Феномен этнического и глобализация современной культуры народов Поволжья и Приуралья: Художественная практика, дискурс, образование. Ижевск: ИД 'Удмуртский университет', 2004. 196 с. В своей речи редактор издания, доктор культурологии Наталья Розенберг подчеркнула практическую полезность новинки - книга поможет студентам и всем желающим разобраться, что такое этнофутуризм. А приобрести ее можно за 'символическую цену' - 100 рублей. Однако эти слова доктора культурологии, пусть и привыкшей иметь дело с символами и символическими системами, не вдохновили пришедших на презентацию журналистов и студентов начать активно раскупать 'Феномен этнического'. Те же, кому книжки уже раздали для ознакомления, стали сдавать их обратно. 'Феномен этнического' открывается стенограммой выступлений участников круглого стола, который состоялся летом прошлого года и был приурочен к Восьмому этнофутуристическому фестивалю 'Пельнянь' и выставке 'Этнос и Танатос' в МВЦ 'ГАлереЯ'. Тогда в стенах 'ГАлереИ' обсудить 'современный художественный процесс и диалог культур народов Поволжья и Приуралья' собрались художники, поэты, искусствоведы, философы и менеджеры в сфере культуры из Удмуртии, соседних российских регионов и из-за рубежа (Эстония, Великобритания). Судя по стенограмме, дискуссия протекала в рамках двух основных оппозиций: 'современное' и 'традиционное' - во-первых, и 'глобальное' и 'этническое' ('этническое' понимаемое, прежде всего, как самобытность культур 'малых народов') - во-вторых. Причем участники дискуссии то и дело неосознанно смешивали эти оппозиции, подменяя одну другой, что вполне понятно, так как речь шла о 'малых', то есть периферийных культурах. Момент истины настал, когда доцент факультета психологии УдГУ Сергей Сироткин поставил проблему так: деревянный туалет - это традиционное (отсталое) или национальное (самобытное)? 'У американского писателя Хайнлайна, - сказал он, - когда началась эпоха освоения космоса, возник такой образ - он не понимает, как в новом мире могут сочетаться запуск космического корабля и деревянный туалет где-нибудь в Техасе: Мы что же, будем считать, что деревянный туалет - наша национальная репрезентация? Наша традиция? Здесь доходит до смешного. И если глобализация - это некое выравнивание, в конце концов туалет уйдет, а на его месте возникнет космическая площадка'. К сожалению, никто из присутствовавших не объяснил психологу, что на самом деле глобализация - это не обязательно 'выравнивание' и что ее результатом может быть то, что 'аборигены' будут пить пепси-колу (вместо, например, кваса) и смотреть голливудские фильмы, но пользоваться им придется все тем же туалетом типа 'сортир'. Зато здравую мысль высказал литературовед из Тарту Отт Хейнапуу, который сказал, что 'главный плюс глобализации состоит в том, что 'ты можешь перескочить через большие культуры - американскую, испанскую, можешь общаться с маленькой культурой, т.е. не нужно это разбавлять чем-то. Принципиально, например, что для меня, эстонца, латышская культура важнее, чем русская'. Другими словами, устами эстонца было честно заявлено, что глобализация угрожает культурам не столько малых, сколько больших народов. Вторую часть книги 'Феномен этнического' составили 12 научных статей, одни из которых посвящены более узким темам (например, 'Сценография произведений Бертольда Брехта на казанской сцене'), другие - общетеоретическим вопросам. Из последних самой, думается, содержательной является статья поэта и филолога Виктора Шибанова, отстаивающего идею, что этнофутуризм - это не просто обращение современного художника к фольклору, а диалог фольклора (точнее, архаической мифологии) с мировым постмодернизмом. Тем самым (если учесть, что в идеологическом плане постмодернизм представляет собой пустоту) Виктор Шибанов фактически признает, что этнофутуризм в конечном счете - это диалог с пустотой. О чем, в общем-то, можно было догадаться, уже просто читая стенограмму выступлений участников круглого стола.