Деньги на воздух фото
Кажется, уже давненько, со времен учительских забастовок 96-97 годов, не слышал Ижевск забастовочной терминологии, хотя 'паузы' с выплатами зарплат то и дело случаются на многих предприятиях столицы. На сей раз забастовкой грозят работники Ижевского аэропорта. Причина - слишком низкие, на их взгляд, заработки.

Мы встретились с председателем первичной организации отраслевого профсоюза инженерно-авиационных служб гражданской авиации Сергеем Юрченко. Вот что он рассказал: - Все наши требования носят чисто экономический характер - повысить в два раза зарплату и индексировать ее в дальнейшем. Мы исходим из того, что по сравнению с авиапредприятиями ближайших к нам соседей мы в самом низу. В Уральском и Приволжском округах инженеры получают по 12-15, а техники - по 8-10 тысяч рублей. У нас самолеты летают, пассажиры есть, мы работаем. Мы не просто так требуем повышения зарплаты - нагрузки естественно возросли. Хотя администрация нам и заявляет, что мы загружены на 50 %. Но их методика нормирования труда инженеров не выдерживает никакой критики. У нас создан единый представительный орган от работников, где представлены четыре наши профсоюза. С июня прошлого года мы ведем речь о необходимости увеличить зарплату, это было записано в протокол разногласий, но ничего не решается. С директором (Михаил Хатомкин. - Н.Г.) у нас вообще контакты прекратились, он такую должность придумал - зам по общим вопросам, который выполняет роль буфера между работодателем и профсоюзом. В конечном итоге работа всячески затягивается, время тянется. По закону положено, если какие-то мы предложения даем, администрация должна в недельный срок уже встретиться с нами, но это не делается. Сегодня средняя зарплата на 'Ижавиа' составляет 4909 рублей. Но у 72 процентов работников она меньше и этой цифры. Получается, что кучка руководителей получает в разы больше, чем у работников. Очень много у нас низкооплачиваемых, неквалифицированных должностей, на которых работают жители окружающих деревень Завьяловского района. Конечно, для них и полторы тысячи - деньги, если в деревне зарплаты - 500 рублей: Но и они понимают, что это все равно очень низкая зарплата. Мало платят водителям, работникам службы авиационной безопасности, которые осуществляют досмотр пассажиров: А ведь степень ответственности у нас огромная, особенно если говорить об инженерно-технических службах. Мы за каждую операцию несем полную ответственность, вплоть до уголовной.
- А разве закон не запрещает бастовать авиационщикам?
- С законодательством как раз все нормально. В нашей отрасли запрещены забастовки только у диспетчеров. А у остальных имеется утвержденный приказом Минтранса России перечень минимума необходимых работ во время забастовки, где все оговорено. 19 апреля, заблаговременно предупредив руководство, технические службы аэропорта на час приостановили работу, то есть провели предупредительную забастовку. Это как раз совпало с вылетом на отдых президента Волкова. А уже 22 числа администрация 'Иж-авиа' подала в Верховный суд УР иск на профсоюз с требованием признать забастовку незаконной. Основания достаточно казуистические: мол, забастовщики не вправе были требовать от администрации ответа на свои требования в трехдневный срок, а нужно подождать месяц. Суд принял сторону истца - теперь начало забастовки перенесено с 11 мая на 11 июня. Хотя, получив мотивировочную часть судебного решения, забастовщики хотят обжаловать его в Верховном суде России.
***
В минувший понедельник гендиректор ГП 'Ижавиа' Михаил Хатомкин в ходе заседания президиума Правительства УР дал свое видение сложившейся в аэропорту ситуации: - Состоялся суд, который определил незаконность их забастовки. У нас четыре профсоюза и есть единый профсоюзный орган для ведения переговоров. А если выдвигает требования один, без других профсоюзов, то мы с ними переговоры не ведем. Я могу сказать, как будут разворачиваться дальнейшие события: по 11 числу суд будет в ближайшие 20-30 дней. И я думаю, забастовка будет признана незаконной, потому что здесь грубейшие нарушения трудового законодательства. Если будут бастовать незаконно, будут нести материальную ответственность, это десятки, сотни тысяч рублей. Требования забастовщиков несправедливы. Нужно задать вопрос, сколько они действительно получают, а не оклад. Когда вы подходите к кассе, у вас получается 2700 или 9000, есть разница? Если посмотреть по Приволжскому региону, то мы не находимся в числе компаний с низкой зарплатой, мы выше среднего. Кроме того, чтобы повысить заработную плату в два раза, нужны дополнительные объемы, у нас их нет. Мы готовы летать на Москву 5 раз в день, но где мы найдем пассажиров?
Надежда ГЛАДЫШ, Евгения ФЕДОРОВА

Преступность растет благодаря работе прокуратуры
Удмуртия заняла 'почетное' второе место в России по темпам роста преступности, но это никого из прокурорских работников не обескураживает и не пугает - на все есть свои причины. О них и многом другом шла речь на пресс-конференции, прошедшей в минувший вторник в республиканской прокуратуре. Цифры и факты озвучивали зампрокурора Удмуртии Владимир Никешкин и начальники отделов Дмитрий Матушкин ('по особо важным') и Сергей Иванов ('по надзору').

Общий рост преступности за четыре месяца текущего года составил 34 процента, в том числе количество тяжких преступлений выросло на 8,5 процента, разбойных нападений - на 18 процентов, грабежей - на 76 процентов, изнасилований - на 80 (!) процентов. Владимир Никешкин в качестве одной из основных причин указал на то, что именно сейчас со стороны органов прокуратуры не просто усилен, а прямо-таки ужесточен надзор за учетно-регистрационной дисциплиной. В прошлом году было возбуждено 16 уголовных дел против работников милиции, отказавших в регистрации заявлений потерпевших. Нынче тоже уже успели возбудить два дела по тем же мотивам. Другой существенной причиной Владимир Анатольевич не без основания считает бедовую нашу жизнь 'за чертой бедности', когда люди решаются на корыстные преступления от нужды. Правда, при этом никак в эту мотивировку не укладывается 80-процентный рост числа изнасилований. Тут, говорит прокурор, надо искать 'природный' фактор. Из 'громких' дел Никешкин упомянул уже расследованные дела взяточников - зав. кафедрой одного из вузов и судебного пристава; убийства 11-летней (в Сюмсинском районе) и 4-летней (г. Ижевск) девочек; до суда доведено расследование трагического падения мальчика в канаву с кипятком в Ижевске (на скамье подсудимых - мастер); осужден на год исправительных работ нерадивый отец (!), который довел до полного истощения своих двоих детей в возрасте 3 лет и 4 месяцев. Из нераскрытых 'громких' названо убийство Сергея Красина, криминальные связи которого прокурор не стал комментировать как недоказанные. Вполне в духе множества криминальных сериалов, которые зритель видит ежедневно на экранах своих телевизоров, оказался и сюжет о бывшем разведчике-десантнике, которого 'брали' за нападение на девочек в подъездах: за ним числилось уже 16 подобных фактов, а вычислить его никак не могли. А взяли методом 'паутины', когда в предполагаемый район 'охоты' вышли одновременно до пятидесяти оперативных сотрудников, которые осторожно следили за одиноко бредущими девочками. Одна, таким образом, невольно выполнила роль 'подсадной утки'. Причем, посетовал прокурор, если бы близкие родственники преступника сообщили в правоохранительные органы, что этот 'разведчик' подобные вещи в течение 10 лет позволяет себе в отношении собственной дочери (!), то не гулять бы ему на свободе много раньше. Дмитрий Матушкин рассказал журналистам, что прокуратура в тесном контакте с управлением собственной безопасности МВД УР расследует и должностные преступления сотрудников органов правопорядка. В прошлом году таких в поле зрения надзорных инстанций попало более 10 человек, а за четыре месяца текущего года уже 'загремели' пять работников ГИБДД. Но, как подчеркнул Никешкин, тут главное не то, что они - милиционеры, а то, что наказание для нечистых на руку грядет неотвратимо.
Надежда ГЛАДЫШ

'Ижавиа' приделают Новые крылья
По иронии судьбы именно в разгар упомянутого конфликта вопрос об условиях приватизации государственного авиапредприятия был рассмотрен на заседании президиума Правительства УР.

И как ни пытался премьер Юрий Питкевич в присутствии журналистов показать, что под приватизацией понимается всего лишь акционирование с образованием 100-процентного государственного пакета, приглашенные поняли одно - не сегодня-завтра 'Ижавиа' перейдет в частные руки. Впрочем, нынешний директор ГП Михаил Хатомкин ничего страшного в этом не видит - государство не в состоянии инвестировать в развитие компании необходимые средства. Практически у всех семи летающих в 'Ижавиа' самолетов в 2005-08 гг. истекает срок эксплуатации и их придется списать. Приобрести новые машины без крупного капитала невозможно - современный ЯК-42 стоит примерно 20 млн долларов. От полутора до трех миллионов рублей в месяц - сумма необходимых дотаций Ижевскому аэропорту. При этом доходы предприятия в прошлом году составили 260 млн рублей, налогооблагаемая прибыль - 17 миллионов. Компании нужен частник, который непременно появится в Удмуртии, когда процесс акционирования будет завершен, а пакет акций выставлен на торги. Это произойдет, по мнению Хатомкина, уже в следующем году. Будет ли представлять финансовый интерес предприятие, директор пока сказать не может. Хотя вряд ли инвестора привлечет сама авиакомпания со старыми самолетами, а вот аэропорт - кусок довольно лакомый. Хотя пассажиропоток в Ижевске ниже, чем в Перми и других городах-'миллионниках', он вполне стабилен. Процесс перехода авиакомпаний в частные руки и объединение в крупные структуры идет по всей стране. Из более чем 300 предприятий в итоге, по словам Михаила Хатомкина, останется около 30 крупных. В этом случае не возникнет проблем с безопасностью пассажиров и покупкой новых воздушных судов. Хотя способ приватизации еще не определен, у 'Ижавиа', судя по всему, два пути: либо в Ижевск придет другая компания, либо наш ГП войдет в крупный альянс. Пока потенциальные покупатели себя никак не обнаружили. Сейчас предприятие работает в обычном режиме и даже в ближайшие четыре месяца не собирается поднимать цены на авиабилеты.
Евгения ФЕДОРОВА

'Телеком' терпит и ждет
Похоже, свобода выбора, которую получили абоненты городской телефонной сети по новому закону о связи, не принесла ижевчанам долгожданного облегчения. Многие до сих пор не могут решить, что лучше - 'повременка' или абонентская плата, тем самым обеспечивая связистам стойкую головную боль.

По словам директора Удмуртского филиала 'ВолгаТелеком' Сергея Фомичева, из 160 тысяч квартирных абонентов 60 тысяч вернулись на абонентскую плату. Причем половина из них проделали это в первый же месяц начала действия нового закона. Поскольку денег за выбор тарифа связисты пока брать не могут (механизм до сих пор не прописан), многие граждане уже трижды перебегали с тарифа на тариф. Кроме того, 'болтуны', наговаривающие по нескольку тысяч минут в месяц и хорошо устроившиеся на абонентской плате, сейчас совершенно недоступны для праведного гнева оператора. Эти безобразия, считают в 'Телекоме', обязательно закончатся, как только законодатели наконец примут дополнительные документы, которые позволят закону нормально действовать. Пока в подвешенном состоянии остается и система обеспечения льготами. С 2005 года все категории подзащитных государству граждан будут платить операторам за услуги связи 100%. Часть суммы будут компенсировать адресно. Каким образом будут производиться выплаты, пока неизвестно, но, по мнению Фомичева, что-то все равно надо делать. Сейчас ситуация с предоставлением льгот опять накалилась. Выделенные для Удмуртии через Министерство социальной защиты деньги снова закончились, и с 1 июня ветераны труда (а их в республике порядка 47 тысяч человек) будут платить за телефон по полной программе. Не затронут финансовые сложности только ветеранов ВОВ, инвалидов и участников радиационных аварий - для них договор с Минсоцзащиты - охранная грамота, где черным по белому сказано - предоставлять льготу круглый год. Меньше повезло ветеранам труда - им помощь от государства финансируется по остаточному принципу, то есть в пределах выделенных средств. Хотя и тут российское законодательство сумело сыграть злую шутку. В прошлом году порядка 8 тысяч ветеранов труда подали на 'Телеком' в суд и выиграли право на получение льготы в течение всего года. Платить связисты будут из собственных средств, но обещают, если граждане потянутся в суды все вместе, предприятию ничего не останется, как подать в суд уже на Министерство социальной защиты.
Евгения ФЕДОРОВА