фото 1876-й год. Герой Тома Круза, ветеран Гражданской войны и участник геноцида индейских племен капитан Альгрен, нанимается вое-нспецом на службу к японскому императору. В Японии в это время идут знаменитые реформы Мейдзи - проводимая 'сверху' модернизация патриархально-феодальной страны на западный, буржуазный манер. Этим недовольно сословие воинов-самураев, цепляющихся за свои привилегии и традиционные ценности. Капитан Альгрен, испытывающий комплекс вины за истребление американских индейцев, невольно проникается чувством симпатии к благородным самураям, существованию которых тоже угрожает наступление западной цивилизации с ее культом наживы. Попав в плен к одному из лидеров самураев-бунтовщиков по имени Кацумото, он становится его другом, влюбляется в его прекрасную сестру, усваивает идеи Бусидо и овладевает техникой фехтования самурайским мечом (катана). И вот уже в рядах войска Кацумото в самурайских латах, с катаной в руке американский капитан бьется против модернизированных императорских войск, которые неблагородно расстреливают самураев из винтовок, гаубиц и даже картечниц Гатлинга (особо скорострельное оружие - предшественница пулемета). Еще в фильме показывают харакири, ниндзя, цветение сакуры и виды Фудзиямы, которым могли бы позавидовать самые роскошные туристические открытки. Как ядовито отметил один из рецензентов: если бы режиссер 'Последнего самурая' снимал про Россию, 'то все бы бесперечь плясали в присядку под балалайку, пили бы водку и стаканами закусывали'. Зато вся эта развесистая клюква (или точнее сакура) компенсируется глубоким идейно-философским содержанием в духе модной ныне в Штатах политкорректности. Американцам, мол, надо научиться уважать другие культуры. И даже нехорошо, если неамериканцы (японцы, индейцы и прочие гордые, благородные народы) будут слишком активно усваивать западные буржуазные ценности. В общем, по версии создателей этого киношедевра, в Японии эпохи Реставрации Мейдзи имел место не столько конфликт между силами прогресса и реакции, сколько конфликт цивилизаций. Поэтому кульминацией фильма становится сцена, когда молодой император, проникшись примером героической (во славу древних традиций) гибели Кацумото, заявляет, что, строя железные дороги и телеграфные линии, японцы не должны забывать и о своей самобытности. И даже приостанавливает подписание взаимовыгодного японо-американского договора. Короче говоря, на просмотре 'Последнего самурая' антиглобалисты могут рыдать от счастья - их теперь услышал даже Голливуд - бастион американского Культпросвета. Одна беда - такой 'цивилизационный подход' к истории так же фальшив, как и чисто прогрессистский взгляд на мир, который демонстрируют нам мускулистые Рембо из более стандартных голливудских боевиков. Понятие 'культура (=цивилизация)' в рамках западного буржуазного сознания всегда имело двойной идеологический смысл. Первое значение - 'мы - носители более передовой, более прогрессивной цивилизации, а раз так, то имеем полное право вас (индейцев, японцев, арабов) 'цивилизовать' - желательно с выгодой, конечно, для себя'. Бремя 'белого человека', так сказать. Второй смысл - 'все культуры и цивилизации одинаково ценны и прекрасны по-своему, а потому живите, как хотите, наша хата с краю'. Ну и в зависимости от национального интереса и международной ситуации можно актуализировать тот или иной из этих двух смысловых планов. Вот, например, сегодня электорату в США все более и более ясно, что из Ирака и Афганистана пора валить. Ну, не приживается там западная демократия - такая, мол, у них, у исламских 'самураев', цивилизация, что поделаешь. Давайте будем ее уважать, а они уж пусть сами разбираются. Поэтому очень символично, что 'Последний самурай' появился именно сейчас. Очень политически актуальный фильм. Правда, сделан он для более или менее исторически образованного зрителя все-таки грубовато. Честно говоря, последний самурай Кацумото - это вовсе не то же самое, что Чингачгук или 'Последний из могикан' Фенимора Купера. Самураи в Японии были не просто 'древней, почитаемой группой воинов', как на том настаивают рекламные аннотации к фильму, а военно-феодальным сословием, на протяжении веков жестоко угнетавшим японское крестьянство, а в эпоху реформ Мейдзи боровшимся не столько за 'традиционные духовные ценности', сколько за свои сословные привилегии. В этом плане капитан Альгрен должен был увидеть в Кацумото не невинного индейского дикаря, а скорее (по аналогии) нечто вроде представителя британских лендлордов и колониальной администрации, с которыми американцы когда-то боролись за независимость своих новоиспеченных Соединенных Штатов. И уж понятно, что отказ Кацумото подчиниться закону о запрете самураям носить мечи был гораздо опаснее плача русских бояр по отрезанным Петром Первым бородам. Забавно, что проявления сохранившегося благородного самурайского духа, апологетом которого становится герой Тома Круза, мы можем наблюдать в другом замечательном голливудском блокбастере 'Перл-Харбор'. Когда японские бомбардировщики утюжат ковровыми бомбежками корабли ВМФ США.
Газета "Труд" сообщает, что кандидат в президенты России Сергей Глазьев устроил своим соратникам коллективный просмотр фильма "Последний самурай". Однако подоплека состоит в том, что для проведения съезда сторонников Глазьева из входящей в блок "Родина" Социалистической единой партии России понадобился зал кинотеатра "Зарядье". Понятно, что пришлось выкупать билеты на шедший здесь фильм.