фото И, несмотря на готовность городской администрации фактически 'раздеться до трусов', 'Удмуртэнерго', как достойная дочь РАО ЕЭС, хладнокровно назначает день 'Х'. Впрочем, долги все равно удается погасить только к середине июля. Ситуация эта чем-то напоминает игру в кошки-мышки и с точностью до миллиметра повторяется в десятках российских регионов.
Игры в долг
Официальная версия масштабной работы с должниками - оптимизация издержек энергетиков в рамках реформы РАО ЕЭС. Впрочем, это связано отнюдь не с желанием сдерживать рост тарифов на тепло, а с возросшими коммерческими интересами РАО в российском ЖКХ. В настоящий момент в стране продолжается начатый не так давно передел собственности в коммунальной сфере. В прошлом году государство впервые решилось на передачу активов коммунального сектора в управление частному бизнесу. Самым крупным игроком стала компания 'Российские коммунальные системы', учрежденная РАО 'ЕЭС России' и Газпромбанком (по 25% акций), а также группами 'Интеррос', 'ЕвразХолдинг', 'Кузбассразрезуголь', 'Ренова' и 'Еврофинанс' (по 10%). Уставный капитал РКС составил 1 млрд рублей. Новая компания объявила, что готова занять до 15% российского рынка коммунальных услуг. РКС удалось зарегистрировать 23 дочерние компании в регионах. В Удмуртии желание РАО войти в регион вошло в противоречие с нежеланием руководства республики отдавать 'чужакам' свою 'священную корову'. Словом, почетная участь стать участником масштабного эксперимента восемнадцатый регион миновала. Это, конечно, очень обострило отношения с Анатолием Чубайсом, но в свете политических неудач последнего пока никакими серьезными последствиями для нас не обернулась. РКС начала работать в регионах даже несмотря на то, что законодательное регулирование взаимоотношений частного бизнеса и муниципалитетов еще не завершено. До прихода РКС частник работал с муниципалитетами на условиях краткосрочной аренды (на 11 месяцев), потому что процедуры передачи муниципальных активов ЖКХ в долгосрочную аренду или концессию, а также банкротства этих систем еще не существует. Но, видимо, энергетики понимали, что в случае неудачи эксперимента они потеряют куда меньше, чем оставленные без благ цивилизации люди. Тем более что все бреши в законодательстве будут закрываться в традиционных для должников арбитражах, а это для РАО - игра на своем поле. Среди главных преимуществ вступления города или региона в РКС год назад Анатолий Чубайс называл прямую ответственность энергетиков за подготовку сетей к зиме, за прохождение зимних максимумов и, конечно, за качество предоставляемых услуг. Думалось, что и работа с должниками тоже будет идти каким-то особым способом - по принципу 'свои люди - сочтемся'. Еще один интересный момент - в большинстве переданных в управление РКС муниципальных образований не было списка пусть и аварийного, но имущества, таким образом, при 'разводе' со структурой РАО, если в таковом назреет необходимость, обязательно возникнут споры. Конкуренцию РКС попыталась составить уже государственная 'Межрегиональная инвестиционно-строительная коммунальная компания' (УК МИСКК), которая была создана при поддержке Госстроя РФ. В борьбе за сферы влияния оказались хороши любые средства. Так, накануне нынешнего отопительного сезона экс-глава ведомства Николай Кошман предложил не выделять бюджетных субсидий на подготовку к зиме тем регионам, в которых начала работать РКС. Но тут пригодились пресловутые долги за энергоресурсы. Именно этот критерий изначально был главным в отборе претендентов на вступление в РКС. Компания взяла в оборот хронически проблемные города (которым уже точно хуже не будет), например, Владивосток, Архангельск, Смоленск. У местных ЖКХ скопились огромные долги перед поставщиками электроэнергии и газа. Кстати, на тот момент совокупная задолженность российского жилкомхозяйства перед РАО ЕЭС составляла 40 млрд рублей, а перед 'Газпромом' - 25 млрд рублей. Чтобы добиться передачи в управление РКС объектов ЖКХ, Анатолий Чубайс даже разослал дочерним региональным энергокомпаниям письма с предписанием напомнить губернаторам и мэрам о долгах за свет и тепло. Благо, на момент активной фазы переговоров с представителями РКС долги в удмуртской столице были фактически погашены. Хотя 'привет от Чубайса' горожане все-таки получили - в апреле на несколько дней в квартирах стало холодно, а уже через месяц с небольшим в Ижевск пожаловали представители РКС, предметно побеседовать с республиканским руководством, и даже получили предварительную договоренность в виде города Сарапула. Хотя уже тогда РКС-ники не скрывали - им нужен Ижевск. Общая сумма, которую 'Коммунальные системы' собираются вложить в модернизацию ЖКХ нескольких десятков российских регионов, по-прежнему не превышает 700 млн долларов (21 млрд рублей) собственных средств. Но если сравнить с вышеупомянутыми долгами - это отнюдь не выглядит как жертва со стороны компании. Именно задолженность потребителей является основным стимулом для участия в уставном капитале для РАО ЕЭС и 'Газпрома'. Доить же неподконтрольные муниципалитеты (к примеру, Ижевск) все-таки затруднительно. И тем не менее выход на сцену Госстроя вполне оправдан. Государство вряд ли отойдет от участия в построении рынка ЖКХ. Подтверждением чему служит разработка инвестиционной политики в ЖКХ, предполагающей использование МИСКК в качестве 'эффективного собственника при проведении банкротств существующих коммунальных предприятий'. Кроме того, согласно этому документу, компания 'будет участвовать в работе региональных операторов, ведущих конкретный бизнес и созданных с участием администраций и владельцев конкретных активов', а также рекомендует заинтересованным сторонам 'разработать возможность о взаимном участии в капитале РКС и МИСКК, а также о технологическом и политическом разделении деятельности в коммунальной сфере'. Но если участие в РКС - дело, как говорится, добровольное, не исключено, что сотрудничать с государственной компанией будет предписано. Чем это обернется для небольших и вполне безобидных по сравнению с РКС частных компаний, которые в ряде городов решили вложиться в ЖКХ, еще вопрос. Но вот отсутствие объявленной конкуренции в этом секторе уже можно прогнозировать. МИСКК, скорее всего, будет претендовать на организацию тендеров по выбору внешнего управляющего для коммунальных структур, объявленных банкротами, а также на долевое участие в капитале этих компаний. Таким образом, накопление долгов в коммунальном секторе выгодно и РАО ЕЭС, и государству.
Нет тепла - нет проблемы
'Отключать должников' - команда централизованная, авторство ее хорошо известно. Например, в то время как ОАО 'Удмурт-энерго' перешло к прямым угрозам, ОАО 'Российские коммунальные системы' заявило, что собирается отключить от тепла, воды и света сразу 382 абонента в разных регионах России, причем, в первую очередь, это школы, больницы и детские сады. В оправдание РКС ссылается на задолженность только бюджетных потребителей, достигшую к началу марта 2004 года 1,5 млрд рублей. По данным компании, 'в феврале 2004 года потребители оплатили лишь 67% отпущенной им тепловой и электрической энергии. В частности, в Кировской области уровень оплаты составил 39, в Ростовской - 50,7, в Тамбовской - 54,2%. Причем в РКС хорошо понимают и не скрывают, что происходящее вызвано проблемами с бюджетным финансированием и не может быть решено в течение короткого промежутка времени. Для некоторых представителей региональных властей намерения РКС стали неожиданностью, поскольку они были полностью уверены в силе договоренности с компанией. Отключения ожидаются во всех регионах, где работает дочка РАО, причем ответственность за вымораживание школ, больниц и детсадов РКС возлагает на глав областных и муниципальных администраций, своих, так сказать, непосредственных партнеров. Представители 'систем' заявляют, что поделать ничего не могут - долги мешают вкладывать средства в коммунальное хозяйство.
Теплового удара не будет?
ГЖУ и руководство Ижевска заверяют, что делают все возможное, чтобы погасить долги. Новый график (с апреля по август включительно) не так давно был подписан при непосредственном участии президента Волкова, который, похоже, и будет нести ответственность. Однако по-прежнему есть расхождение в размере долга. Городские коммунальщики называют сумму - 162 млн, представители 'Удмуртэнерго' - 268 млн, вполне обоснованно, по их мнению, включая сюда авансовые платежи за еще не предоставленные услуги. График составлен таким образом, что в течение апреля город должен перечислить порядка 130 млн рублей, примерно по 40 млн каждую неделю. Это для нынешнего бюджета будет, мягко говоря, затруднительно. Лимит на кредитование в банках, предусмотренный в бюджете на весь 2004 год, тает на глазах. Поэтому будем очень надеяться, что к тому моменту, как РАО ЕЭС предпримет очередную попытку инвестировать долги в светлое будущее российского ЖКХ, на улице станет, по крайней мере, теплее.
График погашения задолженности бюджета г.Ижевска перед ОАО 'Удмуртэнерго' (млн руб)