Кумир поп-рока Илья Лагутенко в роли вампира. После чего в новостном сюжете были показаны приобщившиеся к новому киношедевру представители народа - кассирша, продавшая билет на фильм 70-летней бабке; нестриженный пролетарий с супругой, которые, оказывается, уже десять лет как не ходили в кино, а теперь вот сподобились; мамаша интеллигентного вида, срочно вызванная дочкой с работы, чтобы посмотреть 'Ночной дозор' одной из первых. Словно бы вся страна повылазила из щелей, пробужденная от спячки волевым кинематографическим актом. В общем, речь явно идет ни больше ни меньше как о проекте национального, государственного масштаба. 'Сейчас магистральная линия - американский блокбастер, - рассуждает в одном из своих интервью режиссер фильма Тимур Бекмамбетов. - Возникнет ли наша собственная индустрия? Сто процентов - да: Все империи, все амбициозные страны рождают свой кинематограф. Германия 30-40-х, СССР, нынешняя Америка - все это великие кинодержавы. Соборность приходит через кино: Сейчас показателен сам зуд, который у всех есть, - создать некое подобие имперского кино. Это означает, что государство пытается себя видеть как большую, мощную державу. Это связанные процессы, один из примеров тому - 'Ночной дозор', при всей его аполитичности. Недаром продюсером является человек, имеющий некоторое отношение к политике. Я не думаю, что Эрнст (главный продюсер Первого канала. - А.К.) выполняет государственный заказ, но сознание у него работает не случайно в эту сторону'. Бекмамбетову, как признанному профессионалу в области производства телерекламы, трудно отказать в знании массовой психологии, необходимом для создания настоящего блокбастера. Тем важнее более пристально взглянуть на основную мифологию 'Ночного дозора' - особенно в свете слов Бекмамбетова, что 'кино может являться катализатором политических процессов'. Автора одноименной книги и сценариста фильма Сергея Лукьяненко, чья фантастика издается сегодня миллионными тиражами, иногда рассматривают как современную версию братьев Стругацких. Сравнение некорректное, но плодотворное в познавательном плане. В центре проблематики фантастических романов Стругацких мир почти всегда оказывается слишком сложным для понимания и исправления средствами социологического (научного) анализа. В итоге все, на что оказывается способен герой, - это сделать свой личный моральный выбор между Добром и Злом, причем правильность этого выбора так и оставляется авторами под сомнением и целиком на усмотрение читателя. В 'Ночном дозоре' Лукьяненко-Эрнста-Бекмамбетова сложность социального существования объясняется (или снимается) через призму расистского по своей сути взгляда на мир. Есть люди, а есть Иные - Светлые и Темные, противостояние которых и лежит в основе общественной динамики. Причем принадлежность к расе Иных и ее разновидностям - Светлым и Темным - определяется, видимо, биологически - рождением и генетическими мутациями. Добро и Зло, персонифицированные в Темных и Светлых, таким образом, помещены здесь в расовый контекст. Не случайно, впрочем. Создатели фильма хотят популярности фильма у масс, а массы нуждаются в упрощенном и в то же время убедительном, почти 'научном' взгляде на мир, которым так замечателен различного рода расизм. 'Речь идет о доктринах, - говорит французский социолог Этьен Балибар, - приемлемых для того, чтобы предложить ключ к мгновенной интерпретации не только того, чем живут люди, но и того, кем они являются в общественном мире, - здесь эти доктрины соседствуют с астрологией, характерологией и т.д. Эти ключи принимают даже форму 'разгадки' тайны удела человеческого:' Короче говоря, все, как в 'Ночном дозоре'. Могут, конечно, возразить, что, мол, в 'Ночном дозоре' все тоже не так однозначно - у Добра здесь своя Правда, у Зла - своя. И здесь тоже герои мучаются выбором - к кому примкнуть - к Темным или Светлым: Да, выбор есть. Только это выбор не столько между добром и злом, сколько между двумя враждующими группировками. Типа того, в какую бригаду пойти? Вполне по-современному. Так что, наверное, не случайно сегодня все никак не могут доснять кино по роману Стругацких 'Трудно быть богом'. Не так актуально. Особенно в смысле того, что (опять повторим Бекмамбетова) 'кино может являться катализатором политических процессов'