фото Блестящие мужчины, блестящие женщины. Красота, остроумие и ничего режущего глаз и слух. Единственное, что немного смутило, - это обязательное присутствие в речах кинематографистов афроамериканского происхождения упоминания о том, что их появление на звездной сцене - это пример торжества борьбы с дискриминацией или что-то еще в этом духе. Почему-то вспомнилась знаменитая фраза о том, что каждая кухарка у нас скоро сможет управлять государством. С одной стороны, это звучит как радение за права кухарок, а с другой - получается, что именно кухарки, а не дворники или сторожа наименее других приспособлены для руководящей роли. Нечто подобное иногда происходит и в женском движении. Конечно, нельзя не признать прямую зависимость между количеством женщин, находящихся на высших постах в государстве, и уровнем развития социальных институтов. Пример тому - скандинавские страны, где доля женщин в верхах существенно выше, чем в Америке и других странах Европы, и тем более в России. В 1998 году в шведский парламент было избрано 43 процента женщин, а в США только 13. А достижения скандинавских стран в социальной сфере неоспоримы.
'Позитивная' дискриминация
Но, с другой стороны, все чаще борьба за женское равноправие становится неадекватной уровню достижений в этой области. Если посмотреть сайты всевозможных женских организаций, причем даже не феминистского толка, сплошь и рядом можно встретить критику так называемого 'гендерно-нейтрального права' и призывы к 'позитивной дискриминации'. Пояснять значение этих терминов, думаю, не нужно. Ясно, что реализация таких принципов хотя бы формально ущемляет права теперь уже мужской половины человечества. Мы приходим к парадоксу: организации, боровшиеся с дискриминацией по принципу пола, плавно перешли к борьбе за нее. Но тут, правда, в качестве контраргумента можно привести статистику средней зарплаты у женщин и у мужчин. У мужчин она выше, но мы настолько привыкли, что все оценивается суммой заработной платы и объемом властных полномочий, что не всегда замечаем обратную сторону этой медали. Что произойдет, если статистика зарплат у женщин и мужчин поменяет полюс? Женщины покинут медицину, образование, меньше станет домохозяек, больше детей, предоставленных самим себе, расцветет альфонсизм, к которому уже сейчас в обществе вполне спокойное отношение. Безусловно, важно, чтобы профессиональная квалификация женщин оценивалась по достоинству, но борьба за выравнивание средних величин - это все-таки нечто другое.
Защита для бизнес-вумен
Как уже говорилось, грань между понятиями 'защита' и 'дискриминация' достаточно узка. Например, во всех наших республиканских программах поддержки малого предпринимательства, включая недавно принятую программу на 2004-2008 годы, среди направлений помощи малому бизнесу есть пункт о поддержке бизнес-проектов предпринимателей из социально незащищенных слоев населения. Вот полный список представителей этих слоев: 'инвалиды, женщины, молодежь, военные в отставке, безработные, беженцы и лица, вернувшиеся из мест заключения'. Надо полагать, что очередность в списке отражает и степень незащищенности, следовательно, получается, что женщины и инвалиды - это приблизительно одно и то же. И что интересно, речь идет не о чем-нибудь, а о бизнес-проектах. Женщина, разработавшая план, как преуспеть в бизнесе, - это, скорее всего, сильная целеустремленная личность, и ей, конечно, может быть, и не лишними будут определенные преференции по отношению к ее работе, но сама формулировка, по сути, дискриминационна. Помимо помощи в реализации уже готовых проектов программа предусматривает меры (в основном обучение) по вовлечению этих же незащищенных слоев в предпринимательскую деятельность. Но, как известно, опять-таки в среднем российские женщины образованнее мужчин. А получается, что сильные и социально защищенные мужчины организуют курсы по вовлечению женщин и инвалидов в предпринимательскую деятельность, чтобы потом пустить в свободное плавание в море рынка, где нет никакой социальной защищенности и нужно действовать на свой страх и риск.
Объединенные женщины Удмуртии
Интересно, что думают об этом наши женские организации, которых, кстати, в Удмуртии немало. По данным женской информационной сети 'ЖенСет' на 13 октября 2003 года, в Удмуртии зарегистрировано 7 женских организаций. В Ижевске зарегистрирована Лига деловых женщин, некоммерческая партнерская организация (НКО) 'Гармония', в качестве основного направления деятельности которой указано содействие всестороннему развитию женщин, привлечение женщин к общественно-политической жизни и организация работы школы женского лидерства. Работает у нас и Региональное отделение общероссийского общественно-политического движения 'Женщины России', Комитет солдатских матерей, сарапульский городской Комитет солдатских матерей. В Сарапуле же зарегистрирован благотворительный фонд 'Право матери', общественная организация 'Союз женщин Удмуртской Республики', добивающаяся повышения роли женщин в обществе, и организация 'Юнона', о характере деятельности которой информацию найти не удалось. А по всей России сегодня существует около полутора тысяч женских общественных организаций. Даже заместитель председателя правительства России Галина Карелова, помимо всего прочего, с 1994-го по 2003 год возглавляла Конфедерацию деловых женщин России, а с 1997-го по 2003 год еще и председательствовала в межведомственной комиссии при правительстве России по улучшению положения женщин.
Презумпция дискриминационности
И все-таки женщин в нашей политике явно недостаточно. Правда, в последнее время в верхах обсуждается достаточно много документов о проблемах полов, но большинство из них явно непродуманные, недоработанные и нацеленные больше не на дело, а на внешнюю шумиху. Недавно по думским коридорам в очередной раз проходил проект закона 'О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации'. В законопроекте, уже принятом Государственной Думой РФ в первом чтении, есть немало любопытных моментов. Например, в статье 4 говорится, что в случае рассмотрения в суде трудового спора по иску работника в связи с предполагаемой дискриминацией по мотивам пола 'бремя доказывания намерения дискриминировать работника лежит на работодателе'. Фраза из серии 'что бы это значило?'. То ли разработчики просто позабыли поставить перед словом 'намерения' частицу 'не', то ли любое действие работодателя, не понравившееся работнику, расценивается как дискриминация, необходимость которой нужно доказывать в суде. Или условие статьи 4 о том, что руководство органов исполнительной и судебной власти в центре и на местах должно непременно формироваться как из мужчин, так и из женщин.
Гендерная логика
В проекте говорится о равных правах и возможностях полов, но подразумевается, конечно, женское равноправие. А в качестве одного из основных аргументов в пояснительной записке к проекту опять говорится о разнице в средней зарплате мужчин и женщин. Но если там просто констатируется факт наличия некоторого дисбаланса, то, например, на семинаре 'Гендерная политика', проходившем в Ижевске в 2002 году, одной из организаторов был высказан достаточно интересный довод, из которого следует необходимость платить женщинам значительно больше, чем мужчинам. Оказывается, все дело в пенсиях. Поскольку мужчины в России в среднем не доживают до пенсионного возраста, то и размер соответствующих отчислений для них не так важен, а следовательно, не так важен и размер оплаты труда. Вот такая гендерная логика.
На первых ролях
Такие перегибы, конечно, пугают, но действительно иногда ощущается нехватка женского участия в высших сферах современной российской политики. Причем, по мнению старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН И.Н. Ионова, наибольшую пользу женщина могла бы принести, находясь именно во главе государства. Ссылаясь на пример царствования российских императриц, он во время беседы за 'круглым столом', посвященным созданию в 1999 году нового общественного движения 'Женщина - Президент России', высказал мысль, что женщина, находясь во главе государства, способна организовать вокруг себя деятельную и творческую команду мужчин-новаторов, направлять и контролировать их работу, 'приземляя' слишком смелые идеи. В 1999 году организаторы движения говорили о том, что уже на следующих президентских выборах (то есть как раз на нынешних) женщина-кандидат в президенты вполне могла бы одержать победу. Сегодня в Ижевске на рекламных щитах красуется фото обаятельной Ирины Хакамады, баллотирующейся на пост президента России. Правда, выдвинута она совсем другим движением и шансы на победу у нее, прямо скажем, невелики. Но все-таки идея о женщине-президенте в России гораздо более реальна, чем идея о полном равенстве полов. На одном из форумов в Интернете был дан интересный рецепт, как добиться полного равенства полов. Для этого нужно просто законодательно запретить упоминание в любых официальных документах слов 'мужчины' и 'женщины' в любых вариациях. Это было бы настоящим равенством, но, думается, что такая мера не пришлась бы по душе ни женщинам, ни мужчинам.