Сразу оговорюсь, что детскую программу фестиваля я не видела, поэтому о ней речи нет. А вот пять фильмов, демонстрировавшихся с понедельника по пятницу на прошлой неделе в кинотеатре 'Россия', причем ежедневно при переполненных залах, оставили по себе впечатление параболы - высший балл по гамбургскому счету можно было бы выставить только финской киноленте 'Человек без прошлого' режиссера Аки Каурисмяки. Странно, что организаторы не сделали главного, на мой взгляд, 'выстрела' - со сцены слова 'Декларация прав человека' если и звучали в эти дни, то только в проходном контексте; конкретного разговора о том, что это за документ, каким образом он относится к сегодняшней ситуации в нашей стране, так ни разу и не случилось. А жаль. Все свелось к финальной шутке, когда продюсер кинофестиваля Игорь Семенов посетовал на то, что в ряде других регионов фестиваль не захотели принимать, потому что там, по мнению тамошнего руководства, 'все в порядке с правами человека', а вот Ижевск с радостью принял: На что вице-мэр Сергей Протозанов не преминул вставить, оттеснив Степанова от микрофона, что в Ижевске 'тоже все в порядке с правами человека'. Смех и оживление в зале. На самом деле, как мне кажется, главная задача фестиваля могла бы состоять в том, чтобы хотя бы поставить эту проблему перед жителями провинции, сформулировав, проговорив ее в контексте демонстрировавшихся лент. Но все свелось к разбитному ток-шоу: вам понравилось кино? Да! А это отнюдь не способствовало решению задач правового просвещения, если уж на то пошло. В принципе, в фестивальную программу просто 'подогнали' так называемое 'серьезное', 'клубное', 'элитарное' кино, которое как прежде, так и сейчас имеет ничтожные шансы на прокат в глубинке. Разве что в киноклубе, который в Ижевске, слава Богу, все еще есть. Но, к сожалению, как хороший человек - не профессия, так и принадлежность к 'клубным' еще не делает фильм автоматически шедевром. Фильмы 'Истинные происшествия' (Мурад Ибрагимбеков), 'Ангел на обочине' (Светлана Стасенко) и 'Правда о щелпах' (Алексей Мурадов) вот именно так, все вместе, на одной фестивальной прямой, как ни странно, смотрятся как 'киноантология' приемов, тематики и штампов сегодняшнего российского кино, по принципу 'о чем сегодня модно снимать'. Такой 'перечень' буквально нагроможден в 'Ангеле:' - тут тебе и 'тяжелое детство', и начальная эра становления капитализма, и рождение русского рока, и наркомания, и криминальная драма, и плохо переваренная мистика. Отсюда скороговорка, невнятица, 'назывные предложения'. Экранизация новелл Михаила Зощенко ('Истинные происшествия') чем-то напомнила кино 70-х годов - равнодушная ремесленная работа. А эстетская заумь 'Правды о щелпах' (Алексей Мурадов), к сожалению, как мне кажется, дискредитирует как сам жанр 'путешествия в прошлое', так и имя мастера, из чьей мастерской вышел режиссер, - Алексея Германа. Так, как правило, и бывает: эпигоны, не имея потенции энергетически наполнить узнаваемые формы, делают 'очень похоже' внешне, а, по сути, как холодные макароны, это совершенно 'несъедобно', разве что для гимнастики ума и эрудиции - откуда взята та реплика, кого цитирует тот кадр и т.д. Зато 'горячий финский парень' Аки Каурисмяки отработал за всех - 'Человек без прошлого' кажется фильмом абсолютно безо всяких претензий на 'высокий жанр', но в нем есть все, что нужно, - крепкая драматургия, точная и глубокая режиссура, отличная актерская игра и многослойность, главное, что отличает 'настоящее' от 'мыла'. Так что свое 'зерно' в программе 'Сталкера' я откопала. А вы?