Так рождаются темы, которые в прежнее время назвали бы 'кухонными разговорами', имея в виду те советских времен кухни, где хорошо говорилось обо всем под чаек или под водочку. Чего НЕ будет в моей колонке: не будет актуальной политики, заезжих и местных знаменитостей, аргументов и фактов. Будет настроение, ностальгия, настоящее. Три Н. Пусть это будет наш (мой и главного редактора) подарок мегапроекту 'Культурная столица-2004'. Итак:
Межпраздничье Конечно, такого слова в русском языке нет. Есть - межсезонье. А мой неологизм относится к тем двум неделям, которые отделяют День защитника Отечества от Восьмого Марта. От Ян, так сказать, до Инь. А праздниками Бог нас не обделил. Иной раз кажется, что мы и работаем-то 'от и до' - от праздника до праздника, от Нового года до 23 февраля, от 8 Марта до Пасхи и так далее по клеточкам календаря. Но вот две обозначенные в начале рубрики даты смущают чем дальше, тем больше. С 23 февраля, во всю мою прежнюю жизнь бывшим Днем Красной Армии и Военно-морского флота, 'подгадил' Суворов-Резун, который в одной из своих многочисленных книжек убедительно (на мой взгляд) доказал, что эта дата высосана из пальца, что были совсем другие события и даже в другие дни и с другим исходом для 'победителей'. Но идеологически праздник был учрежден и неизменно был тем, чем ему назначено было быть. В годы перестройки, когда все переименовывали, он стал Днем защитников Отечества. И тут незадача - защитники-то были и есть не только мужчины, но и женщины тоже. А как, не сломав головы, отнести к защитникам Отечества тех солдат и офицеров, которые исполняли 'интернациональный долг' кто в Афгане, кто в Венгрии или Чехословакии?.. Всех их, конечно, жалко, но при чем здесь 'защита Отечества'? Или не служивших в армии мужиков с какой стати поздравлять? Они, может, 'закосили' в свое время. Я уж не говорю о той повсеместной российской беде, что добрая половина мужского населения России сегодня никакой 'защитой' для женщин и детей не является. Хорошо еще, если не обузой: Теперь посмотрим вперед - 8 Марта. Тут мне глаза открыл православный проповедник и культуролог Кураев. Есть у него соответствующая книжка, про пламенную революционерку Клару Цеткин и учрежденный по ее инициативе День международной солидарности трудящихся женщин. Так вот, по Кураеву, выходит, что первый весенний праздник пролетариата оказался привязанным к еврейскому празднику Пурим, который посвящен настоящему подвигу (как его понимают приверженцы иудаизма) красавицы-еврейки, которая, будучи любимой женой вавилонского царя, сумела отвести угрозу геноцида от своего народа ценой гибели 75 тысяч человек иных племенных корней. Такова цена. Дело было глубоко до нашей эры, но подвиг не стерся из памяти народной и ежегодно празднуется по сию пору. Героизм женщины, на мой взгляд, и есть суть восьмомартовского праздника. Претендуя на равное положение с мужчиной в социуме (политическое равенство, равная оплата труда, возможность занимать руководящие должности), женщина-большевичка вроде как отрясла 'прах вековечного унижения' со своих ног. Взамен же получила 'право' (и обязанность) самой стать кормилицей своего потомства, плюс звание 'ЧСВН' ('член семьи врага народа'), плюс неизбывное одиночество. А кто ж с такой будет-то?.. Поэтому давайте осторожнее обращаться с подвигами. Пусть этим высоким словом зовется добровольная готовность ежедневно выходить с собакой на прогулку.