Канев Н.В. 'Баба-лодка', дерево, 2000 г. У ижевчан есть редкий шанс узнать, что такое оленьи камусы, ровдуги и как выглядит 'Баба-лодка'. Выставка - своего рода ответный визит ямальцев. В 2002 году в Салехарде проходил семинар художников-косторезов, где принимали участие мастера Удмуртии. На презентации выставки один из выступающих отметил, что миниатюрность экспонатов позволила довезти их до Ижевска в нескольких чемоданах. Небольшой размер пластики и изделий из кости нисколько не умаляют их художественной ценности. Мастерство художников Ямала превращает старинное ремесло в высокое искусство, которое, впрочем, при ближайшем рассмотрении не лишено мягкой самоиронии. Именно это, по мнению профессора Владыкина, роднит ямальцев с коренными жителями Удмуртии. Помимо чарующих 'рыб', 'богинь' из корней деревьев, ажурных или монолитных аборигенов, белых медведей, мамонтов из кости (иногда самих же мамонтов), на выставке есть изделия из осоки, оленьих камусов (шкуры, снятой с ног животного) и ровдуг (тонкая замша из оленьих шкур). Ровдуги - это ценное изобретение северных народов, они совмещают в себе дорожную сумку и подушку. Среди традиционных ремесел ямальцы привезли работы известной хантыйской художницы Надежды Талигиной. Их сравнивают с классическими японскими миниатюрами. Они столь же лаконичны и композиционно завершены. Надежде Михайловне удалось совместить приемы традиционных ремесел с современным дизайном и содержанием изделий. Особый авторский стиль присущ работам Александры Юхлымовой. Она передает неповторимое сияние Севера в воздушном батике. Работы ямальских мастеров хранятся в частных коллекциях, музеях и галереях России и за рубежом. Выставка пробудет в Ижевске всего одну неделю. Уже в эту пятницу мастера Ямала покинут столицу Удмуртии. Так что у читателей 'Д' есть еще возможность поймать красоту севера.