фото Возможно, что так все и будет. Согласно закону о бюджете на 2004 год, денежное содержание и содержание аппарата десяти попавших под реорганизацию правительственных ведомств составляет менее 8 процентов от общих расходов на эти цели республиканской исполнительной власти. Реальное сокращение коснется немногих, а выходное пособие получат все, так что 'немного дешевле' в устах премьера это еще сильно сказано, куда вероятнее, что укрупненные ведомства к середине года попросят дополнительное финансирование под увеличение своих функций. Новая структура правительства Удмуртии не хуже и не лучше тех, что уже действовали в республике начиная с 1990 года. Случались комбинации и покурьезней. Например, в структуре, утвержденной весной 1995 года, Управление охотничьего хозяйства курировал не какой-нибудь 'ресурсный' вице-премьер, а руководитель аппарата правительства, чего стесняться-то - охота - забава для номенклатуры. Идеальных схем, основанных исключительно на функциональной целесообразности, не утверждали ни разу. Всегда что-нибудь да искажало систему в угоду исключительно субъективным причинам. Проблема не в структуре как таковой, а в готовности власти самоограничить свой рост. Взяв с полки папку с бюджетом 1991 года и сравнив его с нынешним бюджетом Удмуртии, я обнаружил, что расходы только на республиканские органы государственной власти увеличились за двенадцать лет почти в сорок раз (в то время как общие расходы только в 9,7 раза). За этот период произошли либерализация цен, гиперинфляция, потом деноминация, потом дефолт, однако дело не в количестве нулей в цифрах. Затраты на власть выросли не только номинально, но и реально. Доля расходов на власть в республиканском бюджете 1991 года составляла 1,1 процента от общих расходов, в бюджете 2004 года этот показатель вырос до 4,5 процента, так что вполне очевидно, что темпы роста расходов на власть опережали все остальные расходы в четыре раза! Сумма в 999 тыс. руб., утвержденная на содержание Верховного Совета Удмуртии, где было 200 депутатов (а не 100, как в нынешнем республиканском парламенте) и где мне самому пришлось тогда поработать, сегодня вызывает только умиление. Содержание Государственного Совета УР в 2004 году обойдется республике не менее чем в 68 млн рублей. Между тем республиканский парламент остается самым 'дешевым' звеном в структуре власти в Удмуртии, основными потребителями средств на управление по-прежнему являются республиканская исполнительная власть и местные администрации. И если во взятом за 'эталон' 1991 году годовые затраты на зарплату и содержание аппарата правительства и всех министерств и ведомств составляли всего 4,6 млн руб., то в ведомственной структуре расходов на 2004 год на эти цели запланировано 388,2 млн руб., при этом денег еще и не хватает. Объясняется назревающий дефицит финансирования властных структур очень просто - за последние три года расходы на содержание органов власти и управления выросли в 2,2 раза, а жить-то лучше не стали. Справедливости ради надо отметить, что финансирование таких основных бюджетных отраслей, как образование и здравоохранение, с 2000-го по 2003 гг., естественно, тоже росло вследствие продиктованных Москвой индексаций зарплат. Но затраты на образование и здравоохранение выросли в 1,8 раза, то есть с существенным отставанием от динамики расходов на органы власти и управления. Для примера стоит взять еще и такую касающуюся всех отрасль, как ЖКХ, а здесь финансирование за три года не только не выросло, но и снизилось на 1,1 процента. Кстати, самым благоприятным для затрат на власть из последних трех лет стал весьма напряженный по исполнению бюджета прошлый 2003 год, когда властные расходы впервые превысили 1 млрд рублей. Изменить ситуацию в принципе, если такая задача вообще актуальна для республиканских верхов, можно исключительно радикально, а утвержденные на днях изменения в действующей схеме исполнительной власти решали только один вопрос - отчитаться перед Кремлем о количестве 'сокращенных' ведомств. Формально вопрос решен. Но если взять для примера Министерство экономики (финансирование в бюджете 2004 г. - 6,640 млн руб.) и влить в него, как это предложено, 'реорганизованные' ведомства вместе с их финансированием, получится уже 13 млн рублей. А просто объединенные вместе Минтопэнерго (3,635 млн руб.) и Минпром (5,673 млн руб.) - это уже 9,308 млн рублей. Есть в новой схеме и не совсем продуманные вещи, то же Минпечати (2,545 млн руб.) вроде бы 'ликвидировали', а созданное на его месте управление (не имеющее никакого самостоятельного статуса) осталось 'висеть' непонятно при ком. Странно, что по ситуации на начало этой недели не было никакой ясности, кто станет вице-премьером, курирующим блок, названный почему-то 'идеологическим'. Если так, то лучше бы его и не создавали, подчинив комитет по делам архивов и комитет по делам загс напрямую премьеру, а остальные три ведомства (Миннац - 2,43 млн руб., Госкоммолодежи - 4,503 млн руб. и Госкомспорт - 3,626 млн руб.) просто ликвидировав как бюрократические излишества. В конце концов определением 'идеологии' есть кому заниматься, в бюджете 2004 года на содержание Администрации Президента и Правительства УР заложено более 86 млн руб., из них половина на денежное содержание сотрудников. Содержание лично самого Президента УР должно обойтись в этом году бюджету в 12 тысяч 866 рублей 12 копеек ежедневно, независимо от того, рабочий это день или выходной. Но не надо забывать, что всякая власть, помимо прямых расходов на себя, создает еще целую инфраструктуру своего обслуживания. К таковой можно отнести автотранспортную базу Аппарата Президента и Правительства УР (21 млн руб.) и ГУ 'Управление эксплуатации и материально-технического обеспечения' (11,037 млн руб.). Сумма на содержание которых, кстати, даже чуть превышает сумму расходов на зарплату и содержание аппарата всех реорганизуемых этой весной республиканских ведомств. Путинская административная реформа, в отличие от происходящего в Удмуртии, при всех ее издержках, по крайней мере, имеет четкую логику. Структуру федеральной исполнительной власти, пусть без карательных мер в отношении персоналий (хотя надо бы), все-таки сводят в единую систему. И если реформируют правительство, то реформируют и Администрацию Президента РФ. Это резонно, поскольку рыба, как известно, тухнет с головы. В Удмуртии, видимо, власть все еще считает себя первой свежести: