Вход на ФОРЭМ не всегда выход. Государству это не нужно, энергетикам, клиентами которых являются крупные потребители, - тоже. В большинстве случаев, считают эксперты, это не нужно и самим предприятиям: выгода от работы на ФОРЭМ для них - зачастую просто миф. Удмуртия отличается достаточно высоким уровнем социальной стабильности, однако в случае выхода крупных предприятий республики на ФОРЭМ, удмуртскому правительству придется дополнительно изыскать сотни миллионов рублей на компенсацию энерготарифов для населения. Взять их сегодня практически неоткуда.
В Удмуртии система перекрестного субсидирования пока еще работает нормально. Энерготариф с НДС для городского населения составляет 0,94 рубля за кВт/час при экономически обоснованном тарифе для потребителей электроэнергии сетей низкого напряжения 1,45 рубля. Следовательно, сумма субсидий в каждом потребленном кВт/часе жителем Ижевска составляет 51 копейку.
Традиционно дешевая в нашей стране электроэнергия всегда считалась среди россиян не товаром, а социальным благом. Поэтому наибольшее недовольство населения, с советских времен привыкшего получать электричество за копейки, вызывает рост именно энерготарифов. Однако далеко не всем известно, что даже сегодня, в эпоху рыночной экономики, они получают электроэнергию со значительной скидкой благодаря системе перекрестного субсидирования. Ее суть заключается в том, что наиболее платежеспособная часть потребителей электроэнергии - как правило, это крупные промышленные предприятия - платят по тарифу, который установлен выше экономически обоснованного, чтобы компенсировать таким образом заниженные тарифы для населения, сельхозтоваропроизводителей и бюджетников. Это своего рода перераспределение финансовой нагрузки от 'слабых' потребителей к 'сильным'. В итоге, энергоснабжающие организации вне зависимости от уровня платежеспособности населения получают плановые доходы в полном объеме и могут более или менее стабильно функционировать. Конечно, такая схема не может удовлетворить промышленных потребителей, на которых возлагается не присущая им роль. Если взглянуть на ситуацию более широко, предприятия, по сути, субсидируя поставки электроэнергии для населения, выполняют задачу по поддержанию благоприятного социального климата в стране. Но это задача государства, а не бизнеса, тем более в условиях рыночной экономики. Ликвидация системы перекрестного субсидирования могла бы позволить снизить издержки производства, увеличив таким образом конкурентоспособность продукции заводов республики. Единственный путь выхода из системы перекрестного субсидирования сегодня - это работа предприятия напрямую с ФОРЭМ, в обход региональной энергосистемы, в нашем случае - 'Удмуртэнерго'. Что такое ФОРЭМ? Это виртуальный рынок электроэнергии, поставляемой так называемыми избыточными региональными системами, федеральными станциями и концерном 'Росэнергоатом'. Кроме того, в 2003 году на оптовом рынке был открыт сектор свободной торговли '5-15', позволяющий приобрести часть электроэнергии (пока не более 30 процентов от объема потребления) по цене на 5-10 процентов ниже по сравнению с регулируемым сектором ФОРЭМ. Поэтому желание предприятий самостоятельно закупать электроэнергию для своих нужд вполне объяснимо. Однако не все так просто. Ажиотаж вокруг выхода на ФОРЭМ во многом не обоснован, считают эксперты. Отсутствие опыта работы в большой энергетике может сослужить предприятиям плохую службу. Наибольшие вероятные потери хозяйствующие субъекты, устремившиеся на ФОРЭМ, могут получить в результате ошибок прогнозирования потребления электроэнергии. Новшество оптового рынка - сектор отклонений - ставит потребителей в очень жесткие условия: в случае отклонения от заявленного на сутки объема потребления всего на 10 процентов, как в сторону снижения, так и повышения, потребитель платит за отклонение в производстве или потреблении в 1,5 раза выше установленного тарифа в зависимости от времени суток. 'Удмурт-энерго', приобретающее до 2/3 поставляемой энергии на ФОРЭМ, в целом укладывается в прогноз: при большом количестве клиентов возникающие по каждому из них отклонения можно компенсировать. Если же предприятие работает на ФОРЭМ самостоятельно, избежать серьезных ошибок в прогнозе потребления может только опытный энергетик. Понятно, что на все предприятия таких гениев в республике не хватит. Сектор отклонений как будто специально был создан для того, чтобы остудить пыл предприятий, собравшихся на оптовый рынок электроэнергии. Но это не единственный неприятный нюанс: потребителям на ФОРЭМ надо платить, во-первых, абонентскую плату, во-вторых, плату за передачу энергии по сетям, которые у нас в республике находятся в собственности 'Удмуртэнерго'. В Удмуртии напрямую с ФОРЭМ на сегодняшний день работают несколько предприятий, среди них - 'ИжАвто'. Тем не менее из схемы перекрестного субсидирования данные предприятия полностью не вышли. Получив возможность экономить на закупках на оптовом рынке, заводы начинают нести повышенные расходы при доставке электроэнергии - транспортный тариф для них увеличен в 3-4 раза. Практика судебных разбирательств по поводу данной меры говорит в пользу правомочности действий энергетиков. К затратам, которые сопутствуют выходу на ФОРЭМ, следует отнести и создание на предприятии весьма недешевой автоматической системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). В результате, выгода предприятия от покупки энергии на ФОРЭМ может оказаться неадекватной приложенным усилиям. Энергетики, как и промышленники, тоже обеспокоены проблемой перекрестного субсидирования. Что бы произошло с энерготарифами, если бы промышленность Удмуртии перешла к самостоятельным закупкам электроэнергии на ФОРЭМ? Пострадало бы не только население, но и те предприятия, которые работают по договору с 'Удмуртэнерго'. Выход из 'перекрестки' крупных потребителей заставляет энергетиков искать источники компенсации выпадающих доходов. Выход один: если на это пойдет государство в лице РЭК, будут подняты энерготарифы для промышленных потребителей. Но такая политика еще больше стимулирует предприятия к уходу от перекрестного субсидирования путем самостоятельной работы на ФОРЭМ. Через какое-то время работающие с АО-энерго промпредприятия не смогут субсидировать неплатежеспособную часть потребителей, и тогда тарифы будут повышены сначала для сельскохозяйственных организаций, потом для бюджетов, а затем и для населения. Причем это будет не плановый рост цен, который ежегодно следует за инфляцией, а дополнительный. Ничего хорошего не получится и в том случае, если компенсировать потери придется самой энергосистеме. В худшем случае это приведет к сбою ее функционирования, что чревато такими же негативными последствиями для социально-экономической ситуации в регионе, как и при резком росте энерготарифов. Так, ситуацию в Нижегородской области, где на ФОРЭМ ушло много крупных предприятий, эксперты РАО оценивают как критическую. Резкое сокращение объемов перекрестного субсидирования стало причиной прекращения действия 20-процентной льготы по оплате электроэнергии для населения, введенной по инициативе Анатолия Чубайса 1 ноября прошлого года. Таким образом, областная энергосистема в условиях отсутствия источников компенсации выпадающих доходов пытается сохранить необходимый уровень работоспособности. В Удмуртии система перекрестного субсидирования пока еще работает нормально. Энерготариф с НДС для городского населения составляет 0,94 рубля за кВт/час при экономически обоснованном тарифе для потребителей электроэнергии сетей низкого напряжения 1,45 рубля. Следовательно, сумма субсидий в каждом потребленном кВт/часе жителем Ижевска составляет 51 копейку. Если представить, что все крупные потребители электроэнергии в Удмуртии начнут делать закупки на ФОРЭМ и уйдут таким образом от перекрестного субсидирования, то потери 'Удмуртэнерго' составят 500 млн рублей по населению и 95 млн рублей по муниципалитетам (уличное освещение, садоогороды, дачные поселки и гаражи). В итоге - около 600 млн рублей в год. Понятно, что правительственным решением 'повесить' эти 600 млн на население - неприемлемо. И изыскать такие средства в условиях предельного дефицита бюджета для республики тоже нереально. Предвидя наступающий кризис, решение проблемы предложили сами энергетики. Сейчас РАО категорически против выхода кого-либо из новых потребителей на ФОРЭМ. Кроме того, один из членов совета директоров РАО, представляющий Правительство РФ, предложил вернуть с ФОРЭМ всех потребителей, вышедших на него в последнее время. Взамен перекрестного субсидирования Анатолий Чубайс предлагает создать фонд, в который предприятия, уже работающие на ФОРЭМ, будут перечислять средства на адресные субсидии гражданам. Эти же крупные потребители получат возможность сократить свои издержки за счет снижения цен в секторе конкурентной торговли. Сегодня помимо экономических соображений во главе угла должен стоять принцип социальной справедливости и здравый смысл: по мере развития рыночной экономики Россия рано или поздно перестанет быть страной льготников, но делать это одним махом нельзя.