С приходом на КМЗ нового крупного собственника в лице банка 'ЦентроКредит' и сменой менеджмента у предприятия впервые за долгие годы появился экспортный контракт. ОАО 'Камбарский машиностроительный завод' является производителем промышленных тепловозов, машин для очистки путей, запчастей для железнодорожного транспорта и т.д. По выпуску техники для узкоколейных железных дорог в зоне СНГ Камбарский машзавод практически не имеет конкурентов. Проектная мощность завода при работе в две смены составляет не менее 60 единиц ж/д-транспорта в месяц. В конце 80-х гг. численность работников КМЗ составляла 2,5 тысячи человек. По состоянию на 1 мая текущего года на предприятии работает 799 человек, загрузка производственных мощностей ниже проектной в шесть раз. В феврале 2004 года АКБ 'ЦентроКредит' консолидировал 51 процент акций общества, став основным собственником КМЗ. В настоящий момент на Камбар-ском машзаводе идет процедура банкротства. 'Новый собственник принял завод с убытками и деморализованным коллективом', - говорит генеральный директор КМЗ Юрий Кертанов. Кроме этого, репутация предприятия была основательно подорвана срывом обязательств перед заказчиками в предыдущие годы и снижением качества продукции, что отмечал в свой приезд в Удмуртию в 2003 году глава МПС России Геннадий Фадеев. Оживление производства на КМЗ в I квартале 2004 года произошло благодаря заказу, поступившему от одной из компаний республики Гвинея, аффилированной с группой 'Русский алюминий' Олега Дерипаски. Дрезина, которая должна прибыть в эту африканскую страну 20 мая, и тепловоз, отправленный заказчику в прошедший понедельник, предназначены для обслуживания железной дороги, связывающей гвинейский город Фрия с портом Конакри. Во Фрие находится бокситный карьер, в Конакри - глиноземный завод: и тот, и другой принадлежат 'РусАлу'. По оценкам специалистов КМЗ, для нормального функционирования данной железной дороги потребуется еще 5 дрезин и 10-15 маневровых локомотивов. На заводе считают, что с большой долей вероятности 'РусАл' продолжит размещать свои заказы на КМЗ. Если это произойдет, уже в III квартале Камбарский машзавод выйдет на безубыточный уровень производства и к концу осени сможет рассчитаться с кредиторами. В январе-апреле объем производства на КМЗ составил 23,3 млн рублей, что в 4,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В мае-июне на КМЗ должны выпустить три состава для вывоза засорителей для 'Российских железных дорог' (РЖД). В планах руководства завода обеспечить в текущем году выпуск продукции на сумму 250-300 млн рублей. Средняя заработная плата на КМЗ за январь-апрель 2004 года составила 3 500 рублей, за тот же период 2003 года - 1 833 рубля. С начала текущего года на работу было принято 197 человек. Политика нового руководства КМЗ предусматривает выход интересов предприятия за пределы рынка традиционной железнодорожной техники. Так, по заказу РЖД в Камбарке будет изготовлен опытный образец пассажирской автоматрисы - это своего рода автобус на рельсах. По словам Юрия Кертанова, рынок неэлектрического ж/д-транспорта в России практически не освоен. Перспективы сотрудничества с добывающими компаниями будут зависеть от качества исполнения нефтегазового оборудования, опытный образец которого (установка для подачи воды в скважину под высоким давлением) сейчас делают на КМЗ. Большие надежды возлагаются на возобновление деловых связей с Вьетнамом, утраченных более 10 лет назад. В ближайшее время эту страну посетит делегация КМЗ для проведения переговоров с руководством департамента угольных железных дорог.