фото Стратегия реформирования одной из самых ущемленных в финансовом плане отраслей была представлена на суд общественности в минувший четверг. Ситуацию с транспортом в Ижевске вице-мэр Михаил Ушнурцев охарактеризовал так: 'Ижевчанам в час пик в автобусах и троллейбусах приходится жаться и ютиться'. Замминистра Мин-прома УР Владимир Шошин был категоричнее, напомнив о грязных салонах и склоках среди пассажиров. Сухие цифры официальной статистики гласят - износ парка машин 80%, на маршрутах не хватает 63 автобусов, 50 троллейбусов, транспортные предприятия города не в состоянии компенсировать выпадающие из-за большого числа льготников доходы и реанимировать подвижной состав. Терпеть такое безобразие отцам города надоело, и с подачи администрации была создана рабочая группа, подготовившая несколько вариантов реформирования транспортной системы города. Впрочем, цель у всех одна: как сделать, чтобы к 2010 году у транспортников появились деньги на обновление техники, у льготников сохранилась возможность без финансовых потерь передвигаться, а у частника - появился интерес вкладывать деньги в отрасль. И хотя найти единственно правильное решение участники коллегии не смогли, уже можно предположить, по какому пути собираются двигать реформу.
Льготы нынче не в моде
Стало общим местом, что хорошо жить и развиваться автобусникам и трамвайщикам мешают льготы. Правда, революционное и довольно модное на федеральном уровне намерение льготы отменить было в штыки встречено мэром Балакиным, который считает, что не стоит в этом вопросе равняться на Россию, бесплатный проезд слишком существенное благо для неимущих. Хотя даже мэр согласился, что совершенствовать систему предоставления льгот необходимо. Сейчас в Ижевске 190 тысяч льготников, которые бесплатно передвигаются на общественном транспорте. Официально признанный размер компенсации потерь предприятий (ИжГЭТ и ИПОПАТ) - 115 млн рублей. Однако реально закрыть удается на порядок меньше: региональные, федеральные и муниципальные льготы финансируются едва ли на половину от потребности. В итоге страдают все. Разработанная стратегия предусматривает несколько вариантов совершенствования существующей системы. Один из возможных - предоставление льгот не в полном объеме, например, 75% от себестоимости берет на себя муниципалитет, остальное - льготник. Еще один вариант - выплата льготнику денег, а не абстрактное право на 'бесплатно'. В этом случае человеку самостоятельно придется решать, на что потратить деньги. По словам Михаила Ушнурцева, возглавлявшего рабочую группу по подготовке стратегии, многие льготники, например инвалиды, в силу физической невозможности передвигаться вообще не ездят в транспорте, хотя льготу имеют. Таким образом, получается, что государство их фактически обделило. Когда будут выплаты, на проезд потратятся именно те, кому это нужно. Звучали предложения ввести единый проездной для льготников и учащихся; перевести некоторые из маршрутов на коммерческую основу; ввести тарифное зонирование (проще говоря, когда ночью ездить дороже). Но сошлись во мнении, что здесь еще надо хорошо подумать, просчитать и работать индивидуально по каждому отдельному маршруту.
Ловушка для частника
Отчасти компенсировать нехватку автобусов на маршрутах удается за счет частных перевозчиков. Две компании уже работают на четырех маршрутах и перевозят пассажиров двадцатью тремя автобусами, как правило, это 'мелкокалиберные' 'ПАЗы'. На совещании высказывались в их адрес вполне положительно. Вот только сетовали, что при существующих экономических рисках частный инвестор идти в этот сектор не желает. А на него одна надежда: как минимум 200 млн рублей инвестиций за следующие пять лет хотели бы вложить в отрасль разработчики. Но: Оказывается, что городские власти хотят иметь на маршрутах не 'ГАЗели' и 'ПАЗы', как в большинстве крупных российских городов, а автобусы большой вместимости, так и безопаснее, и удобнее гражданам. Но ижевские улицы уже с трудом выдерживают существующий транспортный поток, а частник на такой риск, как приобретение крупногабаритного автобуса, не отважится. Еще сложнее развернуться частнику в сфере электротранспорта - большие затраты на энергоресурсы, да и социальное бремя велико. К предложению руководителя управления имущественных отношений Ижевска Сергея Кожевникова сдавать сети в аренду и пустить коммерческие трамваи директор ИжГЭТ Игорь Гликман отнесся скептически, но обещал подумать. Точку в обсуждении поставил Виктор Балакин, напомнив собравшимся, что обсуждение стратегии вещь полезная, но еще лучше до конца года разработать и принять на Думе городскую целевую программу, где будут прописаны сроки и суммы. И хотя проблем в отрасли много, мэр считает, что ижевским общественным транспортом (даже таким, как он есть) смело можно гордиться.
табл.

Не думайте о литрах свысока
В конце прошлого года городская Дума Ижевска волевым решением утвердила ставшее притчей во языцех Положение об оплате коммунальных услуг по индивидуальным приборам учета. С 1 мая абстрактная возможность платить по счетчику обрела конкретные очертания.

Как информирует городское жилищное управление, сейчас на рассмотрении находятся порядка семидесяти заявлений потребителей, желающих установить дома счетчики. Кроме этого, в городе около трехсот квартир (четыре дома) уже оборудованы узлами учета. Подавляющее большинство 'новобранцев' изъявили желание посчитать расход холодной и горячей воды, меньшинство - отважились на учет тепловых гигакалорий. Можно приобрести и газовый счетчик, но на это граждане идут с еще большей неохотой. Причина столь низкой активности домовладельцев вряд ли в административных препятствиях. Как пояснили в ГЖУ - в установке счетчиков практически никому не отказывают. Достаточно заявить о своем желании в письменной форме и получить технические условия на монтаж узла, что будет сопровождаться выходом специалиста к вам на дом и уплатой двухсот с небольшим рублей. Причем, по словам начальника отдела учета потребления энергоресурсов Дмитрия Владимировича Басса, почти в любой квартире со стандартным набором удобств можно установить счетчик - серия и год постройки этому не мешают. С полученной бумагой гражданин направляется в одну из доброго десятка фирм, имеющих лицензию на монтаж счетчиков, где и будет сделан проект. Процедура эта, как утверждают, займет не больше одного дня, а затраты составят около 500 рублей. Правда, потом документ придется еще раз согласовать в ГЖУ, где в случае необходимости внесут замечания (доделывать проект фирмы обещают совершенно бесплатно). А дальше вам установят и опломбируют приобретенные вами приборы (средняя цена от 400 до 700 рублей за штуку). С этого момента вы несомненно почувствуете всю прелесть цивилизованного европейского подхода к потреблению коммунальных услуг. В дальнейшем от вас потребуется аккуратно заполнять специальную форму расчетно-платежного документа (квитанцию) и наряду со старой, из которой исчезнут контролируемые вами услуги, оплачивать в привычном для вас отделении связи или банка. В случае неуплаты в силу вступают уже знакомые нам механизмы воздействия: пени, суд, выселение. Кстати, новая система оплаты теоретически должна сделать более прозрачными не только количество потребленных гражданами литров, но и круговорот финансовых средств. Деньги за каждую услугу будут направляться на отдельный лицевой счет, а далее напрямую поставщикам, что последних не может не радовать.