Гойя, 'Капричос', Linda maestra. Всеобщее смешение и наслоение друг на друга различных традиций часто образуют весьма забавные сочетания. Например, легендарная череда майских праздников, сложившаяся в советское время и парализующая производственную сферу страны на полмесяца, предваряется Вальпургиевой ночью - своеобразным профессиональным праздником женщин непростой судьбы средневековой Европы. По германским народным поверьям, раз в год на горе Броккен в Граце проходит годичный праздник ведьм. Помимо германских, в нем принимают участие и скандинавские ведьмы. Судя по художественной и фольклорной литературе, мероприятие было подобно масштабной корпоративной вечеринке: барышни летают на метлах, скачут вокруг костров, выпивают, закусывают и предаются другим плотским удовольствиям. Несмотря на оргиастический характер этой ночи, ее название связано с именем Святой Вальпурги, английской монахини, приехавшей в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она пользовалась чрезвычайной популярностью, и ее очень скоро начали почитать как святую. В римском списке святых ее день - 1 мая. Своей славой Вальпургиева ночь, вероятно, обязана многочисленным процессам, проводившимся в средние века. Как писал видный ученый XVI века Варфоломей де Спина в труде 'Исследование о ведьмах': 'Бесчисленное множество инквизиционных процессов и наказаний ведьм доказывает, что ведовство и колдовство действительно существуют: в противном случае инквизиторы, приговаривавшие ведьм к смерти, были бы несправедливыми судьями. Так как церковь не только знает и принимает к сведению эти приговоры, но также санкционирует и одобряет их - следовательно, эти вещи действительны и истинны:'. Спорить с такой аргументацией в те времена было бесполезно, поскольку возражающий автоматически попадал под подозрение в связях с нечистой силой. Увлечение охотой на ведьм было всеобщим. Поскольку для получения доказательств было разрешено применять пытки, то не было недостатка в свидетельских показаниях непосредственных участников событий. Тот факт, что имущество подозреваемых конфисковывалось в пользу доносчиков, следователей и властей, создавал необходимую материальную базу для плодотворной работы. Оригинальное обоснование преследования ведьм дал известный английский философ Томас Гоббс: 'Что касается ведьм, я полагаю, что их колдовство не есть реальная сила, и тем не менее я думаю, что их справедливо наказывают за их ложную уверенность, будто они способны причинять подобное зло, - уверенность, соединенную с намерением причинить это зло, будь они на то способны'. Вот тебе и 'философ-материалист' (как характеризует его Большая советская энциклопедия)! Кстати, Россия и в это время (XV-XVIII века) не желала следовать общеевропейским тенденциям. Она не преследовала своих женщин в столь масштабном и изуверском порядке. Видимо, поэтому об отечественных участницах Вальпургиевых ночей ничего не известно. В России уголовно наказуемыми считались только ворожба и колдовство против монарха. Массовых казней колдунов у нас не было, что, конечно, не умаляет заслуг различных отечественных правительств по изведению населения другими способами. Впрочем, мы отвлеклись от темы первого Международного женского дня. Коллективное европейское безумие выдохлось только во второй половине XVIII века. Новые времена подарили женщинам возможность создавать организации не только под руководством следователей инквизиции и проводить собрания не только в виде шабашей. Вальпургиевы ночи возродились в XX веке уже как коммерческие проекты. В Германии и Скандинавии в ночь с 30 апреля на 1 мая проходят молодежные музыкальные фестивали и праздники, которые нередко заканчиваются стычками с полицией. Стремящиеся в Европу прибалты также начали праздновать Вальпургиеву ночь. Правда, власти Таллина на всякий случай ограничивают в этот период продажу алкоголя на вынос. В Ижевске, по слухам, канун Первомая празднуют некоторые активные язычники. Впрочем, вряд ли они ждут к себе на огонек европейских ведьм. Просто наступающий май и грядущее лето побуждают к действию, будь то языческие костры или открытие огородного сезона.
Ничего страшного Вы держите в руках 666-й номер нашей газеты
Из ныне здравствующих периодических изданий Ижевска 'День' третьим (после 'Удмуртской правды' и 'Известий УР') преодолел рубеж в 666 номеров.

Число это не круглое, но повод для разговора есть. Дело в том, что дурная слава тянется за ним с тех самых пор, как в новозаветном Откровении Иоанна Богослова было сообщено о грядущих временах, когда 'всем - малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть' (13:16-18). За почти две тысячи лет, прошедших с момента написания Апокалипсиса, к нему появились обширные комментарии. Многие из тех, кто имел ум, а еще более те, кто был обделен таковым, давали самые разнообразные толкования 'числа зверя' и обнаруживали его в самых неожиданных местах. Например, оппоненты католической церкви еще в средние века указывали, что в официальных документах Римский Папа называется 'Наместником Сына Божьего' (Vicarius Filii Dei). В латинском языке буквы одновременно означают и числа, поэтому эту надпись можно представить и в виде числа. Как нетрудно догадаться, получается именно 666. С тех пор и до настоящего времени протестантские церкви и секты считают Папу Римского апокалипсическим зверем. Впрочем, при желании и умении мыслить широко заветное число можно извлечь из чего угодно. Например, из Интернета. Как известно, во Всемирной паутине большинство адресов начинается с www, а поскольку знак W похож на шестую букву еврейского алфавита, на котором первоначально была написана Библия, то: выводы каждый может сделать для себя сам. Неудивительно, что и в имени Билла Гейтса обнаружены три шестерки, на радость продвинутым программистам всего мира. В последние годы в связи с распространением компьютерных технологий эта тема получила новый импульс. Печать антихриста видели и в индивидуальных номерах налогоплательщиков и в штрих-кодах. Поэтому вопрос, не являются ли вероотступниками обладатели нынешнего номера 'Дня', может быть актуальным для некоторых наших читателей. Их можно успокоить: ни ИНН, ни современные маркировки товаров, ничто другое, содержащее три шестерки, само по себе не может повредить человеку. Официальная позиция Русской Православной Церкви заключается в том, что число лишь тогда приобретает тот или иной оттенок, когда оно наполняется определенным смыслом. 666 тогда становится числом антихриста, когда оно соотносится с принятием его власти, во всех же других случаях - это просто число. Принятие печати - акт осознанный, совершаемый открыто и без принуждения. Отказники поражаются в правах и уничтожаются. Тема трех шестерок дает повод не только для иронии. Когда это сочетание используется вполне осознанно и даже с неким вызовом, есть повод задуматься. Например, возле Октябрьского РОВД г. Ижевска часто можно видеть машину с номером 0666. Его синий цвет свидетельствует о ведомственной принадлежности автомобиля. Нет сомнений и в том, что номер выбран не случайно. Конечно, и это никакая не печать, а просто проявление милицейской лихости. Своеобразная демонстрация своего отношения к миру, в котором, как им кажется, они никого не боятся. Учитывая опыт отечественной милиции по проверке регистрации у приезжих или других прибыльных контрольных мероприятий, нетрудно представить себе, как во время апокалипсических событий сотрудники МВД будут требовать предъявлять не паспорт, а чело или правую руку.