Газета №18 (0666) / 29 апреля 2004 г.
НЕ НАДО ВОЗДУХ ПОРТИТЬ!
В ходе состоявшейся 22 апреля прямой линии 'экологического телефона' многие жители Ижевска задавали вопросы, связанные с состоянием атмосферного воздуха в нашем городе.
Каждый год ижевчане задают экологам один и тот же вопрос: почему апрельские субботники непременно сопровождаются едким удушливым дымом от костров и мусорных баков? А экологи отвечают, что сжигание мусора в населенных пунктах категорически запрещено и в Административном кодексе за такие действия предусмотрен штраф до пятисот рублей с физических лиц и до десяти тысяч рублей с предприятий и организаций.
Руководители ЖРП периодически проводят инструктаж с дворниками и говорят им о недопустимости сжигания мусора, однако кто-то все равно разводит эти удушливые костры. Понятно, что в ходе месячника по благоустройству города собирается огромное количество прошлогодней листвы и бытовых отходов, значительная часть которых оказывается в мусорных контейнерах. Чтобы уместить все это 'богатство' в переполненных баках, у многих возникает соблазн сжечь мусор на месте. Однако надо помнить, что при горении находящийся среди мусора полиэтилен (пластиковые бутылки и пакеты) выделяет опаснейшие вещества - диоксины, которые способны вызвать раковые заболевания.
Но на весь Ижевск приходится всего три природоохранных инспектора, которым удается оштрафовать лишь 10-15 % 'поджигателей'. Поэтому экологи предлагают горожанам опробовать простой, но эффективный способ противодействия дыму: взять одно-два больших ведра воды и вылить в горящий бак либо на костер. Если ижевчане сообща не возьмутся за борьбу с кострами, то, скорее всего, на следующей неделе в городе начнется настоящая 'газовая атака'.
По официальным данным, в атмосферу Ижевска ежегодно выбрасывается около 90 тысяч тонн вредных веществ. Это по 146 килограммов на каждого ижевчанина. Или почти 300 тонн на квадратный километр городской площади. Когда дышать становится трудно, люди с возмущением смотрят в сторону дымящих труб 'Ижстали', ТЭЦ-1 и иных промышленных предприятий. Но основной загрязнитель воздуха в городе расположен гораздо ближе к каждому из нас, и он гораздо опаснее, чем принято считать: 3/4 от общего объема ядовитых выбросов в атмосферу Ижевска образует автотранспорт, частный, общественный, всевозможная спецтехника. В 2003 году количество транспортных средств в столице республики достигло 164 тысяч, и теперь по их числу на тысячу жителей мы обогнали Москву: соответственно 260 и 250 единиц. К сожалению, на этом наши плюсы заканчиваются, а минусы состоят в следующем:
Рост числа автомобилей и отсутствие достаточного количества широких дорог приводят к тому, что средняя скорость движения машин по улицам Ижевска (по результатам замеров, проводившихся экологами) варьируется в разное время дня от 20 до 40 км/ч. Это значит, что в нашем городе машины не столько едут, сколько дымят, стоя в пробках или на светофорах. А проверки показывают, что выхлопы почти 13 % ижевских автомобилей не отвечают нормам токсичности. Кроме того, в отличие от той же Москвы, вокруг нашего города до сих пор не замкнуто кольцо объездной автодороги. Лишь к концу будущего года более половины транзитного транспорта будет направлено в обход Ижевска, что приведет к сокращению объема удушливых выхлопных газов, которые достаются горожанам.
Для того чтобы Ижевск стал более пригоден для жизни, нужно вспомнить о преимуществах общественного электротранспорта над дорогими в эксплуатации и недолговечными автобусами. К великому сожалению, за последние 20 лет в Ижевске не проложено ни одного метра новых трамвайных путей (троллейбусы, правда, получили пару новых разворотных колец).
Если же оставить все как есть, то это будет равнозначно растянутому во времени самоубийству в одной большой газовой камере: