Ижевчане привыкли к самообслуживанию и даже полюбили его, но этого оказалось недостаточно. Местные супермаркеты пока не научились любить нас.
Примерно два года своей сумасшедшей жизни обитатель мегаполиса проводит в магазине: женщины (по долгу 'службы') отдают процессу покупок чуть больше времени, мужчины - меньше. Но и те и другие пытаются сократить свое пребывание у прилавка до минимума. Причина проста - так называемый 'шоппинг' в России пока не стал формой отдыха. Есть у наших магазинов особенности, способные довести нормального, вполне здорового человека до нервного расстройства. И дело отнюдь не в хитрых 'энэлпишных' технологиях, превращающих любого индивидуума в послушного покупателя. По сложившемуся мнению, избежать стресса проще всего в супермаркете, где человек остается с товарами один на один, но не все так просто. Наши магазины самообслуживания помогут вам без труда заработать как минимум язву на нервной почве, как максимум:
Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства)
Количество ижевских супермаркетов уже исчисляется десятками: продуктовые, хозяйственные, строительные, фармацевтические, бытовой техники и т.д. Самыми посещаемыми, естественно, остаются продуктовые. Мы уже научились оставлять 'родные' пакеты и сумки при входе в торговый зал в обмен на разноцветные корзинки или тележки и устремляться по узким проходам к намеченной цели. Не отрицаю, есть такая старинная технология мерчендайзинга (науки о привлечении клиента), как небольшая ширина прохода между стеллажами. Оптимальный размер - ширина двух тележек. Таким образом создаются небольшие пробки, и спешащий по проходу покупатель вынужден остановиться и оглядеться вокруг. Правда, от этого сомнительного метода во всем цивилизованном мире уже отказываются. В наших супермаркетах, подавляющее большинство которых было переоборудовано из простых 'совковых' гастрономов небольшой площади, похоже, было не до расчета параметров - иногда бывает сложно повернуться и с одной корзинкой.
А зажатому где-нибудь на повороте с тяжелой тарой господину в голову лезут отнюдь не мысли о широком ассортименте магазина. Причем, как оказалось, ситуация это далеко не безопасная. В городском Комитете по защите прав потребителей рассказали, что периодически поступают звонки от покупателей ижевских супермаркетов, которые в толчее нечаянно зацепили и разбили (почти в 100% случаев) бутылку с дорогим алкоголем, после чего бедолагу заставляли оплачивать внушительную стоимость лома без выяснения обстоятельств произошедшего. Некоторые случаи заканчивались вызовом правоохранительных органов, хотя, честно говоря, ситуация, когда хрупкое стекло приветливо балансирует на самом краю витрины, больше походит на хитрую уловку.
Благо стали появляться гипермаркеты, в которых товары не падают на голову покупателя в прямом смысле этого слова.
Инсектофобия
Я не брезглива, но после одного-двух запоминающихся походов за продуктами стала внимательнее смотреть не только на упакованные продукты, но и на прилавки - прыгающие с полок или цепляющиеся за пакет тараканы вызывают длительный нервный зуд и мысли о других не менее милых обитателях суперсерпентариев.
Грешат наши 'маркеты' и просроченными продуктами, выставленными на продажу: сине-зелеными умершими биойогуртами, подгнившими помидорами, увядшим салатом. Товары, упакованные в пленку, далеко не всегда дожидаются счастливого часа и медленно портятся на прилавках. А уставшие после трудового дня граждане нередко обнаруживают 'аппетитные' сюрпризы только дома. Жалобы и 'разборки' постфактум ни к чему хорошему не приводят - хмурые продавцы вас же и обвинят в беспечности.
Потеря мотивации
Самая продуктивная технология зомбирования покупателя - расположение товаров на полках. По классическим канонам мерчендайзинга, те немногие действительно необходимые товары, за которыми приходит в магазин большинство клиентов, - молоко, хлеб, овощи, минеральная вода - расположены таким образом, чтобы путь от одного необходимого предмета до другого был как можно более протяженным и петляющим. Ведь шанс, что вы купите что-нибудь еще, увеличивается с каждым шагом, пройденным по торговому залу. При этом устройство торгового павильона должно заставлять вас двигаться против часовой стрелки, совершая большой круг, в конце которого находится касса. Это необходимо для сохранения психического равновесия покупателя. Психологи доказали, что человеку при ходьбе обычно свойственно слегка забирать влево - это связано с устройством мозга и, в частности, вестибулярного аппарата. В наших супермаркетах такие мелочи, как правило, не отслеживаются.
На полках магазина аналогичные продукты должны всегда стоять по мере возрастания цены слева направо, потому что именно таково привычное направление взгляда европейца - читаем мы тоже слева направо. Психологически человек, скорее всего, захочет взять то, что справа, поскольку рефлекс срабатывает порой быстрее, чем мысль. Этой особенностью активно пользуются умные продавцы, но только не у нас. Расположение продуктов в местных магазинах не побуждает купить побольше. Например, я не совсем понимаю, почему сливочное масло и молочные продукты, которые очень хорошо впитывают запах даже через упаковку, надо располагать рядом с копченой рыбой. И о чем должен думать покупатель, находя рулоны туалетной бумаги рядом с фруктами. Кстати, последние нередко вызывают искреннюю жалость - вялые и сморщенные огурцы с лимонами. Для сравнения: пермские супермаркеты активно пользуются технологией 'фруктовый рай', располагая душистые, свежие и хорошо освещенные фрукты прямо перед входом. Психологи заметили, что свежий, фруктовый запах и вид очень хорошо стимулирует покупательский интерес.
В Ижевске входящему покупателю чаще всего открываются полки со спиртным.
Мания преследования
Коллективный портрет среднестатистического персонала местных супермаркетов требует особого внимания. До сих пор продавцы и представители охраны воспринимают покупателей как потенциальных клептоманов и следят за каждым их шагом. Хотя мировая статистика настаивает - кражи в супермаркетах составляют всего лишь 3% от оборота. Причем порядка 60% преступлений совершают сами сотрудники сетевых магазинов. Конечно, последние данный факт всячески опровергают и активно 'работают' с клиентом. По информации того же Комитета по защите прав, в ижевских супермаркетах бывают случаи, когда подозрительных, по мнению охраны, посетителей заводят в отдельный кабинет и запросто раздевают в поисках якобы украденных продуктов. Обыски могут произойти и в самом зале, когда вас, как в классическом боевике, обхлопают по рукавам и бедрам. Процедура, как вы понимаете, не из приятных.
Но самым стрессогенным фактором являются, конечно, продавцы. Бывшие сотрудники прежних 'Продуктов' все так же далеки от знания торгового этикета, поэтому любой самый безобидный вопрос покупателя о сроке реализации, цене и составе продукта воспринимается ими как личное оскорбление или просто игнорируется по той простой причине, что мадемуазель в форме абсолютно 'не в курсе дела'.
Невроз обыкновенный
Подведем некоторые итоги. Расстройство тонкой душевной организации современного потребителя могут вызвать буквально любые мелочи, а если все они собраны в одном месте и, как говорится, представлены 'в широком ассортименте' - жди беды. Все начинается с отсутствия места для парковки автомобиля, затем вам не хватает корзинки, и вы катите громоздкую тележку, в итоге в расстроенных чувствах совершаете наезд на безобидного 'пешехода'. Другой вариант (факт, зафиксированный сотрудниками Комитета по защите прав потребителей) - детская коляска, с которой маму ни под каким предлогом в магазин не пустят. Естественно, детский экипаж оставляется у входа, чадо берется на руки или даже засовывается в тележку для продуктов (если позволяет ее размер). Если ребенок уже мало-мальски ходит, на него обязательно наступят, наедут или что-нибудь на него уронят, добрый продавец поспешит вырвать из детских ладошек взятый им из любопытства предмет и вдобавок выскажет все, что накипело, в конец осатаневшей мамаше.
В довершение всего - очередь к кассе. К этому моменту клиент, как говорится, уже готов, поэтому редко кто действительно утруждает себя проверкой отбитых чеков. Жертвы кассирской 'вольности' звонят в Комитет по защите прав потребителей, но помочь им, как правило, бывает уже слишком поздно. Благо, если после всего этого оставленная на входе детская коляска все еще ждет на том же месте своего маленького пассажира.
P.S.
Конечно, наш краткий экскурс в область качества сервиса в местных супермаркетах нельзя считать исчерпывающим. Предвижу замечания вроде - 'разве гастрономы лучше?' или 'сами виноваты!': Тем не менее хочется донести до руководства наших магазинов, возможно, банальную мысль: российский покупатель образца 2004 года весьма далек от того, который покорно простаивал в очередях 80-х годов за колбасой и копеечными носками долгие часы, молча выслушивал грубости от продавцов и не жаловался на рыбу 'второй свежести'. Он готов платить деньги, но за качественный товар и квалифицированное обслуживание.
Магазиновый рай
Больше всего любят ходить по магазинам американцы. Они обожают шоппинг, посвящая этому часы. Причина проста -
в американских магазинах абсолютно ничто не раздражает. Разработаны специальные приемы, которые направлены на создание комфорта покупателям.
Например, в супермаркетах играет спокойная симфоническая музыка. Оказывается, классика способствует совершению покупок. Человек бессознательно замедляет движение и начинает внимательнее смотреть по сторонам. Как утверждают сами американцы, 80% покупок клиент делает интуитивно. К тому же персонал сетевых магазинов обучен работать с покупателями индивидуально.
Есть свои спецприемы для книжных и промтоварных супермаркетов, но во всех основной акцент делается на организацию комфорта и уюта - спокойная музыка, удобные зоны отдыха, детские секции.
Газета №15 (0663) / 8 апреля 2004 г.
РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
Несколько лет назад в нашу жизнь стремительно ворвались супермаркеты. Новая форма торговли осела на удмуртской земле и, как водится, приобрела свои специфические особенности.