже вопрос не к 'бензинщикам'.