Премьер Питкевич хочет поставить кафе так, чтобы на него можно было любоваться из окон Дома правительства. Сегодня мы публикуем новые подробности, ставшие известными в результате журналистского расследования 'Д'. Оказывается, на том историческом совещании 15 апреля под председательством президента Волкова и с участием главы правительства Удмуртии Юрия Питкевича, где рассматривался вопрос о строительстве детского кафе, архитекторы пытались отстоять вариант эскиза, который предполагал бы деликатное отношение к архитектурному шедевру XIX века - зданию Национального музея 'Арсенал'. Архитекторы настаивали на том, чтобы разместить кафе ближе к Дому правительства, то есть на другой от Арсенала стороне площади, напротив центрального портика западной стороны музея. Такое решение позволило бы не загромождать пространство перед Арсеналом, что соответствовало бы духу эстетики ампира, в которой выполнен шедевр Семена Дудина. Однако председатель правительства республики Юрий Питкевич решил по-другому. По мнению Юрия Степановича, фундаментом для кафе должны послужить два уже существующих, но не функционирующих бассейна, расположенных прямо посредине Арсенальной площади. Оригинальный замысел премьера сводится к тому, что на их основе будут выстроены два павильона - в одном будут продавать соки, в другом - мороженое, а перед ними расположится площадка со столиками. Главный аргумент, который приводит республиканский премьер в пользу этого варианта, - : экономия средств. Ради копеечной экономии на строительстве фундамента Юрий Питкевич готов пренебречь мнением специалистов и изуродовать Арсенальную площадь поставленным не к месту новоделом. Честное слово, иногда появляется ощущение, что живешь не в Ижевске, а в салтыков-щедринском городе Глупове, в котором тринадцатый градоначальник Онуфрий Иванович Негодяев 'размостил вымощенные его предшественником улицы и из добытого камня настроил монументов'. Спрашивается, если наше правительство так озабочено экономией бюджетных денег, то, может, не стоит пока вообще что-то строить рядом с Арсеналом? Тем более что такое строительство идет этому уникальному историческому и культурному памятнику только во вред. Откуда этот неуемный градостроительный зуд? Неужели строительство еще одного кафе - это самая насущная потребность для города, которой должны заниматься лично глава правительства и президент? Конечно, наш Юрий Степанович по профессии не архитектор и не искусствовед, а всего лишь строитель. Но ведь в его распоряжении мнение лучших специалистов города - краеведов, культурологов, архитекторов. Спросил бы их, а они бы сказали, что есть такая вещь, как приемы организации ампирного пространства, что существуют определенные принципы создания классических парковых зон. И их надо соблюдать, если хочешь, чтобы потом не было мучительно стыдно за воплощенные в архитектурной безвкусице зримые последствия твоего пребывания у власти. Если так хочется построить детское кафе, можно сделать это в стилистике Арсенала. Тем более для этого есть удобные формы легкой и прозрачной классической парковой архитектуры - стеклянные оранжерейные строения, так называемые 'зимние сады', которые как ничто другое подойдут для небольшого детского кафе. И поставить их надо 'зеркально' - на другой стороне площади, напротив центрального портика западной стороны Арсенала. В принципе, можно, конечно, выполнить кафе и в другой стилистике, это дело вкуса, но, в любом случае, в архитектуре существует объективный принцип соразмерности отдельных объектов. Если ставить кафе на базе бассейнов, как предполагает премьер, этот принцип не будет соблюден. Хотя и считается, что кафе будет 'уведено' под землю, но все равно на высоту не менее двух метров оно будет торчать над уровнем площади. Глубже 'зарыть' кафе, как отмечают специалисты, просто не удастся. Дело в том, что первоначально бассейны выполняли технологическую функцию - они были включены в систему теплообмена, предназначенную для поддержания нужного микроклимата в здании музея. В их основании находится армированный железобетон, работы по разрушению которого сведут на нет всю задуманную Питкевичем 'экономию'. Кроме того, следует учесть, что технологически невозможно удачно спроектировать кафе, не выходя за рамки площади бассейнов и не нарушая при этом установленных государством нормативов. Любой буфет предполагает создание технологической зоны, по стандартам ГОСТа большей, чем зал для посетителей, - санузлы, раздевалку, пандусы с определенным уклоном и пр. Питкевич не сможет сэкономить даже на водопроводе, который уже существует под бассейнами - стандарты все равно требуют разведения стоков санузлов и кухни. Другими словами, если позиция премьера Питкевича продиктована чисто соображениями экономии, становится, наконец, окончательно понятным, почему все так плохо с руководимой им экономикой республики. Есть, правда, еще подозрение, что Питкевича вдохновляет пример Манежной площади в Москве, где тоже ампирное пространство по приказу московского правительства изуродовали 'китчевым' новоделом, соорудив под площадью подземный торговый центр. Торчащие из-под земли стеклянные павильоны перед Арсеналом должны, видимо, по замыслу нашего руководства, вызывать ассоциации с новой столичной архитектурой. К сожалению, с худшими ее образцами. До сих пор вдохновители строительства кафе не проконсультировались в Управлении по охране памятников, имеют ли они вообще право строить какие-либо объемные объекты на Арсенальной площади. А потом, когда будут затрачены деньги на создание проекта, как всегда, скажут, что согласовывать уже нецелесообразно. Опять же по 'экономическим' соображениям. Нам удалось выяснить, что официальным заказчиком проектов кафе на сегодняшний день выступает Управление капитального строительства Правительства УР. То есть оплачивать возведение объекта будет республика. Пока не ясен вопрос о том, кому будет принадлежать кафе после ввода в эксплуатацию. Возможно, его приватизируют. Точка-то выгодная.
Кафе-бомбоубежище
Стремление властей разместить кафе в полуподземном новоделе выглядит тем более дико, что не так давно в зоне Арсенала были бестолково уничтожены исторические объекты, которые могли бы быть приспособлены под аналогичные цели.
Из книги Игоря Кобзева 'Деревенский Петербург':
К сожалению, с двух сторон от Арсенала были уничтожены два достопримечательных 'бункера' разных эпох: в 1960-е годы - пороховой погреб архитектора Карла Вагнера (1829 год); в конце 1980-х - бомбоубежище сталинской эпохи. Пороховой погреб Вагнера - это приземистое здание с предельно лаконичными, в стиле Леду (знаменитый французский архитектор. - А.К.), четырнадцатью колоннами, с толстыми стенами, разлинованными, как стены соседнего Арсенала, ровным рустом и с узкими амбразурами. 'Каземат' окружал высокий крепостной вал, скрывающий каменную твердыню до железной крыши. Сейчас на месте 'бастиона' и земляных, вроде внутренних крутин Петропавловской крепости, валов раскинулся сквер у Вечного огня. Бомбоубежище же было на месте противоположного от Арсенала сквера - со стороны Дома правительства. Заводской 'бункер' был спрятан в 'клумбу', заросшую сиренью и березами. В подземный 'бункер' без окон, но с вентиляционными фильтрами, вели металлические двери, завинчивающиеся, как люки подводной лодки. 'Бункер' был уютный, сухой и необычный: толстые двери подземной 'субмарины' вели прямо в 'клумбу'. Бетонное подземелье на широкой площади в центре большого города: можно было переоборудовать под маленькое кафе или выставочный зал. Но в Ижевске за слом какого-нибудь необычного и редкого сооружения хвалят и награждают. А за покушение на конвейерную 'типовуху' могут, напротив, судить. Неудивительно, что в 'Заводе' чаще выживает серое и стандартное. 27 ноября 2002 года шел я мимо Арсенала. Вижу, в мемориальной зоне уже до основания разобрали 'игрушечную' и веселую 'пороховушку' 1910-х годов. Спрашиваю солдат стройбата, 'благоустраивающих' территорию у 'Президентского дворца': 'Кто приказал ломать?' Они показали на Белый дом. Зашел в Арсенал, потом в общество охраны памятников. Спрашиваю там: 'Как же вы это допустили?' - 'Нас власть не слушает. Мы все же успели сделать снимки памятника и как его ломают'. Погоревали, погрустили... Мне нравилось любоваться крепкой кирпичной кладкой миниатюрной крепости. Она так отличалась от конвейерных гигантов нашего безликого 'города-автомата'. Ее острую крышу заботливо оберегали гроздья рябины, на крышу садились полакомиться ягодами снегири и синицы. Не пощадили и рябину. 'Пороховушка''арсенального' руста, но все же забавным и смешным вариантом разгромленного по соседству порохового 'бастиона' пушкинского времени. Ампирный 'бастион' Вагнера, в свою очередь, повторял очертания квадратного и многоколонного 'сельского домика' Клода-Николя Леду в идеальном городе Шо. Карл Вагнер перед приездом в Ижевск закончил петербургскую Академию Художеств, именно в ее библиотеке хранились посвященные Александру I авангардные французские проекты...'
Уточнение
В предыдущей публикации фрагментов из книги Игоря Кобзева при сокращении текста возникла неточность: земляным валом был окружен не ижевский Арсенал, а пороховой погреб.