фото Cпортивный самолет, за штурвалом которого находился гражданин ФРГ, беспрепятственно долетел до Москвы и приземлился в самом центре советской империи.
Чудак на букву 'М'
Точкой отсчета этой эпопеи стало 27 мая, когда 19-летний пилот-любитель Матиас Руст вылетел из Гамбурга в Хельсинки. Утром следующего дня его маленький самолетик 'Сессна' готовился к перелету от финской столицы до Стокгольма (Швеция). При полной заправке такая машина может преодолеть 800 километров, то есть ровно вдвое больше, чем расстояние от Хельсинки до Стокгольма, а потому финские авиатехники были очень удивлены просьбой молодого летчика установить в кабине еще и дополнительный топливный бак. Вдоволь посмеявшись над чудаковатым летчиком-очкариком, техники все же выполнили пожелание Руста и снабдили его самолет дополнительным топливом. Итак, 28 мая в 13:20 'Сессна' взяла курс на Швецию и какое-то время действительно летела по этому маршруту. Через 20 минут пилот вышел на связь с диспетчером, после чего развернул машину с запада на юго-восток. Попытки наземных служб связаться с Рустом успеха не имели - тот выключил все радиоприборы за исключением радиокомпаса. А вскоре немецкий самолет вовсе пропал с экранов радаров. Финские спасатели, прибывшие в точку исчезновения 'Сессны' обнаружили на поверхности моря растекшееся масляное пятно (оно было призвано инсценировать аварию с помощью сброшенных Рустом нескольких емкостей с маслом). Уже через три часа там работали водолазы, тщетно пытаясь отыскать на дне Балтики останки самолета и летчика. В это самое время наш герой на небольшой высоте пересек Финский залив. В 14:29 радарами советских войск ПВО в районе города Кохтла-Ярве (Эстония) был зафиксирован тихоходный объект, который не отвечал на запросы по радио и не реагировал на код 'свой-сужой'. Как и положено в таких случаях, в полную боевую готовность были приведены три ракетных дивизиона, которые в любую минуту могли уничтожить цель. Нужна была только команда, но ее так и не поступило. Дело в том, что за четыре года до описываемых событий над СССР был сбит южнокорейский 'Боинг-747', после чего в войска был разослан секретный приказ, запрещающий уничтожать явно гражданские и спортивные самолеты, если те не угрожают стратегически важным объектам.
'Я - свой'
По тревоге с военного аэродрома 'Тапа' в Эстонии были подняты два МиГ-23 авиации ПВО. Пилот одного из истребителей сообщил на землю, что видит цель - спортивный самолет белого цвета с голубой полосой на борту. Пока скоростные МиГи разворачивались для повторного облета тихоходного самолета-нарушителя, тот резко нырнул вниз и исчез из поля зрения не только советских летчиков, но и наземных служб. Всего через полчаса после этого происшествия над соседней Псковской областью была обнаружена похожая цель, правда, летящая немного другим курсом и на другой высоте. Логично было бы предположить, что это тот же самый самолет-хулиган, однако на запросы системы опознавания эта цель выдавала на экранах локаторов отметку 'я - свой'. Объявленную тревогу военные тут же отменили, а первоначальную информацию из пункта ПВО в Кохтла-Ярве списали на сбои в работе техники. То, что произошло с самолетом Матиаса Руста, впоследствии трактовалось военными как цепь невообразимых случайностей. Дело в том, что в это самое время в окрестностях Пскова проводились учебные полеты одного из авиаполков. Ровно в 15 часов все воздушные объекты должны были сменить коды системы опознавания, однако многие летчики по своей неопытности забыли об этом. В результате на экранах локаторов появилось сразу несколько точек с отметкой 'я - чужой'. Зная об этих полетах, дежурный по данной зоне ПВО принудительно присвоил всем этим точкам код 'я - свой'. Самолет Матиаса Руста тоже получил такую отметку, а потому отныне он находился в нашем небе как 'заблудившееся' советское воздушное судно. То есть начиная от Пскова 'Сессна' не представляла абсолютно никакого интереса для советских войск ПВО.
Промежуточная посадка
Журналисты немецкой газеты 'Бунте' провели собственное расследование, в ходе которого выяснилась интересная подробность скандального полета, на которую не обратили внимания советские следственные органы. Действительно, если разделить общую длину маршрута Руста (около 1000 километров) на фактическое время полета (семь часов), то получится скорость 140 км/час. При этом крейсерская скорость этой модели 'Сессны' составляет 220 км/ч. Кроме того, почти весь перелет Руста сопровождался попутными ветрами, а это значит, что он вполне мог совершить на территории СССР двухчасовую промежуточную посадку. Данное предположение немецких журналистов объясняет следующую загадку: почему во время вылета из Хельсинки летчик был одет в джинсы и зеленую рубашку, а сел в Москве уже будучи в красном комбинезоне? При этом возможность переодевания в воздухе должна быть исключена - габариты кабины 'Сессны' не позволяют проделывать подобные трюки. По причине посадки на пути к Москве самолет-нарушитель снова оказался без кода 'я - свой', однако в районе Торжка он был еще раз легализован службой ПВО. Накануне в окрестностях этого города столкнулись наши истребитель и бомбардировщик, а потому в воздухе находилось несколько поисковых вертолетов. Диспетчеры сочли 'Сессну' за одну из таких машин, а потому злополучный самолет появился в Подмосковье как сбившийся с курса 'вертолет'. Но и на этом список случайностей и совпадений не кончается. Немец уже подлетал к самой Москве, когда кто-то 'сверху' отдал приказ на двадцать минут отключить систему управления столичной ПВО - для проведения внеплановых профилактических работ. Если бы не этот приказ, 'Сессна' была бы сбита как неустановленный объект, который неизвестно с какими намерениями движется к стратегически важной точке - Кремлю. Но именно в это двадцатиминутное 'окно' самолет Руста и влетел в столицу.
Разбор полета
По утверждениям немецкого летчика, изначально он планировал посадить самолет в самом Кремле, но там не оказалось подходящей площадки. Тогда он попытался сесть на Красной площади, но и от этой затеи пришлось отказаться: Руст с включенными посадочными огнями несколько раз прошелся над головами гуляющих - те в ответ приветственно махали ему руками и дружески улыбались. Только в третьем месте пилоту удалось совершить приземление - это произошло на Москворецком мосту, откуда он своим ходом въехал на Васильевский спуск. Окружившим его людям Руст охотно раздавал автографы. Лишь через четверть часа к месту происшествия подоспели молодцеватые люди в серых костюмах, которые увезли немецкого летчика на площадь Дзержинского (ныне она называется Лубянской). На приземление иностранного самолета у стен Кремля наши люди отреагировали целой серией шуток и анекдотов. Вот одна из них: на Красной площади собралось множество народу с вещами. На вопрос, зачем они здесь собрались, люди отвечают: мол, ждем самолета на Гамбург. В странах Запада, и в первую очередь в Германии, центр Москвы начали именовать не иначе как 'Шереметьево-3' или 'площадь имени Матиаса Руста'. А наиболее злые языки стали поговаривать, будто бы у фонтана в ГУМе русские выставили милицейский пост, чтобы не всплыла: американская подводная лодка! Реакция высшего руководства СССР на это происшествие тоже не заставила себя ждать: немедленно было отправлено в отставку почти три сотни офицеров различных рангов, девять генералов и трое маршалов, а оперативный дежурный по Таллинской зоне ПВО получил тюремный срок. Список людей в погонах, 'пострадавших' от выходки Руста, возглавили главком ПВО Александр Колдунов, главком ВВС Александр Ефимов и министр обороны СССР Сергей Соколов. В череде удивительных совпадений, сопровождавших скандальный полет над Москвой, есть еще одно, которое можно объяснить либо чудовищной мистикой, либо чьей-то тонкой издевкой. Она кроется в названии модели самолета, выбранного Рустом: 'Сессна 172 Скайхок'. Для тех, кто не владеет английским языком, сообщаю, что последнее слово означает не что иное, как 'сокол'. Ну а в качестве точки для описываемой истории хотелось бы привести следующий факт: отец скандально известного летчика - Дитер Руст работал дилером по продаже самолетов марки: 'Сессна'. В 80-е годы интерес покупателей к этим машинам неуклонно падал. Посадка у стен Кремля сделала фирме лучшую на свете рекламу, после чего объемы заказов на 'Сессну' выросли в несколько раз.
А что потом?
В сентябре 1987 года 'самый гуманный суд в мире' приговорил гражданина ФРГ Матиаса Руста к четырем годам заключения в колонии общего режима за 'злостное хулиганство' и 'нарушение государственной границы СССР'. Из этого срока он отсидел менее года и уже в августе 1988-го по амнистии был отпущен на свободу. По возвращении на родину Руста первым делом лишили лицензии на управление самолетом. Тем не менее на какое-то время он стал настоящей телезвездой и героем, который, рискуя жизнью, пробил дырку в 'железном занавесе' (впрочем, сам юноша неоднократно признавался в том, что совершил свой полет на спор). Через несколько месяцев зрителям надоело смотреть и слушать рассуждения воздушного хулигана и он снова оказался на задворках общественной жизни. В 1989 году Руст получил повестку явиться для прохождения службы в германской армии, но избрал альтернативную службу - стал работать санитаром в клинике города Риссен. Там он повстречал симпатичную медсестру, на которую рассказы о его полете в Москву и сидении в следственном изоляторе КГБ Лефортово не произвели совершенно никакого впечатления. За отказ поцеловать его юноша нанес строптивице две ножевые раны и снова угодил за решетку. К счастью для подсудимого, суд счел убедительным утверждение его адвоката, что, находясь в советской тюрьме, Руст 'получил психическую травму' и потому заслуживает снисхождения. В результате молодой человек отделался всего двумя с половиной годами тюрьмы. Отсидев положенный срок, герой нашего повествования несколько лет зарабатывал на жизнь тем, что торговал обувью. В 1997-м он принял иудаизм и женился на дочери богатого торговца чаем из Бомбея. Накануне свадьбы Матиас Руст побывал в Москве - на этот раз вполне легальным способом. Последний раз этот человек попал на страницы газет в апреле 2001 года, когда был задержан в одном из универмагов гамбурга при попытке кражи красного кашемирового свитера за 179 марок. Эту вещь он пытался вынести под курткой, но был пойман на выходе благодаря сработавшей сигнализации. Заплатив по приговору суда штраф в 10 тысяч марок, трижды судимый Руст вместе с женой переселился в Лондон, где и живет до сих пор. После событий 11 сентября 2002 года журналисты попытались взять у первого воздушного хулигана комментарий по поводу случившейся в США трагедии, но на этот раз он решительно отклонил все контакты с представителями прессы.