Как выяснилось, таких в Ижевске очень много. Среди них есть и профессионалы экстра-класса, и любители, которые только мечтают покорить танцевальный олимп.
В этом сезоне модно все ирландское
Прежде чем стать руководителем школы ирландских танцев, Алина Новерская несколько лет успешно занималась бальными танцами - доходила до четвертого места в городских конкурсах. Кто занимался танцами, знает, что подобрать хорошего партнера, пожалуй, труднее, чем жениха.
Без партнера бальные танцы невозможны. Из-за такой 'трагической' ситуации с партнерами пришлось забросить бальные и танцы вообще. В 1995 году Алина съездила в гости к родственникам в Польшу, там на ежегодном фестивале города (наподобие нашего Дня города) выступали две танцевальные группы - 'Тинтагель' и ирландцы - концертная команда из Feely-Bates Academy. Уже после этого была на двухлетней стажировке собственно в Ирландии, где и познакомилась с руководителями Dublin Folk Dance Group Кевином и Кристин Косгрейв.
Вернувшись в Удмуртию, собрала группу единомышленников - 7 человек и открыла свою школу ирландского танца.
- Наверное, не было отбоя от желающих научиться танцевать модные сейчас ирландские танцы?
- На наше организационное собрание пришло человек сорок. У всех пришедших было огромное желание заниматься танцами. Но, когда я показала несколько движений, большинство сказали, что никогда так не смогут. В итоге на первое занятие пришли 12 человек, которые и составляют костяк нашей танцевальной труппы. Многие любят кельтику, кое-кто знаком с ирландскими танцами по 'Ривердансу' или Lord of the dance, но все видели знаменитую рекламу пива.
- Кроме вашей, в Ижевске еще есть школы ирландского танца?
- Когда я создала свою школу в ноябре прошлого года, практически в течение двух недель узнала, что у нас открылось сразу три школы ирландского танца. Я такого бума на ирландские танцы не ожидала. Но в течение одной недели отпала одна школа, через полтора месяца - вторая. Видимо, преподаватели этих школ на волне интереса к Ирландии и кельтике решили заработать - не получилось. Для того чтобы танцевать, 'как в ирландском шоу', требуется не один год занятий и знание самого предмета. Как говорится, слава богу, что люди вовремя это поняли и закрылись.
- Человек с улицы, без хореографического образования может научиться ирландским танцам?
- Желательно наличие музыкального слуха или хотя бы чувства ритма; вес и рост не так важны.
- Любому обывателю благодаря известной рекламе ясно, что ирландские танцы невозможны без специальной обуви:...
- Те, что в рекламе пива, это так называемый жесткий вариант (hardshoes), есть еще мягкие (ghillies). Нашим девочкам те и другие шьет местный театральный мастер. Это намного дешевле, чем если бы мы заказывали настоящие. Тем более что возможна подгонка под ногу каждой девочки. Лично я выступаю в мягких и хардах американской фирмы 'Коррс' (Corrs). Обувь для шоу ирландских танцев стоит достаточно дорого (например, мои мягкие - около 40 долларов, жесткие и того дороже - 180), но есть и неплохие дешевые варианты тех же ghillies, например, Antonio Pacelli - 25 долларов или у тех же 'Коррсов' - ученический вариант - 18. Что касается хардов, то дешевле 50 долларов вряд ли что-то можно найти:
- А верхняя одежда?
- Есть концертные костюмы для шоу, есть для фейш ( это костюм для участия в традиционном ирландском фестивале, не обязательно танцев, а всего ирландского, он длится неделю). Но в любом случае у девушки обязательно должна быть юбка 'А-силуэта', покрой 'клин топора', из четырех или шести клиньев. Шьют такую юбку строго из жесткой ткани - шерсть, габардин или вельвет. Когда я училась в Ирландии, моя преподавательница выставляла своих учеников в восхитительных костюмах. Однажды я примерила один такой костюм и чуть не согнулась от тяжести - он весил 2,5 кг со всей вышивкой, аппликацией. Ирландские танцы сами по себе физически тяжелы, как, впрочем, любые профессиональные танцы. Плюс такой костюм, танцевать становится очень тяжело и даже жарко. На шоу перед публикой можно нарядиться во что угодно, смотря по сюжету и выдумке сценариста. Иногда танцуют даже в спецовках.
- Кстати, о шоу. Собирается ли ваша школа устроить что-то такое, что потрясет Ижевск?
- 17 марта мы показали спектакль 'The legend of St. Patrick'. Все вплоть до аренды зала оплачивала я сама. Конечно, мои девочки (вкупе с двумя бережно нами хранимыми мальчиками!) помогали во всем. Часть танцевальных костюмов были сшиты мамой одной из учениц буквально за неделю до спектакля. Красивые декорации со сложнейшими кельтскими узорами рисовали местные 'друиды' (молодые ребята, 'ударившиеся' в учение древних кельтов. - А.К.). Теперь мы с полным основанием можем сказать: 'Да, у нас есть собственное шоу!'
Неделю назад мы набрали новую группу. И опять повторилась та же история. Пришло много, остались четверо. Несмотря на популярность ирландских танцев, заработать у нас на их преподавании нельзя. Мы даже не можем пригласить на мастер-класс золотую чемпионку по рилу Открытого мирового чемпионата по ирландским танцам 2000 года Машу Сингал. Она моя хорошая подруга и готова работать у нас бесплатно, лишь бы оправдать проезд от Москвы и обратно. Но - нет.
Нас часто зовут на различные праздники, фестивали. В мае ирландское посольство приглашало на фестиваль, проживание нам бы оплатила приглашающая сторона, но у нас нет денег на дорогу. В июне нас ждут на знаменитом Волынщике в Питере. В моей школе занимаются студенты и школьники, которые не могут себе и этого позволить. Очень много фестивалей и в нашей стране, и за рубежом, где нас хотели бы видеть, но, к сожалению, нет средств.
Сколько их
На сегодняшний день, по данным министерства культуры, в республике работают 592 хореографических коллектива, из них в Ижевске - 8. В это число не вошли ведомственные, заводские, школьные коллективы, так что реальные цифры могут быть в несколько раз больше. Ежегодно в республике проводится более 10 конкурсов танцев разного уровня.
У женщины должны быть бедра, грудь и талия
Дарью Орлову знает весь танцевальный Ижевск, во всяком случае, практически все, кто преподает 'восточные танцы' в нашем городе. Несмотря на свой плотный график, она согласилась ответить на несколько наших вопросов.
- Нужна ли какая-то особая подготовка, чтобы заниматься 'восточными танцами'?
- Нет, любой человек с улицы может этим зяняться. 'Арабские танцы' - это такое собирательное понятие. Восточный танец включает в себя очень много движений, взятых из восточного мира.
- Для чего ходят к вам на занятия?
- Бывает по-разному. Есть девочки, которые хотят стать профессиональными танцовщицами. У меня были ученики, которые ходили для того, чтобы потом самим преподавать. Есть те, кто занимается для собственного удовольствия. Восточные танцы помогают корректировать фигуру. Я же стремлюсь в процессе обучения танцам изменить отношение ученика к самому себе. Арабские танцы изменяют представление женщины о собственном теле. Мы же так воспитаны, что российская женщина 'коня на скаку остановит, в горящую избу войдет'. Получается такая мужеподобная лошадь с подтянутым животом. В арабском танце у женщины есть талия, есть бедра и есть грудь. Это не просто особь женского пола, рожающая детей и волокущая на себе домашнее хозяйство, а личность, направленная на выполнение адекватных женских функций. Есть направления арабских танцев, связанные с родовспоможением. Женщина начинает понимать, что происходит с ее организмом, она чувствует и не боится этого. Сама я стала заниматься восточными танцами из-за осложнений после родов. Мне нужно было восстановиться. Но это возможно только с правильной подачи. В ориентале очень хорошо прорабатываются мышцы малого таза, выправляются осанка, руки (суставы).
- Много у вас последователей?
- У россиян есть такая особенность. У нас 'ходят на тренера'. То есть если учитель подошел, смог уловить, что нужно определенному ученику, то люди в группе остались и занятиями довольны.
- Получается, что у вас нет своего шоу. Не хотелось прогреметь на всю страну со своим коллективом?
- Для меня это уже этап пройденный.
- Стриптизерши к вам приходят отточить свою технику?
- Да, были такие случаи, но они ко мне приходят не как стриптизерши, а как обычные ученицы. Их цель - расширить свой репертуар.
- Для обучения танцам нужна ли какая-то 'спецодежда'?
- Нужен топ обязательно и юбка или брючки. Должен быть оголен живот, чтобы преподаватель мог видеть, как работает ученик, как поставлена поясница. Иногда надевают пояса, платки, это для обозначения линии бедер. Пояса еще надевают, чтобы почувствовать ритм.
- Как вы думаете, в Ижевске ориентал востребован?
- Модная тенденция есть, но очень мало тренеров, которые бы хотели повышать свою квалификацию. Съездить один раз в Турцию, увидеть танец, быть хорошим исполнителем - все это отнюдь не значит, что из тебя получится преподаватель. Нужно иметь хотя бы минимальные знания по физиологии, иметь педагогический стаж, потому что мы должны понимать и помогать решать психологические проблемы учеников. Преподавать танцы - это не значит заниматься самолюбованием, надо помочь другому освоить технику.
- Когда человек может сказать: 'Я умею танцевать!'?
- Я уже 20 лет занимаюсь танцами, но не могу сказать, что умею танцевать.
Цена танца
Если московские школы танца могут попросить, а что немаловажно, и получить за урок бального танца (два академических часа) 250 рублей, то в Ижевске научиться виртуозно владеть ногами, да и всем телом можно, имея 60 рублей в кармане. За месяц (8 занятий по 2 раза в неделю) 'Арабских танцев' в столице России возьмут 1430 рублей, в Ижевске - 450 рублей. Буквально в каждом видеоотделе можно приобрести кассету с уроками 'Бальных танцев', 'Степа', 'Танца живота'. К их эффективности профессионалы относятся скептически. Стоит это удовольствие от 80 и выше рублей за кассету.
Газета №18 (0666) / 29 апреля 2004 г.
ТАНЦУЮТ ВСЕ - ЗА ДЕНЬГИ И ДЛЯ ДУШИ
Посвятить танцам всю жизнь, отдать последние деньги за ложку уникального бисера для отделки бального платья, копить несколько месяцев на то, чтобы оплатить два часа мастер-класса в Москве, могут лишь по-настоящему увлеченные люди.