фото Сегодня мы попробуем разобраться, почему 63 года назад руководители советской разведки проигнорировали эту информацию.
Уроки русского
В нашей стране многие уверены в том, что Рихард Зорге происходил из поволжских немцев. В действительности он родился в одном из пригородов Баку в семье инженера-нефтяника, работавшего по контракту в России. Отец будущего разведчика был чистокровный немец, а мать - русская. Семья вернулась в Германию, когда мальчику исполнилось всего три года, а потому он не знал и не помнил своей родины. В Первую мировую войну Рихард успел повоевать и во Франции, и в России, причем на Восточный фронт он попросился сам, оправившись после своего первого ранения. Именно там, на русском фронте, Зорге получил высшую солдатскую награду Германии - Железный крест, а кроме нее еще целых три ранения. Последняя из ран навсегда сделала его хромым - одна нога стала на несколько сантиметров короче другой. В 1924 году в Москве появился иностранец с документами на чужое имя. В свои неполные 30 лет он имел степень доктора политологии и весьма примечательный пункт анкеты - его дедушка когда-то работал личным секретарем у самого Карла Маркса! Понятно, что с такой биографией молодого человека взяли на преподавательскую работу в Институт марксизма-ленинизма, предоставили ему советское гражданство и приняли в партию большевиков. Однако наряду с массой достоинств наш герой имел один существенный минус - он довольно плохо говорил по-русски. Исправить этот недостаток ему помогла 20-летняя работница завода 'Точизмеритель' Катя Максимова. В 1927-м они поженились, но прожили вместе всего несколько месяцев, поскольку вскоре муж уехал в 'длительную загранкомандировку'. Впоследствии они увидятся лишь однажды - во время краткого и тщательно засекреченного приезда Рихарда Зорге в Москву летом 1935 года: Забегая вперед, расскажем о том, какая судьба была уготована этой женщине. В советских источниках говорится, что летом 1943 года Екатерина Александровна находилась в эвакуации, где умерла от ожогов в результате несчастного случая. На самом деле не было никакой эвакуации, ни несчастного случая: в сентябре 1942 года жену Рихарда Зорге арестовали по подозрению в: шпионаже. Постановлением Особого Совещания НКВД СССР (так называемой 'тройки') она была осуждена к ссылке в Красноярский край сроком на пять лет, где вскоре и скончалась. В заключении о смерти Е.А. Максимовой записано: 'кровоизлияние в мозг'. Впрочем, сегодня мы знаем, как мастерски палачи из НКВД избавлялись от ненужных свидетелей и как умели искажать истинные причины смерти своих жертв.
'Рамзай'
В начале 1929 года Рихард Зорге поступил на службу в советскую военную разведку и первое время работал связником в Лондоне и Лос-Анджелесе, однако эта миссия едва не окончилась для него провалом. Уже через полгода после неудачного дебюта наш герой оказался в китайском городе Шанхае, где вполне успешно вошел в роль немецкого журналиста. В 1933-м он получил новое задание - перебраться в Токио и наладить сбор агентурной информации среди местной элиты. На этот раз разведчика ожидала поистине фантастическая удача: он сумел завязать роман с секретаршей немецкого посольства, а через нее подружился с военным атташе Ойгеном Отто. Последнего вскоре назначили послом Германии в японской столице, и благодаря его ходатайству Зорге занял пост пресс-атташе посольства, что обеспечило ему легальный доступ к чтению шифровок из Берлина. В течение долгих восьми лет 'Рамзай' слал свои сообщения из Токио, но за это время его шифр не смогли взломать ни японские, ни западные дешифровщики. Дело в том, что в качестве так называемого 'ключа' Зорге со свойственным ему остроумием использовал немецкие статистические ежегодники, что позволяло варьировать шифр до бесконечности. Казалось бы, в данной ситуации наш герой должен был приобрести особую ценность для советского руководства. Тем не менее головокружительная карьера Зорге на дипломатической службе заставила московское начальство задуматься, не является ли он двойным агентом, который одновременно работает и на СССР, и на Германию. В конце 30-х 'Рамзай' получил из Москвы указание выехать на родину 'в отпуск', но не подчинился этому приказу и автоматически попал в число 'невозвращенцев' (сегодня хорошо известно, что происходило со многими разведчиками, которые возвращались в Москву в разгар сталинских чисток). В то же самое время энергичный пресс-атташе германского посольства будто сознательно играл с опасностью, но все сходило ему с рук: и романы с многочисленными женщинами (в том числе и с женой посла Отто), и сожительство с японкой - то есть с женщиной неарийской крови, и чрезмерное пристрастие к алкоголю, и хулиганские выходки, когда Зорге в пьяном виде садился за руль мотоцикла 'Цундап' и с бешеной скоростью гонял по городу. Однако, вопреки расхожему мнению, легендарного разведчика погубили вовсе не женщины, не вино и даже не безрассудство, а один из бывших товарищей по борьбе. К этому вопросу мы вернемся чуть позже.
Вторжение
В России трудно найти человека, который бы не знал следующий факт: 'В своем донесении из Токио от 15 мая 1941 года Зорге точно указал дату начала немецкого наступления на СССР - 22 июня'. ('Новейшая история', учебник для 9-го класса под редакцией А.А. Кредера). Действительно, эта отдельно взятая шифровка от 'Рамзая' свидетельствует о гениальности разведчика и одновременно о тупости советских стратегов. А вот его следующее сообщение, на этот раз от 22 мая: 'Гитлер намерен захватить Украину и использовать один-два миллиона советских военнопленных на тяжелых работах'. Ровно за неделю до начала войны из Токио приходит новая информация: 'Война против СССР задерживается. Военный атташе не знает, будет война или нет'. Таким образом, вторая шифровка вводит 'центр' в заблуждение относительно намерений немцев и места главного удара вражеских армий, а третья - вообще опровергает ранее посланные сообщения. Читатель может назвать все эти погрешности второстепенными, мол, Зорге предупреждал о главном: Германия вот-вот нападет на СССР. Но подготовка Гитлера к войне на Восточном фронте и без того не являлась секретом, поскольку было просто невозможно скрыть переброску такого огромного количества войск и техники к нашим границам. Неизвестными оставались лишь два момента: КОГДА и ГДЕ произойдет главный удар. Сталин и его окружение были убеждены, что война начнется лишь после разгрома Англии - то есть не ранее августа. Что касается второго вопроса, то основная часть наших войск была сосредоточена на Украине (агентура, в том числе и Зорге, докладывали, что враг готовит удар именно здесь), в действительности же главные силы вермахта были сконцентрированы совсем в другом месте - на Минском направлении. Начиная с весны 1941 года немцы по всем каналам, в первую очередь по дипломатическим, распространяли дезинформацию: каждое сообщение состояло из доли правды и моря лжи, в следующем - правда опровергалась ложью и что-то опять давалось правдиво. В результате в это время в Москву шел широкий поток самой разноречивой информации. А потому, как бы в последующем ни развивались события, обязательно нашлось хотя бы одно сообщение, которое предупреждало именно о таком сценарии. Ну и самое главное: хотя в Москве и продолжали принимать шифровки от 'Рамзая', но доверия к информации, добытой 'разведчиком-невозвращенцем', не было почти никакого.
Золотое кольцо
В сентябре 1941 года японские спецслужбы задержали одного из лидеров местной компартии Рицу Ито, который без особого принуждения дал показания, позволившие раскрыть всю советскую разведгруппу, состоявшую из шести человек. Состоявшийся через два года суд приговорил Рихарда Зорге и его главного осведомителя Озаки Хасуми - к смертной казни через повешение, а остальных членов группы - к различным срокам тюремного заключения. Япония несколько раз обращалась к СССР с предложением обменять советского разведчика на своего агента, задержанного на территории нашей страны, но Сталин отверг это предложение. Более того, в течение двадцати лет Советский Союз вообще отказывался признать Зорге своим гражданином. В день 27-й годовщины Октябрьской революции приговор был приведен в исполнение. По свидетельству врача токийской тюрьмы Сугамо, сердце советского разведчика билось еще в течение восьми минут после казни. В 1949-м японские власти разрешили родственникам обоих казненных раскопать братскую могилу и перезахоронить их останки. Единственной, кто в то время проявил интерес к праху Рихарда Зорге, оказалась его гражданская жена Ханако Исии, с которой они совместно прожили восемь лет. Своего возлюбленного она опознала по ботинкам, металлической вставке в берцовой кости и по пряжке от ремня. Эта женщина дожила до 89 лет и умерла совсем недавно от воспаления легких. До конца своих дней она хранила память о том, кого считала своим супругом, и в знак верности носила на левой руке золотое обручальное кольцо, сделанное, по ее собственному признанию, из золотых коронок любимого человека. В настоящее время прах советского разведчика покоится на токийском кладбище Тама в могиле под номером 17121. Самое удивительное заключается в том, что японцы вовсе не считают Рихарда Зорге врагом - к пятнадцатой годовщине со дня казни на его могиле появился новый памятник, сооруженный на деньги, которые собирали по всей Японии. На гранитной плите выбита надпись: 'Здесь покоится герой, отдавший свою жизнь в борьбе против войны, за мир во всем мире. Родился в Баку в 1895 году. Приехал в Японию в 1933 году. Был арестован в 1941 году. Казнен 7 ноября 1944 года'.
И все-таки подвиг
В августе 1951 года дело Рихарда Зорге и его разведгруппы в течение целых трех дней (!) слушалось в Конгрессе США. В ходе этих слушаний на основании документов, которые оказались в распоряжении американцев, было неопровержимо доказано следующее: советский разведчик не только снабжал руководство СССР сверхсекретной информацией о военных планах Страны восходящего солнца, но и сделал очень многое для того, чтобы переключить японскую агрессию с советского Дальнего Востока в сторону Тихоокеанского региона. То есть Зорге был тем человеком, который в 1941-м подтолкнул Японию к нападению на США и тем самым отвел от СССР угрозу ведения войны одновременно на два фронта - германском и японском. Лишь с двадцатилетним опозданием имя этого человека вернулось к нам из небытия и страна, сделавшая разведчику и его близким столько подлостей, все-таки признала его своим сыном. Указом от 5 ноября 1964 года гражданину Зорге Рихарду Адольфовичу за заслуги перед Родиной и проявленные при этом мужество и героизм посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
фото