Газета №17 (0665) / 22 апреля 2004 г.
ЗАТЯЖКА НА ДЕЛЕ
На этой неделе истекает ровно месяц с того дня, как была подписана и внесена на утверждение республиканского парламента новая схема взаимодействия исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики.
Никаких особенных споров на сессии 'новая версия' правительства, предложенная депутатам вновь избранным президентом, не вызвала, хотя на заседаниях фракций какое-то обсуждение, безусловно, имело место.
Дискуссия, правда, получилась короткой, в понедельник, 29 марта, депутаты получили документ и во вторник уже его утвердили. Даже некоторые члены правительства, которым 'Д' накануне показывал новую схему, видели ее впервые и не сразу находили 'квадратик' с названием своих ведомств.
Неделей позже Госсовет УР без каких-либо проблем утвердил шесть из семи 'нарисованных' в схеме заместителей председателя правительства, а президент Волков подписал указы о назначении руководителя своей администрации и начальников всех секретариатов. Никаких сюрпризов - все остались на своих местах.
Идиллии, однако, не получилось, более того, подписанный неделю назад президентом Удмуртии указ о перечне исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики имеет несколько отличий от схемы, представлявшейся депутатам. В частности, президент отказался от создания объединенного Министерства промышленности и энергетики и соответственно продлил жизнь нынешним Министерству промышленности и транспорта и Министерству топлива, энергетики и связи. Также сохранено и Министерство печати и информации. Кроме того, остались Государственная жилищная инспекция и Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, которые почему-то хотели преобразовать в полностью бесправные управления при Минстрое и Минсельхоз-проде.
Не исключено, что на ближайшей сессии Госсовета УР депутатам могут предложить вернуться к вопросу о структуре правительства, чтобы скорректировать его в духе последнего президентского решения, или даже убрать из нее седьмого вице-премьера, так и не внесенного на утверждение парламента. По поводу возможных кандидатов на эту должность ходило несколько слухов, но, поскольку Волков так никого и не назвал, остается один, видимо, изначальный вариант - пересадка в вице-премьерское кресло руководителя администрации Президента и Правительства УР Александра Горяинова. Инициатором такой подвижки мог стать только премьер Юрий Питкевич, но если интрига и имела место, то отклика у президента она не нашла, и не жаждавший перемен в карьере Горяинов остался в президент-ском дворце.
Образовавшаяся вакансия, конечно, могла быть использована и для мягкой перегруппировки сил в политической части аппарата, но, судя по всему, после победы на выборах все эти нюансы пока мало интересуют президента Волкова и его вполне устраивает сложившаяся ситуация. Зато единственная четкая президентская установка - найти нового министра промышленности и транспорта - остается невыполненной, и этот, на первый взгляд, частный кадровый вопрос может оказаться симптомом настоящего аппаратного кризиса. И дело вовсе не в величине оклада. Чиновник на должность с жалованьем тысяч в сорок в месяц, конечно, найдется, но никто из авторитетных представителей деловых кругов не пойдет работать туда, где ты ничего не решаешь и только 'отвечаешь' перед президентом за состояние данных статистики.
Кризис в самом укрупненном блоке, собранном под вице-премьера Валерия Богатырева, совместившего пост министра экономики, видимо, еще только предстоит. Проблем в том, как Министерство экономики 'переварит' четыре новых ведомства, включенных в его структуру, действительно много. Пока же известно только о первых кадровых потерях: по информации 'Д', подал заявление об уходе заместитель министра экономики Сапожников. Многие вообще скептически оценивают возможности Богатырева на должности вице-премьера, хотя известно, что у президента Волкова на его счет другая точка зрения. И если, к примеру, тот же вице-премьер Виктор Савельев, несмотря на поддержку Юрия Питкевича, так и не добавил к своей должности статус первого заместителя, то Валерий Богатырев (по слухам, наоборот, не пользующийся расположением премьера) получил самые большие аппаратные приобретения в правительстве. Тем не менее это, скорее всего, только начало передела полномочий в новом составе правительства, и следующим шагом, по логике, должен стать пересмотр функций между секретариатами вице-премьеров.
Пока же самые большие кадровые напряжения (если не считать понижения статуса ряда министров и председателей госкомитетов до уровня руководителей управлений) пережил блок социального вице-премьера Натальи Хариной. Министр здравоохранения сменился еще летом, кандидатура и.о. министра образования Судариковой была 'подвешена', а вопрос об отставке министра культуры Пескишевой был принципиально решен еще до выборов. Возможно, эта жесткость в выстраивании своей 'социальной вертикали' и повлияла на снижение итогов голосования по кандидатуре Натальи Хариной, в поддержку которой на сессии 6 апреля высказалось наименьшее число депутатов Госсовета УР.
Президент Волков обещал решить все оставшиеся неразрешенными кадровые вопросы в течение мая. В таком случае это будет одна из самых длинных затяжек при утверждении состава правительства начиная с весны 1990 года, тем более что никаких серьезных политических причин для этого сегодня не существует. Ну, разве что некоторые интриги, среди которых самой любопытной может оказаться история с реанимацией сначала вроде бы ликвидированного Министерства печати и информации. По одной из версий, на министерскую должность могут перевести руководителя ТРК 'Моя Удмуртия' Татьяну Баталову, но для кого тогда освободят перспективное во всех отношениях место в республиканской телекомпании, можно только гадать. Впрочем, не все интриги способны достичь цели. Место представителя Президента УР в Совете Федерации тоже, видимо, казалось очень интересным, поэтому за последние полтора месяца молва не раз возвращала сенатора Шудегова назад домой - то в кресло 'идеологического' вице-премьера, то в кресло министра образования, но сам Шудегов, конечно, хотел остаться в Москве, и остался. В общем, все предсказуемо. Одна теперь только проблема - где Удмуртии взять министра промышленности?