фото Каждому россиянину известны всего лишь два творения этого великого мастера: композиция 'Рабочий и колхозница' да: стеклянный граненый стакан, который в советские годы продавался во всех промтоварных магазинах страны по цене 7 копеек штука.
Перемена мест
Вера Мухина, прославившая на весь мир советских рабочего и колхозницу, имела далеко не пролетарское происхождение. Она родилась Риге в довольно состоятельной купеческой семье. От матери, которая была чистокровной француженкой, девочка унаследовала любовь к иностранным языкам, а отец сумел привить дочери любовь к рисованию. Однажды маленькая Вера изобразила воз с сеном, из-под которого были видны ноги в сапогах. Глава семьи посмотрел на рисунок и, обращаясь ко всем домашним, сказал: 'Помяните мое слово, будет художницей. Очень наблюдательна.' Детство и молодость Веры Игнатьевны прошли в самых разных городах и странах. После Риги семья прожила целый год в Германии, затем был переезд в Феодосию (Крым), а оттуда в Курск. Во время учебы в Москве с Верой произошел несчастный случай - в трамвайной аварии она получила серьезную травму лица и была вынуждена долго лечиться. После операции начинающая художница уехала в Париж, где совмещала лечение с учебой скульптуре и рисованию. Наконец, в 1914 году Мухина совершила продолжительную поездку по Италии. Начавшаяся вскоре мировая война заставила Веру Игнатьевну надолго забыть и об искусстве, и о поездках за рубеж, так как на протяжении последующих трех лет она работала сестрой милосердия в одном из московских лазаретов.
Два доноса
В начале 20-х годов молодая художница участвовала и побеждала во многих художественных конкурсах. В 1925-м созданная по эскизам В. И. Мухиной коллекция женской одежды была удостоена Гран-при на Парижской выставке. А в следующем году ее двухметровая 'Крестьянка' появилась в Историческом музее в экспозиции, посвященной 10-летию Октября. Впрочем, даже не все искусствоведы знают, что этот экспонат - всего лишь авторская копия, поскольку оригинал был приобретен итальянским правительством и до сих пор хранится в одном из музеев этой страны. В 1930 году по ложному доносу был арестован муж Веры Игнатьевны - известный врач Алексей Замков. Вместе с малолетним сыном она поехала вслед за мужем в ссылку, где провела несколько лет своей жизни. Вернуться в столицу ей удалось лишь после личного вмешательства Максима Горького (первую прижизненную статую выдающегося пролетарского писателя В. И. Мухина изваяла еще в 1929 году). Возвращение в Москву произошло как нельзя кстати: в это время в стране был объявлен конкурс на украшение советского павильона на всемирной Парижской выставке под названием 'Искусство, техника и современная жизнь'. Мухина предложила украсить павильон фигурами мужчины и женщины, которые держат в руках молот и серп. Любопытно, что натурщиками для этой композиции выступили вовсе не рабочий и колхозница, а артист балета Игорь Басенко и работница 'Мосметро-стоя' откатчица Зоя Мухина (она была всего лишь однофамилицей Веры Игнатьевны). Из всех поступивших проектов лучшим был признан гипсовый эскиз Веры Мухиной. Оставалось сделать самое главное - изготовить детали скульптуры на одном из московских заводов в натуральную величину. Когда эта грандиозная работа уже подходила к концу, на Мухину поступил 'сигнал': директор завода Тамбовцев сообщал в соответствующие органы о том, что лицо рабочего сделано с портрета: Льва Троцкого! К счастью, этот бредовый донос не помешал осуществлению амбициозного проекта.
Бестселлер
Одной из темных ночей 1937 года от дальней платформы Белорусского вокзала Москвы отошел состав. Усиленно охраняемые двадцать восемь вагонов были загружены металлическими конструкциями, которые были упакованы в специальные ящики. Наиболее громоздкие детали размещались на открытых платформах под брезентом. Во время проезда через Польшу несколько таких фрагментов пришлось разрезать автогеном на отдельные части, поскольку они не проходили через железнодорожный тоннель. Из этих деталей предстояло с помощью электросварки собрать 25-метровую композицию весом около 75 тонн. Столь большая масса объясняется тем, что скульптура не пустотелая - под хромникелевыми пластинами находится каркас из стальных балок и ферм. Для выполнения сложнейшей задачи по сборке скульптуры во Францию была командирована целая бригада рабочих и инженеров под руководством автора. Помимо неминуемых в таких случаях технических сложностей Мухина больше всего боялась, что 'Рабочий и колхозница' просто потеряются рядом с массивной Эйфелевой башней и не произведут должного впечатления на французскую публику. Следует сказать, что все эти опасения оказались совершенно напрасными - статую ждал поистине сенсационный успех: жюри выставки присудило ей Большую золотую медаль. Даже великий Пикассо открыто восхищался мухинским творением. Ну, а предприимчивые французы моментально растиражировали его в миллионах статуэток, брелков, пепельниц и иных изделий ширпотреба. На какое-то время популярность этой скульптуры сравнялась с той, что имела основная достопримечательность Парижа - Эйфелева башня.
Вера Игнатьевна Мухина На вечной стоянке
После закрытия Парижской выставки было решено установить прославленную скульптурную группу у малолюдного северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ). Впоследствии она будет переименована в Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ), а теперь именуется Всероссийским выставочным центром - ВВЦ. Несмотря на явно неудачный выбор нового 'места жительства', композиция Веры Мухиной была знакома всем без исключения гражданам Советского Союза, поскольку именно 'Рабочий и колхозница' стали эмблемой киностудии 'Мосфильм'. Хорошо помню постигшее меня разочарование, когда в семилетнем возрасте я впервые оказался на Красной площади Москвы и не обнаружил там хорошо знакомой статуи. До этого дня я был абсолютно уверен, что, как и на эмблеме 'Мосфильма', она стоит рядом со Спасской башней Кремля. Если в Париже скульптура располагалась на крыше 35-метрового павильона, то в Москве ее водрузили на куцый постамент высотой всего 10 метров. От такого 'унижения' она стала смотреться гораздо менее выигрышно, а сама Вера Игнатьевна неизменно называла новое основание не иначе как 'пеньком'. Впрочем, в настоящий момент композиция Мухиной временно демонтирована для проведения капитального ремонта: необходимо отреставрировать разрушенные коррозией детали - ногу колхозницы и развевающийся в ее руке шарф. Кроме того, после реставрации скульптура вновь взметнется на 35-метровую высоту.
Многогранное творчество
Из мечты о высоком искусстве родилось еще одно детище Мухиной - легендарный граненый стакан. В течение многих лет Вера Игнатьевна размышляла о создании русской школы художественного стекла. Эта работа свела вместе трех выдающихся людей: Веру Мухину, главного 'стекловеда' страны Николая Качалова и писателя Алексея Толстого. Втроем они написали письмо Сталину, в котором говорилось: 'Стекло - это чудесный материал, при помощи которого можно создавать неподражаемые декоративные изделия'. В 1940 году было принято решение открыть в Ленинграде школу художников-стекольщиков, руководство которой поручили В. И. Мухиной. В последнем довоенном году появились на свет знаменитые мухинские стеклянные вазы. За ними последовала скульптурная группа из матового стекла 'Плачущая девушка', которая постоянно вызывала неодобрение товарищей 'сверху'. Автора часто спрашивали: 'Почему, собственно, может плакать советская девушка?' Идея простого и прочного стеклянного стакана с гранями родилась уже в блокадном Ленинграде. Дизайн этого изделия был разработан Верой Игнатьевной осенью 1943 года (в разных источниках встречаются различные даты этого события: 11 сентября и 5 октября). Гораздо важнее другое - знаменитые грани были предназначены не столько для красоты, сколько для придания этой 'конструкции' дополнительной прочности. Первая промышленная партия граненых стаканов была выпущена в декабре 1943 года на заводе в городе Гусь-Хрустальный (Владимирская область), и вскоре их производство было налажено по всей стране.
Символы двух эпох
Безо всякой иронии по этому поводу следует отметить, что граненый стакан являлся столь же полноценным символом советской эпохи, как 'Рабочий и колхозница'. Не случайно он много раз воспет в ностальгических песнях эмигранта Вилли Токарева: 'Эх, стаканчики, граненые стаканчики, в вашем звоне узнаю я ресторанчики'. Или еще одно: 'А налью стакан я чистой русской водочки, астраханскою закушаю селедочкой:' И действительно, на просторах СССР граненый стакан присутствовал везде и всюду: в солидных ресторанах и привокзальных буфетах, в домах и на улицах наших городов (вспомните автоматы с газировкой - 'простая' за одну и 'с сиропом' за три копейки). Пользовались им тоже 'всем миром' - и рабочие, и крестьяне, и пресловутая 'прослойка'. А сегодня все мы являемся свидетелями заката былой популярности этого изделия, которое сдает свои позиции одноразовому пластиковому стаканчику. Возвращаясь к судьбе знаменитого скульптурного дуэта, нельзя не сказать о том, что несколько лет назад он оказался объектом рекламной акции - одна из фирм по пошиву одежды на несколько дней одела рабочего и колхозницу в комбинезоны примерно: 540 размера! Это является еще одним подтверждением того, что гениальное произведение Веры Мухиной остается востребованным и в наше сумасшедшее время. Как вы помните, в 1937-м композиция венчала выставочный павильон, в котором были представлены произведения искусства и достижения отечественной науки и техники. А спустя 70 лет она будет поднята на крышу гигантского торгового центра, который уже летом будущего года откроется у северного входа на ВВЦ. То есть отныне наши рабочий и колхозница будут прославлять достижения не столько российской, сколько зарубежной (в основном китайской) промышленности. Может быть, так и должно быть в стране, где вместо походов по музеям и выставочным залам главным развлечением для большинства граждан стало разглядывание магазинных витрин.