Наша справка Частный театр 'Балет Евгения Панфилова' на двенадцатом году существования получил статус государственного. Именно этому событию обязан своим происхождением балет 'Щелкунчик'. Коллектив балета - смешанный, в труппе есть люди 'с улицы' (боксеры, 'качки'), есть выпускники Пермского хореографического училища. Евгений Панфилов сделал около 60 балетов, его имя и творчество хорошо известно как в России, так и за рубежом. 13 июля 2002 года на 47-м году балетмейстер трагически погиб.
artmark.mm.by Зал Театра оперы и балета, оба балкона, все ложи были заполнены публикой, некоторые даже простояли весь спектакль. Помимо рядовых балетоманов в зале были замечены ижевский мэр Виктор Балакин, вице-мэр Сергей Протозанов, руководитель аппарата мэрии Анатолий Бельцев. Все с супругами. О качестве спектакля говорит и тот факт, что ни один из зрителей не ушел. Все ждали развязки. Конечно, трудно пришлось тем, кто привык к каноническому 'Щелкунчику', где порхают зефирные девочки в розовых пачках, а 'пушистые' снежинки из пастилы. Надо было ломать внутреннее недоверие к постановке Панфилова. Начинается спектакль стихотворным эпиграфом (Александр Володаев): о вечном дожде и снеге, который потерял белизну и стал черным, о героях, которые 'грустно-веселы', об уставших Щелкунчиках, что 'в броне мечты слепы, а в лучшем близоруки'. В этом своеобразном 'либретто', по сути, пересказан весь балет - с его 'рождественским гипнозом', 'адовым маскарадом', трагическим финалом - 'и остается после сказки мышей бессмертная возня'. Жаль, что эпиграф оказался смазан не вполне отчетливым чтением. В панфиловском 'Щелкунчике' нет традиционного 'воспитательного фактора', и заканчивается он не хеппи-эндом, а одиночеством преданного Щелкунчика. Но безупречная и даже фантастическая пластика танцоров (отдельное спасибо Сергею Райнику, Алексею Колбину и Алексею Расторгуеву), лаконичная и энергичная сценография, оригинальные, 'говорящие' костюмы - все это завораживает и не отпускает до конца. Отдельные сцены (Вальс черных снежинок и Розовый вальс, в традиционной версии - Вальс цветов) настолько хороши, что зал замирает. Хорошо знакомые по музыке Испанский, Китайский, Русский и Восточный танцы в абсолютно новой 'транскрипции' Панфилова, в его же фантастических костюмах приводят зрителя в восторг, зал долго аплодирует. О костюмах и сценографии стоит сказать отдельно. Трагедия Щелкунчика разворачивается внутри и на фоне плетеных проволочных конусов, они же - елки, паутина и мышеловки. В глубине сцены - неизменно банальная стойка бара, высокие стулья, которые грациозно укрощает панфиловский кордебалет. Из костюмов запомнились зонт-шляпа на голове Дроссельмейера, стая 'мышей', одетых в серые мундиры, брюки-галифе, черные очки; и статные леди из 'Балета толстых' в чем-то бело-розовом, кажущемся скользким, липким и бесформенным.