Конференция была спланирована как 'цепочка' докладов, которые делали непосредственные участники процесса возрождения традиционной музыкальной культуры финно-угорских народов - то есть, с одной стороны, ученые-этнографы и краеведы, с другой - музыканты-профессионалы и музыковеды, и с третьей - те, кто играет на этих самых инструментах, совершенствует их, внедряет в быт и культурную среду. Не вдаваясь в детали и содержательные подробности чисто научного симпозиума, отметим такие его моменты. Ирина Пчеловодова, аспирант НИИЯЛ, недавно вернувшаяся из фольклорной экспедиции по удмуртской 'глубинке', продемонстрировала собравшимся аудиозапись игры на ужи-гумы (самодельной тростниковой флейте). Играл на дудочке 70-летний житель Кезского района, и, если бы не комментарий фольклориста, никто бы по звуку не догадался, что звучит на самом деле не камышовый, а изготовленный из резинового шланга инструмент! Самое любопытное в ее сообщении то, что, по словам этого 'народного артиста', большинство из его земляков и ровесников владели игрой на тростниковой флейте и играли на ней в моменты досуга, или при пастьбе скота, или во время ночных дежурств. Анатолий Степанов, художник и керамист, известный в художественной среде своими глиняными шуланами и мугуранами (свистульками в народном стиле, на которых тоже можно исполнять простенькие наигрыши), неожиданно сменив тему доклада, вынул из принесенного с собой футляра совершенно новенький, недавно им изготовленный собственной конструкции пыш (лодку) -крезь, которым (как типом традиционного музыкального инструмента), по его мнению, пользовались при исполнении заупокойного культа, веря, что в загробный мир душа умершего отправляется на лодке по реке. А ведущий конференции и 'патриарх' удмуртского крезя Сергей Кунгуров коротко рассказал о долгом пути, который ему пришлось преодолеть от двух археологических находок (костяные подставки, найденные при раскопках городища Иднакар) до концертных образцов современных крезей. Он же сообщил публике, что сейчас в работе находится академический вариант этого удивительного инструмента, слушая который, удмурты 'не могли не плакать' (что, кстати говоря, тут же подтвердила Татьяна Григорьевна Владыкина, которой приходилось слушать носителей традиции 'в оригинале').