фото Тогда из СССР в Турцию перелетел сверхсекретный по тем временам истребитель МиГ-29. С самого начала эры реактивной авиации самолеты конструктора Микояна показали свое абсолютное превосходство над машинами других стран. В первом же воздушном бою в небе Кореи звено МиГ-15 сбило целую группу доселе непобедимых американских истребителей P-80 и без потерь вернулось на базу. Желая разгадать тайны устройства советских МиГов, в Корее и во Вьетнаме американцы разбрасывали над аэродромами 'северян' листовки, предлагая нашим летчикам по 100 тысяч долларов (порядка одного миллиона в нынешних ценах) за угон такого самолета. Не случайно именно с этими машинами связаны три из четырех известных нам случаев угонов советских реактивных истребителей за рубеж. Впрочем, в то время секретом являлись не только тактико-технические данные самолетов КБ Микояна - большинство современников не знали даже того, как реально зовут генерального конструктора МиГов. Так, во всех энциклопедиях и справочниках этот человек числится как Артем Иванович Микоян. На самом деле его имя и отчество были Анушуван Ованесович.
Шерше ля фам
Самый первый случай угона истребителя А.О. Микояна произошел вовсе не с территории Советского Союза. В 1965 году американка израильского происхождения (ее имя так и не было названо прессе) сумела завербовать иракского летчика Мунира Редфи. В свои 23 года этот человек считался лучшим воздушным асом Ирака и был командиром эскадрильи только что поставленных из СССР истребителей МиГ-21. Во время тренировочного полета 15 августа 1966 года Редфи на небольшой высоте перелетел через территорию Иордании и посадил самолет на авиабазе Хацоре (Израиль). Офицеры, под чьим командованием служил Редфи, были немедленно арестованы и расстреляны. Однако случившегося было уже не поправить - все секреты новейшей советской машины в одночасье стали известны израильским военным специалистам, а от них попали и в распоряжение американцев. Была и практическая польза для Израиля в поступке иракского летчика: начавшаяся в июне 1967 года война с Египтом продлилась всего шесть дней и закончилась полной победой Израиля. Советские МиГи-21, которые составляли основу истребительной авиации египетских ВВС, уже не смогли претендовать на ту же роль, что сыграли наши МиГи-15 в Корее. Кто знает, каким мог быть исход этой войны, если бы Египет располагал истребителем, о характеристиках которого противник имел лишь самые общие представления? Три года назад в западной прессе было опубликовано сообщение, что в возрасте 58 лет скончался человек, некогда угнавший в Израиль истребитель МиГ-21. Газеты писали, что все это время он жил под чужим именем, продолжая работать летчиком в одной из частных израильских авиакомпаний.
'Торреро'
В разгар 'холодной войны', 6 сентября 1976 года, старший лейтенант Виктор Беленко вылетел с аэродрома Чугуевка под Владивостоком на истребителе-перехватчике МиГ-25 и посадил его в японском аэропорту Хакодате. Как известно, спустя полтора месяца угнанный МиГ японцы вернули СССР, но предварительно доставили истребитель на одну из военных баз США, где американцы его изучили, что называется 'от и до'. Восторгу заокеанских авиаспециалистов не было границ: на всех самолетах советских ВВС пришлось менять дорогостоящую электронную систему опознавания 'свой-чужой', на что ушло порядка двух миллиардов полновесных рублей. Ну а главное 'открытие' среди многочисленных секретов МиГ-25 состояло в том, что по своей скорости и потолку полета истребитель немного не дотягивал до американского разведчика SR-71, следовательно, наша авиация ПВО не могла помешать полетам этих самолетов-шпионов над территорией СССР. В советской прессе в начале 80-х годов промелькнуло сообщение о том, будто беглый летчик погиб в автокатастрофе, с намеком на то, что чекисты сумели привести в исполнение вынесенный предателю смертный приговор. На самом деле, агент КГБ, прибывший в Америку для ликвидации Беленко, был схвачен и осужден в США к пожизненному тюремному заключению. В 1980 году американцы предоставили бывшему советскому летчику политическое убежище 'За огромный вклад в укрепление национальной безопасности США'. Ну а сам беглец в течение нескольких лет выступал с лекциями об СССР и преподавал в одном из американских училищ технику и тактику воздушного боя. А потом, когда его знания устарели и стали никому не нужны, он переквалифицировался в испытателя гражданских самолетов. О Викторе Беленко, которого за постоянное стремление к риску сослуживцы прозвали 'Торреро', наша газета писала 27 февраля и 14 августа 2003 года в материалах 'Повесть о ненастоящем человеке'. В ходе обсуждения второй публикации на сайте 'Дня' мы получили довольно любопытное сообщение. Так, несколько лет назад во время испытаний в США потерпели катастрофу три самолета BD-10, а вместе с ними разбились пилоты, имена которых так и не были разглашены. Возможно, это простое совпадение, однако именно после этих катастроф Беленко перестал появляться на публике, и с тех пор о нем ничего не было слышно. Все вышесказанное позволяет вполне уверенно говорить в том, что угонщика советского МиГ-25 уже нет в живых.
фото Праздничный торт
В позорном ряду угонщиков МиГов есть еще один, стоящий особняком от двух предыдущих имен, - Александр Зуев. Если его предшественники Редфи и Беленко еще могли хоть как-то оправдать свои действия борьбой с тоталитарными режимами, то Зуев едва ли может рассчитывать на лавры диссидента. Дело в том, что на календаре был уже 1989 год и шестая статья Конституции СССР о руководящей роли партии к тому времени уже стала частью нашего прошлого. Таким образом, действия бывшего капитана советских ВВС скорее можно назвать удачной коммерческой сделкой: в обмен на секреты уникального самолета он получил материальный достаток лично для себя. А МиГ-29 в то время был действительно уникальной машиной - доселе ни один самолет не выполнял такую фигуру, как 'колокол', что позволяло ему на несколько минут исчезать с экранов радаров: Вскоре после окончания училища лейтенант Зуев удачно женился на дочери начальника штаба авиационной дивизии. Казалось бы, ему была обеспечена блестящая военная карьера и служба не где-нибудь в Заполярье, а в таком райском для тысяч других летчиков уголке, как Кавказ. Однако Зуев хотел большего, и притом немедленно. Он подал документы в школу летчиков-испытателей, но там ему вежливо отказали: 'Послужите, полетайте, а там видно будет!' Этот отказ настолько уязвил самолюбие летчика, что он, что называется, сломался: начал пить, был временно отстранен от полетов и переведен в дежурные по приему и выпуску самолетов. В мае 1989-го в окрестностях военного аэродрома Цхакая, что на юге Грузии, какой-то молодой человек в штатском под видом отдыхающего заходил в аптеки и, жалуясь на бессонницу, скупал снотворное. Этим человеком и был капитан Зуев, которому в ночь с 19 на 20 мая предстояло заступить на очередное дежурство. Накануне вечером он самолично испек торт и начинил его порошками. Придя на аэродром, Зуев объявил сослуживцам, что жена родила ему сына (на самом деле это произошло несколькими днями позже), а потому необходимо отметить это событие. Лишь двое не попробовали праздничного торта: солдат-часовой и командир эскадрильи, который готовил документацию к намеченным на утро полетам. У остальных семерых человек отравление снотворным было таким сильным, что впоследствии их пришлось откачивать в реанимационном отделении местной больницы. Убедившись, что дежурная смена нейтрализована, наш герой перерезал кабели сигнализации и связи. Последним препятствием на его пути стал часовой, который стоял на посту у площадки с самолетами и отказался пропустить капитана. Зуев схватился за автомат в руках часового, началась рукопашная, и тогда преступник выхватил табельный пистолет и ранил солдата в ногу. Поскольку истребители дежурного звена всегда стоят с заправленными баками и в полной готовности, Зуеву без труда удалось запустить двигатели и взлететь на одном из МиГ-29. Когда самолет пролетал над аэродромом, беглец задумал расстрелять остальные машины из бортовой авиапушки, но, к счастью, он забыл нужную комбинацию цифр и не смог снять ее с блокировки. Увидев, что по взлетной полосе уже движется истребитель командира эскадрильи, летчик дал форсаж и взял курс на Турцию. После приземления на территории соседнего государства Зуев на ломаном английском заявил окружившим его военным: 'Я - американец!' и попросил передать его представителям США. Турецкий суд, разумеется, очень гуманно обошелся с советским капитаном и отказался выдать его СССР. Однако, не желая портить отношения с нашей страной, турки уже через двое суток вернули МиГ-29. Вернули, несмотря на настойчивые просьбы американцев передать этот самолет на одну из находящихся в Турции военных баз США. Наивно было бы думать, что американ-ская сторона не выжала из этого случая максимальную пользу: Зуеву было немедленно предоставлено политическое убежище в США и Пентагон заключил с ним контракт на 'оказание консультационных услуг'. Консультируя своих благодетелей, он рассказал обо всех сильных и слабых сторонах новейшего советского истребителя. К слову, во всех публикациях о данном побеге делается вывод о том, что именно Зуев оказал американцам неоценимую помощь в успешном проведении операции 'Буря в пустыне' - мол, его информация позволила без труда нейтрализовать имевшиеся у Саддама самолеты МиГ-29. Лично я думаю, что в таких утверждениях роль этого человека сильно преувеличена. Дело в том, что за три месяца до 'Бури в пустыне' в ходе воссоединения Германии несколько таких машин из армии ГДР оказались в распоряжении военных специалистов НАТО. Как бы то ни было, зимой 1991 года американцам вовсе не понадобилось вести в Ираке воздушные бои, поскольку к тому времени они научились выводить из строя электронные системы МиГ-29, что превращало эту грозную машину в практически никчемный кусок металла. Точку в биографии Александра Зуева поставила авиакатастрофа частного одномоторного самолета, произошедшая летом 2001 года в 150 километрах от американ-ского города Сиэтл. Через двенадцать лет после своей духовной смерти бывший капитан советских ВВС окончательно покинул этот мир:
Некоторые итоги
Так получилось, что общим для всех трех вышеописанных случаев является упоминание слов 'война', 'США' и 'американцы'. А еще то, что, несмотря на фактические курсы движения самолетов, все три пилота угнанных МиГов избрали вожделенную дорогу на Запад. Впрочем, в нашей истории случались и прямо противоположные ситуации, когда самолеты летели не от нас, а к нам. Но об этом мы расскажем ровно через неделю.