Внутритрубная диагностика: прием поршня. Как все начиналось
В конце 70-х природный газ становится мощным фактором технического прогресса. Он широко используется не только как ценное промышленное сырье, но и как источник тепловой и электрической энергии, приходит в быт миллионов людей. Разрабатываются и осваиваются крупные месторождения в Западной Сибири. Чтобы осуществить доставку газа в центр страны и страны Западной Европы, в 1982 году началась прокладка специального экспортного газопровода от Уренгоя до Ужгорода. Менее чем за два года задача строительства этого мощного инженерного сооружения протяженностью 4,5 тыс. км была выполнена. К 1984 году плечо обслуживания трассы от Горнозаводска до города Горького (Нижнего Новгорода) составляло 1300 километров. Это, во-первых, очень большое расстояние. Во-вторых, к 1984 году территорию Пермской области пересекали пять крупных газопроводов: Нижняя Тура-Пермь-Горький (две нитки), Уренгой-Петровск, Уренгой-Новопсков и Уренгой-Ужгород. Поэтому 23 марта 1984 года выходит Приказ N 104-орг 'О структурных изменениях в составе предприятий и организаций Министерства газовой промышленности'. Первый пункт приказа гласил: 'Организовать в составе Главного территориального управления 'Главвостоктрансгаз' производственное объединение по транспортировке и поставкам газа 'Пермтрансгаз' в г. Чайковском Пермской области'.
Почему Чайковский?
Город Чайковский местом базирования нового предприятия был избран не случайно. Он находится примерно на середине подконтрольной предприятию трассы газопроводов, стоит на границе Пермской области и Удмуртской Республики. К тому же это перспективный город и его руководство было очень заинтересовано разместить столь значимое предприятие у себя. Не последнюю роль сыграла и естественная красота города, с трех сторон омываемого водами Камы и Воткинского водохранилища. Директором ПО 'Пермтрансгаз' назначается Владимир Шестаков, работавший ранее на знаменитом газопроводе 'Бухара-Урал' в Казахстане, а к моменту назначения - начальником Горнозаводского ЛПУМГ. Приобретенный там богатый опыт производственной и хозяйственной деятельности позволил Владимиру Афанасьевичу сформировать такой коллектив, который с первого дня работает стабильно, не допуская ни одного случая срыва подачи газа потребителям.
Генеральный директор ООО 'Пермтрансгаз' Виктор  Чичелов. Эпоха большого строительства
Вся история 'Пермтрансгаза' легко делится на два периода. Первые десять лет - это годы большого строительства. Наряду с эксплуатацией готовых газопроводов и компрессорных станций интенсивно прокладываются новые магистрали, возводятся газокомпрессорные станции. Очень активно идет строительство жилья и, как говорили в те годы, 'объектов соцкультбыта'. Достаточно сказать, что новоселье тогда справили 4442 семьи газовиков. Были построены две общеобразовательные школы, 13 детских садов. Прекрасные микрорайоны газовиков со всеми объектами инфраструктуры выросли в городах: Гремячинск, Горнозаводск, Чернушка, Чайковский, Можга, Очер; в поселках: Березовка, Барда, Полазна, Октябрьский. Бок о бок с русскими строителями трудились рабочие и специалисты из ГДР. Их было более двух тысяч. Работали югославы, поляки. Это было удивительное время, время больших событий, время самоотверженных людей.
Вспоминает Владимир Шестаков:
- Работали мы тогда сутками, без праздников и выходных. В изнеможении упадешь, бывало, на пару часов в каком-нибудь вагончике или кабине грузовика, и снова - на ноги. Причем разделения не было: рабочий ты, начальник - все работали в одном порыве. Все находились в одинакововых нечеловечески трудных условиях. А сколько было экстремальных ситуаций! И компрессорные горели, и вертолеты падали, но всегда находился человек, готовый в критический момент 'броситься на амбразуру'. Это в характере русского человека. Как-то при запуске агрегата на компрессорной станции 'Кунгурская' произошло возгорание. Вот-вот грянет взрыв. Люди разбегаются в разные стороны, спасается кто как может, а Юрий Николаевич Манаков, инженер рванул к агрегату, отключил его. На какие-то секунды опередил ситуацию и предотвратил катастрофу. До сих пор удивляюсь я нашим людям. Это ж надо было так заразиться работой, чтобы жертвовать своим здоровьем, жизнью. А деньги-то им платили мизерные! Без преувеличения скажу: в период строительства люди проявляли массовый героизм. И то, что предприятие до сих пор считается лучшим в 'Газпроме', заслуга только этих людей, заслуга коллектива. Вот поэтому надо не только чтить ветеранов, но и помогать им, надо заботиться и любить их.
Виктор Чичелов - достойный преемник
Если тяготы создания и становления предприятия выпали на долю Владимира Шестакова, то последующий период развития и реконструкции продолжался под руководством Виктора Чичелова. Виктору Александровичу руководство ОАО 'Газпром' доверило возглавить предприятие после избрания Владимира Шестакова депутатом Государственной Думы России в 1995 году. Трудовую закалку Виктор Чичелов получил в 'Средазтрансгазе' (Узбекистан). Работал машинистом технологических компрессоров, диспетчером, старшим инженером, заместителем начальника производственного отдела. В 1985 году по приглашению Владимира Шестакова приезжает в Чайковский и вместе с ним, в качестве начальника производственного отдела магистральных газопроводов, заместителя директора, проходит все испытания этого трудного периода. Так что трассу Виктор Александрович знает не понаслышке. Тем не менее, по словам Виктора Александровича, с завершением большого строительства к середине 90-х годов проблем не убавилось. На передний план стали выходить задачи по обеспечению надежной работы стареющих газокомпрессорных станций и газопроводов. Это, в свою очередь, повлекло за собой внедрение в производство новых технологий и оборудования, кардинальные изменения в политике руководства.
(Слева направо) первый главный инженер ПО 'Пермтрансгаз' С.Г. Сердюков, первый директор ПО 'Пермтрансгаз' В.А. Шестаков; глава 'Газпрома' Р.И. Вяхирев. Реконструкция КС
Замена устаревших и выработавших свой ресурс газоперекачивающих агрегатов на современные машины началась еще в конце 80-х годов. Пик реконструкции пришелся на середину 90-х и связан был, в первую очередь, с контрактом консорциума 'Трагаз' (Италия). Реализация этого контракта позволила в компрессорных цехах Горнозаводского, Кунгурского, Чайковского, Бардымского и Можгинского ЛПУМГ перевести действующие агрегаты ГТК-25И (газопровод Уренгой-Ужгород) с простого цикла работы на регенеративный, что увеличило их эффективность, дало возможность экономить газ на собственные нужды. Кроме того, в четырех цехах Бардымского и Можгинского ЛПУМГ произведена замена агрегатов ГТН-25/76 НЗЛ (газопровод Ямбург-Елец I, II) на полнокомплектные регенеративные ГТНР-25И. Еще одна тема итальянского контракта - установка агрегатов ПЖТ21-С на место устаревших ГПА-Ц-6,3 в первом цехе Алмазного ЛПУМГ (газопровод Уренгой-Петровск). Предприятие 'Пермтрансгаз' стало в то время головной организацией в 'Газпроме' по внедрению первых газоперекачивающих агрегатов на базе судового двигателя ДЖ-59Л2 производства ПО 'Заря' (г. Николаев, Украина). Но самым надежным и перспективным направлением в реконструкции ГПА является внедрение семейства газоперекачивающих агрегатов 'Урал' (на базе авиадвигателя ПС-90), изготовляемых на предприятиях г. Перми. На сегодняшний день 'Уралы' (12-ти и 16-ти мегаватт) установлены в Бардымском, Пермском, Горнозаводском, Чайковском ЛПУМГ. На КС 'Пермская' впервые в ОАО 'Газпром' успешно прошел межведомственные испытания (МВИ) ГПА-12М 'Урал', на котором вместо подшипников скольжения на газовом компрессоре применен 'магнитный подвес', и компрессор работает без смазочного масла. Проведена обкатка нового 'Урала' мощностью 25 мегаватт (ГПА-25) на КС 'Игринская'. Шесть новых агрегатов ДН-80Л с судовым 25-мегаваттным приводом установлены в Бардымском и Можгинском ЛПУМГ. Эти машины также успешно прошли МВИ и хорошо зарекомендовали себя в работе. Важно отметить, что в ходе реконструкции внедряются новые автоматизированные системы управления технологическими процессами ГПА и ГРС, компрессорных цехов, линейной телемеханики, систем пожаро-, газообнаружения, позволяющие не только облегчить работу персонала, но и повысить надежность функционирования оборудования.
Внимание к трассе
Самого пристального внимания требует к себе трасса. И на первое место сегодня выходит проблема замены старого изоляционного материала трубопроводов на новый, более эффективный. Время показало, что сохранность газопроводов находится в прямой зависимости от изоляционного материала. Та пленка 'Поликен', которой покрыто большинство наших газопроводов, после 12-15 лет начинает утрачивать защитные свойства. Стенка трубы реагирует на это появлением на ней различных коррозионных процессов. По срокам эксплуатации большая часть газопроводов требует немедленной переизоляции. И работы такие разворачиваются. Но что значит переизолировать тысячи километров газопроводов? На это уйдут многие годы. А нам 'здоровая' труба нужна сегодня, сейчас. И тут главное - вовремя обнаружить наиболее опасные дефекты и устранить их.
Здоровье трубы
На вооружении у газовиков есть различные методы обследования трубы. Внутритрубная дефектоскопия - наиболее эффективный из них. Широко используется с 1996 года. За это время 'интеллектуальный' поршень прошел около 80 процентов наших газопроводов. По результатам внутритрубной дефектоскопии ежегодно устраняется по 200 и более опасных дефектов. Представляете, сколько аварий удается предотвратить? А сколько усилий затрачено на борьбу с такими коварными природными явлениями, как карст (Бардымское и Кунгурское ЛПУМГ - протяженность карстовой зоны составляет более 600 километров) и оползень на крутом склоне реки Камы при пересечении ее газопроводами Ужгородского коридора! Более десяти лет ушло на выполнение специальных программ по борьбе с ними. Ценой усилий ряда научно-исследовательских институтов, инженеров, рабочих и специалистов опасное воздействие карста и оползня на этих участках сегодня приостановлено. Но никто не знает, что будет завтра. К этому добавьте непрекращающуюся реконструкцию переходов через автомобильные и железные дороги (исчисляются многими сотнями), водные преграды (86 больших и малых рек) и многое-многое другое: И вы поймете - свой хлеб газовики едят не зря.
Народ грамотный и работящий
Несправедливо было бы умолчать о том, что газовики, хоть не в таких масштабах, как прежде, но все же продолжали обустраивать свои производственные базы, строить жилье, объекты культурного и бытового назначения. Заметным событием минувшего года стала пробная закачка 500 миллионов газа в подземную кладовую Карашурского ПХГ. Первая очередь пока единственной нашей подземки мощностью более трех миллиардов кубометров газа в этом году должна вступить в строй. А там не за горами начало строительства Березниковского подземного хранилища газа. На предприятии действует Коллективный договор между администрацией и профсоюзной организацией, где работникам Общества представлены более благоприятные гарантии и льготы по сравнению с установленными ныне законодательством РФ, иными нормативными актами. В том числе гарантированы бесплатные медицинские услуги, отдых на лучших курортах страны и за рубежом. Особой заботой окружены ветераны труда. Все это является огромным стимулом каждому в его повседневной работе. Поэтому никто не сомневается в том, что, какие бы задачи руководство 'Газпрома' не поставило перед коллективом ООО 'Перм-трансгаз', они всегда будут выполнены с честью. Газовики - дисциплинированный и ответственный народ. А еще - добросовестный и хорошо знающий свое дело.
Только факты - Сфера деятельности ООО 'Пермтрансгаз' охватывает территории трех регионов - Пермской, Кировской (частично) областей и Удмуртской Республики. - Главная производственная задача предприятия - транспорт природного газа в центр страны, поставка его местным потребителям. - Общая площадь земель, отведенных под здания и технические сооружения (без учета системы газопроводов), - около 2 тыс. гектаров. - Общество состоит из 20 филиалов, в том числе 12 линейных производственных управлений магистральных газопроводов. - Протяженность газопроводов и газопроводов-отводов в однониточном исчислении на 1 января 2003 года - 10470 километров. - В транспортировке газа задействованы 62 компрессорных цеха, парк газоперекачивающих агрегатов составляет 273 единицы с установленной суммарной мощностью 4238 МВт. - По суммарной мощности установленных газоперекачивающих агрегатов и объему транспортируемого 'голубого топлива' ООО 'Пермтрансгаз' занимает второе место в 'Газпроме'. - Объем транспорта природного газа в 2003 году составил 343,66 млрд кубометров. - На предприятии работает свыше 8 тыс. человек. - 'Пермтрансгаз' поставил потребителям Пермской области в 2003 году 14,296 млрд кубометров газа. В числе главных потребителей углеводородного сырья - ОАО 'Пермэнерго', ОАО 'АВИСМА - титаномагниевый комбинат', Чусовской металлургический завод, акционерные общества 'Азот', 'Сильвинит', 'Метафракс', 'Сода', 'КамТЭКС'. В ближайшей перспективе - продолжение газификации населенных пунктов области и Коми-Пермяцкого АО. - Доля потребления газа в Удмуртской Республике достигает 70 процентов (мазута - 7, угля - 9 процентов). Крупнейшие потребители газа - ОАО 'Удмуртэнерго', ОАО 'Ижсталь', Воткинский машзавод, Глазовская ГРЭС-1 и другие организации, которым в 2003 году всего было поставлено 2,926 миллиарда кубических метров газа.
В Удмуртии будет газовое месторождение. Искусственное
Отбор первых 100 миллионов кубометров природного газа предполагается осуществить в декабре нынешнего, юбилейного для ООО 'Пермтрансгаз', года на Карашурском ПХГ (подземном хранилище газа).

Правда, при условии, что к этому времени будет достроен цех подготовки и осушки газа, полигон захоронения промышленных стоков. Объемы строительства, по сравнению с тем, что уже сделано, мизерные, поэтому ввод в эксплуатацию первой приуральской 'подземки', расположенной в 70 километрах от г. Ижевска, реален и будет осуществлен непременно, уверяет главный инженер Карашурского УПХГ П.А. Кошеваров. Важнейший шаг в этой технологической цепи - начало пробной закачки газа - сделан еще в апреле прошлого года. А всего за сезон в Бобриковский пласт-коллектор закачано 500 миллионов кубометров газа. Что это дало? Опробованы в работе все 18 подключенных эксплуатационных скважин. Порадовал эксплуатационников газоперекачивающий агрегат ГПА-10 ПХГ 'Урал', специально созданный для Карашурского ПХГ на предприятиях г. Перми. Он безотказно отработал за сезон закачки 2640 часов. При этом гибкость режима работы машины была такова, что позволяла менять объемы суточной закачки от трех до пяти с половиной миллионов кубометров газа. Экологические и геологические наблюдения за распространением газа в пласте также подтвердили правильность научных расчетов. Вывод один: система ПХГ полностью работоспособна. Чтобы у читателя сложились правильные представления о Карашурском ПХГ, поясним коротко принцип его действия. На глубине более километра находится выпуклый песчаный пласт пористостью до 30 процентов и заполненный минерализованной водой. Над ним в качестве надежной покрышки - непроницаемая толща горных пород. И на самой поверхности - компрессорный цех с двумя ГПА. Газ, закачиваемый в пласт с помощью агрегатов через эксплуатационные скважины, выдавливает 'сироп' на периферию, и в верхней части купола образует пузырь, которому некуда деваться до тех пор, пока не включатся в работу скважины отбора. Получается как бы обычное газовое месторождение, каких в природе многие тысячи. Предыстория строительства ПХГ в Можгинском районе такова. Начало бурения в 1984 году первых глубинных скважин вызвало в определенных общественных кругах дискуссии. На протяжении многих лет ученые ВНИИГаза убеждали местных 'зеленых', что для покрытия нарастающего дефицита газа, особенно в зимний, пиковый период его потребления, Удмуртии скоро может потребоваться до 600 эшелонов угля. В сравнении с этим ущерб, связанный со строительством ПХГ, буквально мизерный. (Проектная емкость природной кладовой такова, что может обеспечить месячные потребности газа республики). Следует заметить, что далеко не все регионы имеют возможность создания подобных хранилищ: не позволяют геологические условия. А здесь, рядом с коридором магистральных газопроводов, - прекрасные условия не только для Карашурского, но и еще для ряда компактно расположенных подземных структур. Поэтому весь спроектированный комплекс носит название Удмуртский резервирующий комплекс, и общий объем 'складированного' газа (активный и буферный) достигнет в будущем более пяти миллиардов кубометров. Возвращаясь к Карашурскому ПХГ, дополним, что в апреле закачка газа будет продолжена с тем, чтобы довести его объемы в пласт-коллекторе до 'образования пузыря в верхней части купола' (730 миллионов буферного и 270 миллионов кубометров активного газа). Иными словами, будут созданы необходимые условия для переключения на обратный цикл - отбор газа. Что касается перспективы, то уже сегодня идет проработка пробной закачки 100 миллионов кубометров газа в Тульский пласт-коллектор, то есть второй 'подземки' Удмуртского резервирующего комплекса.