фото И по привычке горожане ассоциируют эту Власть с тремя, а с недавних пор - четырьмя основными зданиями, где размещены рабочие кабинеты первых лиц и их сотрудников: резиденция президента, Дом правительства, Госсовет и мэрия. Но тенденция последних пяти-шести лет ясно показывает, что этими точками на карте власть отнюдь не удовлетворяется и по неписаному, но совершенно 'железному' закону она размножается, увеличиваясь в объеме, как опара на дрожжах.
Точка разгона
От допотопных (то бишь дореволюционных) времен в ужасном состоянии дошел до нас дом заводского начальника - Генеральский дом, расположенный на задворках Летнего сада, и дом Дворянского собрания, превратившийся во флигель старого Совмина. О них и говорить нечего - что было, того не вернешь. Сталинский ампир правительственного здания на Советской, 1 воплотил в себе непоколебимую уверенность чиновников советской системы в том, что они пришли - на века. Высокие потолки, широкие марши лестниц, просторные коридоры - казалось, этого плодовитому чиновничьему племени хватит надолго. А Горисполком тоже был один и совсем маленький - наискосок от Александро-Невского собора, который 'служил' тогда кинотеатром со звучным названием 'Колосс' (что означало 'громадный'). Мощный рывок в развитии промышленной базы Ижевска, который город пережил в 40-60-х годах, кратно увеличил численность населения и неминуемо повлек за собой управленческий 'обоз'.
Момент 'взрыва'
Собственно, 'советский' период разбегания власти был, можно сказать, застенчивым и скромным. Строили власти для себя не очень много и достаточно убого. Взять хоть тот же Дом правительства на Центральной площади (1964), который сейчас не могут придумать, как бы украсить - то крыльцо с дверями новыми, то входную группу присобачат, а все равно коробка, она и есть коробка. Практически то же самое можно сказать и о мэрии (начало 80-х) - аскетизм советского 'модерна' с высоты нынешних амбиций смотрится прямо до неприличного убого. Зато с позиций популистских это выглядит даже плюсом - вот как, дескать, коммунисты были скромны и неприхотливы, экономили народные денежки (строили-то горком партии:). Вне стен дома на Пушкинской еще до перестройки оказались управления архитектуры, благоустройства и транспорта, Горжилуправление, Горстрой: Парадоксально, что победа демократии в результате перестройки вроде бы должна была минимизировать бюрократические претензии вельмож-чиновников, а получилось как раз наоборот. Со скоростью мультипликации под видом 'реорганизации' властные структуры стали множиться и почковаться. Судите сами. В 'эпоху' Салтыкова из здания мэрии съехали следующие структуры: - комитет (впоследствии управление) муниципального имущества (въехал в отремонтированный бывший детский сад на пересечении Пушкинской и Широкого); - управление образования (к настоящему времени успело дважды переехать и теперь обосновалось, по иронии судьбы, именно там, где сидел ВЕСЬ Горсовет и горисполком советского образца); - управление здравоохранения (три года назад из нескольких комнат в администрации переехало в бывшее здание Дома ребенка в проезде между Красной и К. Маркса); - отпочковавшееся от ГорОНО управление дошкольного образования и воспитания тоже получило себе деревянный 'особняк' на ул. Горького, наискосок от ведомства Александра Копинова - в доме, где раньше была детская музыкальная школа: - комитет соцзащиты (по делам ветеранов и инвалидов), тихо образованный года четыре назад, незаметно возник в жилом доме на Родниковой, в 4-комнатной перепрофилированной квартире; - горкомзем 'притулился' в середине 90-х в цоколе старого дома на Пушкинской, тоже уже дважды евро-отремонтировавшись; - комитет по охране природных ресурсов, то учреждаемый, то упраздняемый, влачит свое существование за тридевять земель, на ул. 40 лет Победы; - управление водопользования (новообразование конца 90-х) обрело свой цоколь напротив удмуртского парламента, в жилом доме на Лихвинцева; - Настоящим апофеозом можно считать переезд в прошлом году (это уже при Балакине) финансового управления в перестроенные и объединенные два опустевшие садика на Авангардной - это уже не 'приспособленные нежилые помещения', а апартаменты класса экстра-люкс, что среди лачуг и общаг, которых много в этом районе, выглядит, можно сказать, издевательски. Причем если приглядеться повнимательней, то можно увидеть, что здание построено ИЗЫСКАННО и его неброская стильность - это успех архитекторов, которые сделали 'конфетку' буквально из ничего. Итого: Площади увеличивались кратно, но не пустели и оставленные помещения - они снова обживались 'новоселами'. И все ремонтировали, обставляли мебелью, оснащали компьютерами: Правда, на школы и больницы уже не хватало, поэтому ремонт 'объектов социального назначения' может тянуться (и тянется) годами, превращаясь для несчастных руководителей этих 'долгостроев' в перманентную 'битву с ветряными мельницами'.
Вверх и вниз
Рядовой горожанин, пожалуй, не в состоянии оценить реальную физическую насыщенность столицы всевозможными 'отделами' и 'департаментами' - они то и дело попадаются на глаза, когда углубишься в жилые кварталы. Так, уже давно обособившееся ГЖУ само продолжает множиться - на первом этаже элитного дома на Льва Толстого появился его департамент (отдел), который ведает эксплуатацией жилого фонда. Освоив особняк на Интернациональной, управленцы нашим здоровьем (Горздрав) отнюдь не отказались от дополнительных площадок - в офисе, образованном из двух объединенных квартир на 1-м этаже жилого дома рядом с к/т 'Дружбой', медстатистиков сменило Бюро проекта 'Здоровые города'. Глядишь, там райотдел пенсий и пособий, здесь - страховая компания, которая выдает полисы на неработающее население. Куда ни глянь, везде какие-то 'конторы'. Конечно, брюзжать по этому поводу вроде глупо - власть идет навстречу народу, чтобы не таскаться за справкой за тридевять земель. Правда, такое 'хождение в народ' далеко не всегда приводит к декларируемой цели - исчезновению очередей. А где очередь, там нервы, раздражение, недовольство властью, для которой проситель так и остался персоной нон грата.
Методом почкования
Сколько себя помню, бюрократы клянутся, что только и думают о сокращении штатов. Так было и в советские времена, и в постсоветские. Но приходится констатировать: бюрократические структуры в Ижевске на рубеже XX-XXI веков ТОЛЬКО РАСТУТ. В середине 60-х годов переезд аппарата правительства и ряда министерств в новый дом на Центральной площади означал расширение (практически удвоение) площади, а стало быть, логично предположить, что больше стало и 'народонаселение' этой, теперь совокупной, 'ёмкости'. Но 'расползание' только началось. Минтруда уже давненько сидит в бывшем облсовпрофе; Минпечати - в республиканской типографии на Пастухова; международные связи - в Госсовете (на придирчивый взгляд, странно - представительная и исполнительная ветви власти у нас вроде бы разделены). Федеральные структуры, интегрированные на уровень региона, тоже требуют своего места под солнцем. Пожалуйста, республиканское отделение Пенсионного фонда и республиканский же департамент службы занятости - получили по этажу в длиннющем здании на Ухтомского, где центральный офис таможни. (А ведь есть еще и городские подразделения: городской Пенсионный фонд пару лет назад 9-этажку на К. Маркса отхватил и 'облизал' после какой-то строительной конторы; 'занятость' устроилась куда скромнее - в пристрое к жилому дому на К. Маркса). Федеральное казначейство оборудовало свой этаж в здании Гипроводхоза, что на Воткинском шоссе, 140, с отдельным входом. На этом 'разбегание' властных 'галактик' не закончилось. Госстрой УР перебрался на Песочную, 9 где-то конце 90-х. Пару лет назад Минюст (теперь территориального управления) УР переехал из здания Верховного суда в 5-этажный дом на Горького, по соседству с пожарной частью N1. В прошлом году Минздрав, Минпром и Госкомнауки перебрались в здание постройки 80-х годов, которое строили для себя и долго эксплуатировали автотранспортники - по ул. Красной, 144. Кстати, Минздрав в самом центре имеет 2-этажный особняк напротив исторического дома Лятушевича - это всего-навсего его... бухгалтерия. А кто же нынче может позволить себе не 'лубяную заячью избушку', а полномасштабное благоустроенное строительство для нужд собственного размещения? Большой дом не спрячешь от любопытных глаз. Так что, не нарушая никаких 'регламентов', мы просто перечислим, у кого из органов власти в последние годы случились масштабные 'новоселья' (банки и предпринимательские структуры в расчет не берем). Это: ГАИ-ГИБДД УР - 2000 год Прокуратура УР (большой пристрой, практически столько же, сколько было) - 2000 год Налоговая инспекция - 2002 год Резиденция президента - 2002 год То, что строительство и евроремонт по нынешним временам дело не только недешевое, а прямо-таки архидорогое, просто разорительное для рядового гражданина - аксиома, не требующая доказательств. Стало быть, ежегодно рапортуя о недостатке средств на то, другое, пятое и десятое, власть умеет находить те же средства, когда речь идет о собственном благоустройстве. И уж тут экономить не будет. Так что 'новоселье' для бюрократов никогда не было и не является теперь сменой меньшей площади на большую, но только прибавление к старому нового; и постоянное 'ползучее' экстенсивное расползание вширь - в бывшие детские сады, в приспособленные под офисы квартиры, в цокольные этажи жилых домов:
P.S. В задачу настоящей публикации не входил анализ степени необходимости и своевременности тех или иных структурных преобразований в органах власти города и республики и, как следствие, потребности в 'расселении' тех или иных властных подразделений. Мы лишь констатируем факт, который у всех на глазах.