фото Сегодня решить проблему пивного импортозамещения в республике способен разве что иностранный инвестор.
Пивовары без навара
По статистике, за последние четыре года продажи пива в республике выросли почти на 70 процентов. В 2003 году жители республики выпили 5,35 млн дкл пенистого напитка, или 34 литра на душу населения, включая женщин, стариков и детей. Прирост к уровню 2002 года составил 16 процентов. Это произошло за счет снижения продаж крепких напитков: в 2003 году спрос на водку и ликеро-водочные изделия в республике сократился на 7 процентов. Однако, судя по данным статистики, удмуртские производители пива не воспользовались динамично растущим спросом: объемы продаж росли и продолжают расти исключительно за счет завозной продукции. В 2003 году в Удмуртии было произведено 2,17 млн дкл пива, что лишь на 0,5 процента превышает аналогичный показатель 2000 года. В итоге, относительное присутствие удмуртских пивных марок на региональном рынке сократилось за четыре года с 67 до 40,5 процента. Упущенные возможности по завоеванию пивного рынка особенно беспокоят власти Удмуртии. И решать эту проблему они намерены привычным путем - с помощью административных мер. 'Можно реально увеличить производство пива у нас в республике до 3 млн дкл, если контролирующие органы начнут более строго подходить к проверкам мелкой розницы и качеству привозного пива', - сказал 'Д' министр торговли и бытовых услуг Удмуртии Петр Пономарев. Министр не исключает важность рекламной работы по продвижению удмуртских марок пива, но заниматься этим должны сами владельцы пивного бизнеса. 'Заменять надо однозначно, - высказала свое мнение 'Д' по поводу импортозамещения пива замминистра торговли УР Галина Троегубова. - Если наше пиво не раскручено и стоит дешевле, это не значит, что оно плохое. Мы знаем свое качество. У завозного пива идет большая накрутка за бренд, а у нас издержки меньше и цена, соответственно, тоже'.
Пиво в себе
На сегодняшний день в республике производством пива занимаются 6 предприятий. Самым крупным из них является ОАО 'Гамбринусъ', формирующее основной объем производимого в Удмуртии пива - 80 процентов по итогам 2003 года. Самое дешевое привозное пиво в стеклянной бутылке стоит в Ижевске от 12 рублей за 0,5 литра, поэтому завод 'Гамбринусъ', чье пиво продается в ижевских магазинах по цене от 9,5 до 11 рублей, находится как бы вне конкуренции. По словам гендиректора предприятия Анатолия Васильева, пиво производства 'Гамбринуса' самое дешевое не только в Удмуртии, но и в Уральском регионе. С мнением, что завозное пиво надо вытеснять, гендиректор 'Гамбринуса' категорически не согласен: во-первых, это не в интересах потребителя, во-вторых, искусственные ограничения на ввоз приведут к тому, что упадет качество местного пива. У 'Гамбринуса' нет проблем с реализацией продукции: завод выпускает 10 сортов пива, работая на пределе загрузки производственных мощностей - она составляет 97-98 процентов. Есть в году 7-10 жарких дней, когда спрос достигает максимума, и завод не успевает удовлетворять потребности оптовиков. 'Мне реклама не нужна', - говорит по поводу востребованности продукции 'Гамбринуса' Анатолий Васильев. По его мнению, завод сможет успешно продавать пиво, причем основную часть здесь же, в Удмуртии, - даже в том случае, если его мощности будут увеличены в два раза. Гендиректор ОАО 'Афродита' Михаил Пашков более осторожен в оценках: 'Если увеличить производство на 'Гамбринусе' и больше ничего не делать, не проводить рекламную кампанию, продажи можно поднять на 10-15 процентов'. В настоящий момент, по словам Михаила Пашкова, спрос на пиво производства 'Гамбринуса' превышает предложение: 'Его могло бы продаваться больше, если бы оно было'.
Без 'премиум'
Валерий Пучинин, возглавляющий ЗАО 'Пивзавод' (марки 'Лесное', 'Пильс'), отмечает, что за 2003 год объем производства на его предприятии увеличился в 3 раза. 'Если бы нас не 'глушили' завозом, увеличить производство можно было бы без проблем, - сказал 'Д' Валерий Пучинин. - Но оптовикам выгоднее брать завозное пиво: большие пивзаводы организуют для них систему скидок, рекламную поддержку, снабжают сопутствующими товарами, бесплатно раздают фирменные палатки. Крупные производители имеют хорошую рентабельность за счет больших объемов. А при наших объемах издержки слишком велики, поэтому приходится делать самое простое пиво'. К слову, 'Пивзавод' отказался от выпуска живого, не пастеризованного пива в бутылках, с которого он начинал свою деятельность. Его цена - 14 рублей, а 3 года назад столько стоило пиво класса 'премиум' - видимо, оказалась слишком высокой для нераскрученной марки местного производства. Едва ли не единственная попытка ижевского пива попасть в ряды элитной продукции окончилась, таким образом, неудачей. Правда, Анатолий Васильев причисляет к классу 'премиум' последнюю новинку 'Гамбринуса' - пиво 'Бравое', однако его цена - 12 рублей за бутылку 0,5 л - лишь на 50 копеек больше, чем цена бутылки 'Потапыча', производства того же пивзавода. Впрочем, Анатолий Васильев говорит о качестве, а нехарактерная для класса 'премиум' низкая цена, по его словам, образовалась по причине того, что 'Гамбринусъ' не несет транспортных и рекламных расходов на продвижение своей продукции. Тем не менее проблема очевидна: удмуртские пивзаводы заняли безопасную нижнюю ценовую нишу, однако на дешевом пиве не сделаешь хорошую прибыль, а значит, не из чего будет вкладывать в производство, которое рано или поздно не выдержит износа. Местным любителям пива, скорее всего, все равно, появится или не появится в Удмуртии региональный бренд, пиво для среднего класса, - по крайней мере, им, наверное, будет приятно. Но владельцам удмуртских пивзаводов, конечно, есть дело до того, куда движется их бизнес.
Послезавтра
Пить местное пиво, конечно, так сразу не перестанут: в Удмуртии вдвое медленней, чем по России, увеличиваются доходы населения, треть жителей республики находится за чертой бедности. Продукция 'Гамбринуса' - для них. Кроме того, в объема продаж продукции завода лидирует 'Жигулевское' - национальный бренд. Поэтому пенсионеры, а это каждый 4-й житель Удмуртии, пили и будут пить этот сорт пива не только из-за дешевизны, но и по старой памяти. Наибольшей популярностью у жителей Удмуртии пользуется ярославское 'Ярпиво', занимающее ценовую нишу 13,5-14,5 руб. по продукции в стеклотаре: по данным Минторга УР, объем продаж 'Ярпива' достиг 30 процентов от всего реализуемого на территории республики пива. В ценовой нише 14,5-18 рублей продаются различные сорта пива 'Пит', 'Балтика', 'Солодов', 'Оболонь'. От 18 рублей и до 20 рублей стоит в Ижевске 0,5-литровая бутылка 'Клинского', 'Старого мельника', 'Сибирской короны', 'Золотой бочки'. Сегмент 'премиум', занимавший в 2000 году 9 процентов пивного рынка России, в 2004 году расширится до 19 процентов. Человеку свойственно стремиться к лучшему, поэтому если экономическая ситуация в стране будет продолжать стабилизироваться, все больше сегодняшних поклонников 'Жигулевского' будут предпочитать 'Ярпиво', а те, кто пил его и раньше, с ростом доходов не остановятся и перед 'Сибирской короной' в жестяной банке. Заводы из других регионов, которые сегодня заваливают Удмуртию своим пивом, принадлежат международным концернам Baltic Beverages Holding AB и SUN Interbrew. Из крупных российскими (по происхождению уставного капитала) пока остаются пивзавод 'Очаково' и 'Красный Восток'. Эксперты предрекают, что в 2004 году один из этих заводов будет куплен новым иностранным игроком на российском пивном рынке, крупнейшим мировым производителем пива, концерном Anheuser-Busch. Когда будут скуплены все крупные пивзаводы, наступит очередь тех, что поменьше. Возможно, 'Гамбринусъ' будет проще продать западному инвестору, чем вкладывать миллионы долларов в производство 'самого простого пива'. Другое дело, захотят ли его купить. За I квартал 2004 года пивной рынок республики вырос всего на 5 процентов, тогда как в целом по России продажи пива за этот же период увеличились на 18 процентов. Похоже, Удмуртия напилась, и потенциальные инвесторы, конечно же, оценят данный факт...
Сколько не жалко на 'Гамбринусъ'?
Весной появилась полуофициальная информация о том, что в Удмуртии будет построен современный пивзавод с баночной линией. По информации 'Д', такой проект, действительно, существует, только речь идет о модернизации 'Гамбринуса': мощность завода должна быть увеличена в 3 раза. Стоимость проекта - $10 миллионов, однако инвесторы пока не приняли решение о его реализации. Как сообщил источник в Правительстве УР, стоимость проекта в действительности не так велика, чтобы обеспечить серьезную конкурентоспособность продукции 'Гамбринуса' в средней и высокой ценовых нишах: 'Гамбринусъ' - слишком маленький завод: он в 40 раз меньше, чем 'Красный Восток', а 'Красный Восток' примерно в 8 раз меньше, чем 'Балтика'. Возможности конкурировать с западным капиталом нет, поэтому завоз мы не 'перешибем'. Речь можно вести о расширении продаж нашего пива за пределами республики'. По оценке собеседника 'Д', для того, чтобы успешно конкурировать с продукцией того же 'Красного Востока', в 'Гамбринусъ' должно быть инвестировано не 10, а $100 миллионов. В группе 'Продторг', владеющей пивзаводом, как и в Минторге УР, на соответствующий запрос 'Д' ограничились лишь констатацией того, что 'возможность модернизации 'Гамбринуса' рассматривается'.