Основным источником роста доходов стали поступления от налога на прибыль предприятий, увеличившиеся по сравнению с февралем ровно в семь раз (и в 2,5 раза по отношению к данным за март 2003 г.). Таким образом, республиканская экономика отдала свой последний долг бюджету за результаты работы в прошлом году, и следующие бюджетные расходы придется обеспечивать исходя из нынешней экономической ситуации.
Благоприятный в финансовом отношении момент позволил республиканским властям восстановить сократившиеся в феврале остатки средств на бюджетных счетах, доведя резервы консолидированного бюджета по состоянию на 1 апреля до 685 млн руб. (для сравнения - на 01.04.2003 г. остатки составляли 666 млн руб.). При этом расходы выросли по отношению к предыдущему месяцу на 26,4 процента (на 24 % по сравнению с мартом 2003 г.). Впрочем, здесь не все так радужно, как может показаться на первый взгляд. Большой проблемой в мартовских расходах стали затраты, которые пришлось нести, погашая долги, и, если эти средства убрать из вышеприведенного расчета, увеличение общих расходов на содержание бюджетной сферы Удмуртии оказывается значительно скромнее (14,4 % по сравнению с февралем и только 12 % по отношению к марту 2003 г.).
Кроме того, ситуация для разных уровней бюджета существенно отличалась. Так, большая часть налога на прибыль, согласно Закону о бюджете УР, поступает в республиканский бюджет, и, хотя сборы почти всех остальных налогов в марте тоже выросли, один из самых крупных для Ижевска налогов - налог на имущество организаций, наоборот, снизился по сравнению с мартом прошлого года в 1,9 раза. Не все росло и в доходах республиканского уровня - поступления платежей за пользование природными ресурсами оказались на четверть ниже прошлогодних, но республиканским властям было чем это компенсировать. Администрации Ижевска, прижатой в марте долгами энергетикам, пришлось залезать в новые долги и брать банковские кредиты, переводя, таким образом, кредиторскую задолженность в государственный долг.
В этой связи можно говорить об уже отмеченной в предыдущих обзорах тенденции - об изменении структуры госдолга в консолидированном бюджете Удмуртии. После произошедшего в первой половине прошлого года стремительного нарастания суммы госдолга (совпавшей по времени с принятием федеральных законов, предусматривающих банкротство регионов и введение в них временных администраций) республиканские власти начали проводить политику постепенной стабилизации ситуации. В результате значительная часть средств, поступивших от продажи акций ОАО 'Белкамнефть', была использована на выплаты по долгам республиканской казны. Позже в новом годовом бюджете ставки отчислений от наиболее 'денежных' налогов были изменены в пользу республиканского бюджета, при этом главной пострадавшей стороной остался естественно бюджет Ижевска. Сегодня эти законодательно запрограммированные бреши приходится закрывать банковскими кредитами. При сохранении такой тенденции на протяжении ближайших месяцев потенциальная угроза банкротства сама собой должна переместиться с республиканского бюджета на городской бюджет столицы Удмуртии.
В рамках консолидированного бюджета УР по итогам прошлого месяца данные структурные изменения выглядят следующим образом: долг по банковским кредитам вырос на 127 млн руб., а суммы задолженности по федеральным бюджетным ссудам и государственным гарантиям республики по долговым обязательствам, наоборот, сократились на 20 и 63 млн руб. соответственно. В целом же в течение марта госдолг консолидированного бюджета Удмуртии увеличился на 1,9 процента и превышал сумму госдолга на 1 апреля прошлого года лишь на 2,8 процента. В отношении кредиторской задолженности рост выглядит более значительным - почти 24 процента по сравнению с данными годовой давности, но это бремя пока не дает прямых политических последствий.
Жесткость сложившейся ситуации во многом диктует усилившаяся централизация бюджетных ресурсов в федеральный бюджет. Так, по итогам I квартала 2004 года сумма собранных на территории Удмуртии налогов составила 5,751 млрд руб., что превышает прошлогодний уровень на 18,9 процента. В то же время поступление налогов в консолидированный бюджет республики увеличилось по сравнению с I кварталом 2003 года только на 2,4 процента. При этом помощь из федерального бюджета в форме дотаций, субсидий и субвенций составила 269,2 млн руб. Это лишь на 37 млн руб. превышает помощь, оказанную республике в I квартале 2003 года. Что касается федеральных бюджетных ссуд, обильно раздававшихся еще в прошлом году и с помощью которых регионы привыкли выходить из трудных ситуаций, нынче на них не было выделено ни одного рубля.
Газета №18 (0666) / 29 апреля 2004 г.
ПРОШЛОГОДНИЙ ПОДАРОК
Финансовые итоги марта существенно поправили исполнение консолидированного бюджета Удмуртии в первом квартале.