фото Имея представление об уровне эстетического и архитектурного вкуса нашего президента-строителя, уже 'похоронившего' фасадную часть шедевра Семена Дудина вместе с Александровскими воротами за тремя этажами здания своего 'дворца', трудно отделаться от подозрения, что Арсенал, этот исторический и культурный памятник XIX века, ожидает новое испытание. Территория, которую предполагается 'обустроить', в пресс-релизе обозначена скромно - как зона 'между зданиями Резиденции Президента Удмуртской Республики и Дома правительства'. Но наши источники уточнили, что речь идет о пространстве между Домом правительства и западной стороной Арсенала. То есть территории, которая непосредственно примыкает к Арсеналу и входит в его охранную зону. Что же здесь собираются возводить? Пресс-релиз сообщает, что на том совещании 'рабочая группа архитекторов представила несколько эскизных проектов', которыми 'предусмотрено размещение небольшого детского кафе'. Кроме того, 'будут построены оборудованное место для духового оркестра, пешеходные дорожки, газоны, трасса для катания на роликовых досках'. 12 мая, когда мы, готовя данный материал, производили фотосъемку Арсенальной площади, гулявшая здесь старушка сообщила нам, что организаторы строительства уже начали опрос жителей соседних домов об их отношении к строительству кафе и в качестве дополнительных 'плюсов' в пользу согласия приводят информацию, что проект предполагает устройство песочниц, где могут играть дети, а также разбивку садика. В общем, создается впечатление, что в результате очередного приступа градостроительной активности республиканского руководства вместо небольшой, но вполне стильной площади мы рискуем получить перед зданием Арсенала некую смесь культурно-развлекательного комплекса с детской площадкой. В принципе, в самой идее устройства на Арсенальной площади детского кафе нет ничего плохого. Сегодня, несмотря на то, что это место приведено во вполне приличный вид - газоны, тротуары, фонари 'под старину', фонтаны и, главное, высококлассная архитектура Арсенала, - оно пока не обрело еще свой собственный гуманитарный смысл: здесь нет ни входа в музей, ни скульптуры, у которой приятно было бы собираться какой-нибудь 'тусовке', ни какого-либо популярного, модного заведения. Остается ощущение, что ты находишься лишь на задворках Дома правительства. Однако вряд ли стоит приветствовать строительство детского кафе и прочих сопутствующих сооружений прямо посреди площади, как это, согласно нашим источникам, сегодня предполагается. Арсенал - это классическое, ампирное здание, а для эстетики ампира как раз характерно наличие пустых, 'звонких' пространств (достаточно вспомнить Петербург - город больших площадей). Для ампира пустая площадь - это не излишество, а часть стилистики. Поэтому если уж строить детское кафе, то, конечно, не посредине Арсенальной площади, а где-нибудь в непосредственной близости к Дому правительства. Не стоит подражать московскому мэру, превратившему ампирную Манежную площадь в нагромождение архитектурного китча. (Недавний пожар одноэтажного Манежа, здания по многим параметрам близкого к нашему Арсеналу, в этом смысле может рассматриваться как своего рода расплата за эстетическое безвкусие властей). Проблема, однако, состоит в том, что при сложившейся у нас системе принятия градостроительных решений помешать властям совершить очередную архитектурную ошибку практически невозможно. Достаточно сказать, что на упоминавшемся выше совещании у Волкова с участием премьера Юрия Питкевича не присутствовали ни историки, ни краеведы, ни представители Управления по охране памятников. Понятно, что если какой-либо проект уже понравился первому лицу республики, трудно ожидать, что чиновники из ижевского Управления по архитектуре и градостроительству решатся воспрепятствовать его выбору. А мнения специалистов из Управления по охране памятников, как показывает практика, скорее всего, просто не спросят. Между тем существует нормативный документ 'Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Ижевска', в котором в отношении территории вокруг Арсенала говорится: ':запрещаются любые виды нового строительства: необходимо разработать дендрологический проект, в котором должны содержаться рекомендации по упорядочиванию озеленения в зоне с тем, чтобы обеспечить оптимальные визуальные условия (курсив наш. - А.К.) для здания Арсенала'. К сожалению, главный архитектор Ижевска Владимир Некрасовпока не дал ответ на наш запрос относительно предполагаемого строительства, но, по имеющейся информации, уже существует одобренный 'свыше' проект детского кафе, который сейчас необходимо согласовать. Спешка эта, правда, не совсем понятна, как непонятны и источники инвестиций в это предприятие. Президентская пресс-служба сообщает, что 'детское кафе будет строиться за счет внебюджетных средств'. Какие это 'внебюджетные средства', кому будет принадлежать новое торговое заведение в историческом и культурном центре Ижевска (частному лицу или администрации Президента УР), кто уже выступает заказчиком и оплачивает расходы на проектирование - пока не уточняется. В общем, все это дело с детским кафе у Арсенала пока покрывает завеса таинственности. которую, впрочем, мы намерены сорвать.
Фрагменты из пока неопубликованной книги об Ижевске культуролога и историка Игоря Кобзева 'Деревенский Петербург'
На Петропавловскую крепость в какой-то мере походил ижевский Арсенал: окруженный высоким и ровным, покрытым скошенной травой земляным валом. По гребню вала всегда ходил часовой. Графическое соседство идеально правильных и темных земляных насыпей с лаконичным желто-белым по цвету петербургским классицизмом вызывало зрительные параллели 'крепостной' архитектуры Ижевска с земляными бастионами, покрытыми травой и близкими по формам приземистыми зданиями в Петропавловской, Кронштадтской и Выборгской (русской) крепостях. Арсенал имел четкий геометрический план и 'крепостные окошки' на южной, не сохранившейся до сего времени 'крепостной' стене. Невские ворота Петропавловской крепости с их квадратной композицией и тосканским портиком, увенчанным античным фронтоном, близки по композиции портикам и фронтонам ижевского Арсенала. Кстати, в Петербурге молодой тогда еще зодчий Дудин, автор Арсенала, был помощником князя Н. А. Львова, архитектора Невских ворот. Однако если Невские ворота выходят к Комендантской пристани Невы1, то ижевский Арсенал 'заброшен' на верхушку горы, подальше от воды. Своей 'материковостью' он отличается от Кронверкского Арсенала, окруженного водой и защищенного Петропавловской крепостью: Ижевский Арсенал был почти копией Сального буяна Тома де Томона (в Петербурге. - А.К.). И если бы не волны, плескавшиеся о берега Сального острова-буяна, и не качающиеся мачты кораблей у причала, то могло бы показаться, что перед нами не шедевр автора василеостровской Биржи и Ростральных колонн-маяков, украшенных корабельными носами, а 'сухопутный' ижевский Арсенал. Но вокруг Арсенала расстилалось широкое поле, а не море, пахло степной полынью, а не соленым ветром, здесь мычали коровы и блеяли козы, а не скрипели мачты и не кричали чайки. Корпуса водных складов-буянов или 'магазейнов' сооружали вдали от жилых зданий, на островах, менее опасных в отношении пожаров, ведь хранили там часто горючие материалы: корабельный лес, пеньку для канатов и снастей, сало, спирт, порох. Ижевский Арсенал и соседний с ним несохранившийся каменный пороховой склад тоже были построены вдали от 'огнеопасных' жилых кварталов, правда, не на островах, а в 'чистом поле': В приморском Петербурге заботились о водном фасаде столицы, и утилитарные амбары в дельте Невы, как и ижевский Арсенал, своим величием и античными формами напоминали храмы и дворцы. Амбары-острова назывались буянами. Это слово известно каждому с детства по строкам Пушкина: Едем прямо на восток, Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана... (III, 513) ...Несмотря на протесты художественной интеллигенции Петербурга, Сальный буян разобрали в 1915 году. К счастью, в Ижевске сохранился аналог невского склада-амбара Тома де Томона, близкий ему по композиции, формам и утилитарному предназначению:
1) Невские ворота называли 'воротами смерти'. Через них узников крепости отправляли пароходом к месту казни.