фото К сожалению, стабильность цен на рынке топлива в Удмуртии сегодня почти всецело зависит от внешних причин - таких, например, как обстановка в Ираке. Но, несмотря на непостоянство экономической и политической ситуации в мире, для автолюбителей Удмуртии всегда остается одно верное средство всегда платить за бензин меньше, чем написано на ценниках АЗС. По единодушному мнению аналитиков, общемировым фактором резкого повышения цен на нефть в текущем году послужило обострение обстановки в оккупированном Ираке, который потенциально является одним из крупнейших поставщиков нефти. Благодаря экономическому росту в Китае, быстро увеличивается и мировое потребление нефти. В результате, в мае цена одного барреля поднялась до рекордной за все последние годы отметки в $41. Разумеется, действующие внутри России цены на нефть и нефтепродукты реагировали на изменения конъюнктуры мирового рынка. Выгодные экспортные цены заставляют добывающие компании второй год подряд не только увеличивать объемы производства, но и отправлять все больше сырья за рубеж. При этом запасы нефти для нужд внутреннего рынка постепенно уменьшаются, что является благодатной почвой для роста цен на продукты переработки, то есть топливо. В Удмуртии нет нефтеперерабатывающего завода, и это существенно осложняет регулирование цен на региональном рынке нефтепродуктов: топливо приходится завозить, покупая по ценам, которые диктуют НПЗ. Кстати, одной из важных причин роста цен на этом рынке, указывают эксперты, является физический износ и моральное устаревание производственных мощностей российских НПЗ. Например, средняя выработка бензина в России составляет 150 кг из тонны нефти, а на Западе - вдвое больше, что, естественно, сказывается на себестоимости ГСМ. Но кошельку автомобилиста вся сложность экономических обоснований мало интересна, приходится выкладывать серьезные суммы. Как нам прокомментировали в топливных компаниях, выход все-таки есть - речь идет о дисконтных картах. Специалисты отмечают, что в Удмуртии вообще широко развиты дисконтные системы. При этом топливные компании пошли дальше других, стараясь отвечать требованиям клиента, они расширяют свои дисконты в целые системы. Так, например, ОАО 'Удмуртнефтепродукт' запустило в действие в декабре прошлого года систему скидок по своей карте в торговых точках и техцентрах города Ижевска. Возвращаясь к вопросу роста цен на бензин, хочется добавить интересный факт: вместе с ценами на бензин растут и продажи дисконтных карт, что говорит о том, что население ощутило их выгоду. И с этим не поспоришь, простые расчеты говорят сами за себя, цена бензина марки АИ-95 сегодня составляет 13,60 рубля за один литр, но для владельцев дисконтных карт, например, той же компании 'Удмуртнефтепродукт', со скидкой 5 процентов - 12,90. Если переиначить известный рекламный лозунг - если разница есть, зачем платить больше? Но это, конечно, уже информация для размышления тем, кто еще не обзавелся дисконтной картой ни одной топливной компании.
Растут и будут расти
То, что цены на бензин начинают свой рост по весне, каждый автолюбитель знает по своему опыту. Сезонный фактор в функционировании рынка нефтепродуктов немаловажен, но еще большее влияние на стоимость бензина оказывают решения российских законодателей. Если же посмотреть на ситуацию в стратегической перспективе, то ездить на автомобиле никогда не станет дешевле хотя бы потому, что запасы нефти на планете ограничены.

Одновременно со сходом снега, началом огородного сезона и посевных работ на селе потребление бензина в стране возрастает - это наблюдается из года в год. Резкий рост спроса приводит к уменьшению запасов топлива в республике, а оборотные средства компаний-владельцев АЗС после 'мертвого' зимнего периода не позволяют адекватно увеличить оптовые закупки. В этот же весенний период происходит освобождение ото льда внутренних водных путей, что приводит к увеличению объемов поставок нефти на экспорт в обход трубопроводов 'Транснефти' - это только способствует усугублению внутреннего дефицита. На этом фоне и возникает тенденция к повышению цен на бензин в регионах России. Свою роль здесь может играть и рост количества автомобилей в стране, особенно, иномарок - их мощные двигатели также вносят свою лепту в увеличение спроса на топливо. Что касается Удмуртии, то после вхождения 'Белкамнефти' в состав вертикально-интегрированной структуры, один из операторов рынка бензина - ЗАО АСПЭК - больше не сможет воспользоваться выгодными давальческими схемами переработки и потеряет в рентабельности продаж, что должно сказаться на цене топлива, реализуемого данной компанией. А в виду того, что ЗАО АСПЭК является вторым по величине продавцом бензина в республике, финансово-экономическое состояние компании во многом определяет ситуацию на всем региональном рынке нефтепродуктов. Нельзя сбрасывать со счетов и изменения в налогообложении торговли нефтепродуктами. Так, 1 января 2004 года произошло очередное повышение акциза на бензин на 12 процентов, 1 апреля - 4-процентное увеличение экспортных пошлин на нефть. Кстати, принятые в апреле Госдумой РФ поправки в Налоговый кодекс, нацеленные на изъятие сверхдоходов нефтяных компаний, при всей их полезности, скорее всего, подстегнут рост внутренних цен на нефть и, соответственно, на топливо: скорее всего, издержки нефтяников придется оплатить конечным потребителям нефтепродуктов, то есть, автомобилистам. Поэтому больших оснований рассчитывать на то, что произошедшее по всей стране весной повышение цен на бензин не повторится, сегодня нет.