фотоИ хотя со стороны разборка очень напоминала провокацию времен прошлогодней избирательной кампании, мы решили разобраться - в чем дело.
Камень преткновения
Как сообщили местные СМИ, в 2003 году в Удмуртское территориальное управление МАП поступали жалобы жителей Ижевска, 'связанные с длительным отсутствием горячего водоснабжения, необоснованным взиманием платы за услуги горячего водоснабжения даже в том случае, когда данная услуга не оказывалась'. Речь идет о периоде со 2-го по 11-е июня 2003 года, когда была отключена горячая вода в 1545 жилых домах города в связи с задолженностью Управляющей компании перед ОАО 'Удмуртэнерго'. Несмотря на это, потребителям начислялась плата в размере 5,97 руб. с человека. В целом по муниципальному жилому фонду было начислено 3,6 млн рублей, с учетом льгот и субсидий - 2,3 млн (письмо ГЖУ от 18.11.2003г.). Плата с граждан взималась на основании приказа Горжилуправления, который предусматривает в случае отсутствия услуги по горячему водоснабжению производить перерасчет, после которого гражданам возвращается лишь 72,75% уплаченной потребителями суммы, 27,25% удерживается 'как абонентская плата за услуги горячего водоснабжения'. По мнению территориального управления МАП, действия ГЖУ по взиманию платы за непредоставленную услугу являлись неправомерными, ущемляющими интересы жителей города. В связи с тем, что Управляющая компания в ЖКХ и администрация города не принимали меры по устранению выявленных нарушений, территориальное управление МАП подало иск в защиту неопределенного круга потребителей в Индустриальный суд города Ижевска.
Суд да дело
В ходе судебного разбирательства, происходившего 9 февраля этого года, иск был удовлетворен в полном объеме: действия ГЖУ по взиманию платы за непредоставленные услуги по горячему водоснабжению признаны судом незаконными, ущемляющими права и законные интересы неопределенного круга потребителей. По решению суда Горжилуправление обязано через средства массовой информации и в течение трехмесячного срока на обратной стороне расчетных квитанций довести до сведения потребителей решение суда. И если ГЖУ не опротестует это решение в высшей судебной инстанции, то граждане, чьи интересы пострадали, могут потребовать возврата необоснованно удержанных сумм. Напомним, речь идет о средствах за 10 дней 2003 года.
ГЖУ в белом
Заявления МАП 'Дню' прокомментировали в пресс-службе ГЖУ. Оказалось, что, во-первых, на момент написания статьи Управляющая компания не располагала текстом вынесенного решения суда (согласно нормам действующего законодательства, решение должно быть доставлено в течение трех дней). Затем 10 дней дается на обращение в кассационную инстанцию - Верховный суд УР. И, скорее всего, ГЖУ воспользуется возможностью оспорить решение районного суда, поскольку никакой вины за собой не признает. Сама возможность появления данного иска объясняется не нарушением действующего законодательства, а перерасчетом, осуществленным в условиях отсутствия регламентирующих актов. То есть на момент отключения, осуществленного 'Удмуртэнерго', порядок перерасчетов не был зафиксирован соответствующим постановлением представительного органа власти. За эту закорючку и зацепился МАП. Кстати, ни величина тарифа, ни его структура в суде не оспаривались. В 2003 году перерасчет при отсутствии горячего водоснабжения производился в соответствии с постановлениями Правительства РФ и вице-мэра Ижевска, в которых была утверждена структура тарифа на тепловую энергию для потребителей, подключенных к муниципальным теплотехническим системам на 2003 год. Тариф имеет две составляющие: стоимость тепловой энергии, необходимой на подогрев воды (что составляет 226,67 руб./Гкал без НДС, или 72,75%) и затраты на текущее содержание и ремонт (включая капитальный) теплоэнергетического оборудования и сетей, находящихся в муниципальной собственности, что составляет 84,89 руб./Гкал без НДС, или 27,25%. Понятно, что затраты на содержание и ремонт оборудования и сетей, включенные в состав тарифа, не могут считаться 'абонентской платой'. И появление этого словосочетания в информационных сообщениях в ГЖУ объясняют единственно полемическим задором журналистов. Однако уже сейчас ясно, что ставшую камнем преткновения 27-процентную составляющую тарифа ГЖУ на вполне законном основании возвращать не будет, поскольку 'даже при отсутствии потребления теплоэнергии проводятся плановые и аварийные ремонтные работы, обеспечивающие надежное функционирование муниципального теплоэнергетического оборудования'.
МАП не зовут
События последних лет показали, что ни один всплеск народного возмущения в отношении крупных, разной степени монополизации компаний не обходится без участия территориального управления МАП. Именно крайне активная позиция этого органа иногда дает возможность журналистам раздувать проблемы до вселенских масштабов. Создается впечатление, что граждане опрометью бегут в МАП, едва почувствовав маломальскую угрозу своим интересам. Правда, злые языки утверждают, что политика инициирования конфликтов - исключительно позиция руководства управления в лице Михаила Маренникова. Однако не будем и умалять заботу последнего о простых гражданах. Вспомним наиболее громкие дела последних лет. В апреле 2003 года управление МАП обвинило компании 'Удмуртнефтепродукт' и группу предприятий АСПЭК в ценовом сговоре, выразившемся в повышении в начале января на 1 рубль цены на бензин марок АИ 92 и АИ 95. Сами предприятия предписания МАП не признали, объяснив свои действия изменениями в налоговом законодательстве, и подали исковые заявления в Арбитражный суд УР, впоследствии выиграв дело. В том же месяце было начато дело, возбужденное по признакам нарушения ст. 12 ФЗ 'О защите конкуренции на рынке финансовых услуг' в отношении Правительства УР. Нарушение якобы выразилось в принятии постановления Правительства УР от 17.08.98 г. ? 755 'О территориальной программе государственных гарантий обеспечения граждан УР бесплатной медицинской помощью и хозрасчетной деятельности учреждений здравоохранения республики'. Пункт 4 указанного постановления в нарушение ФЗ предполагает осуществление обязательного медицинского страхования не страховыми организациями, а Удмуртским территориальным фондом ОМС, что привело к устранению страховых медицинских организаций с рынка обязательного медицинского страхования (ОМС). В январе 2004 года абоненты Удмуртского филиала ОАО 'ВолгаТелеком' пожаловались на действия этого оператора телефонной связи в управление МАП, посчитав незаконным взимание 70 рублей за 'возвращение' с повременной на абонентскую систему платы. Сейчас действия связистов приостановлены. Февраль 2004 года. Совсем свежий спор поставщиков газа. Точка так и не была поставлена, а вот многоточие поставило заявление МАП РФ, где говорилось, что потребитель вправе по своему усмотрению обращаться в любую газораспределительную организацию для заключения договора поставки газа. Незаконным является лишь навязывание потребителю одним из поставщиков газа обязанности заключить договор газоснабжения.
Красота, да и только
12 февраля состоялось расширенное заседание Коллегии администрации города. Присутствовавшие на мероприятии представители мэрии, работники городских предприятий, члены общественных организаций и депутаты всех уровней удмуртской власти еще раз убедились - жизнь в городе, вопреки жалобам несознательных граждан и обвинениям в некоторых СМИ, действительно налаживается. Коллегия получилась не совсем обычная. Дело в том, что почти три года прошло с тех пор, как осенью 2001 года был принят Закон Удмуртской Республики 'О статусе столицы'. 'Это знаменательное событие, - как значилось в красочных буклетах, розданных всем приглашенным, - стало началом большой совместной работы Администрации города, Президента и Правительства УР'. Присутствовать при подведении промежуточных, но, тем не менее, приятных итогов, несмотря на вынужденный отпуск, приехал Александр Волков. С докладом о деятельности администрации в 2003 году и задачах на 2004 год выступил мэр Ижевска Виктор Балакин. Не без гордости он сообщил, что в последние два года в экономике города наблюдаются позитивные тенденции. Это, прежде всего, рост объемов производства: в 2003 году он увеличился более чем на 15% по сравнению с 2002 годом и превысил 36 млрд руб. И дело тут не только в инфляции, - пояснил мэр. Доля города в объеме промышленной продукции УР составила 44%. Существенно улучшилась жизнь ижевчан. Средняя заработная плата за год увеличилась на 23% и составила 5290 рублей. В три раза по сравнению с 2002 годом увеличился объем субсидий на оплату ЖКХ. Конечно, чудес не бывает, существует в городе и ряд трудностей, но 'президент Удмуртской Республики взял под личный контроль выделение Ижевску дополнительных финансовых средств на реализацию столичных функций. Объединение усилий органов государственной власти и местного самоуправления позволило за три года решить ряд экономических и социальных вопросов, связанных с устойчивой работой городского хозяйства, благоустройством Ижевска. Результат этой работы очевиден'. И действительно, с начала 2001 года проведен комплексный капитальный ремонт четырех домов, отремонтирована кровля в 225 домах, сантехника в 155-ти и электрика в ста девяти. На 44 млн рублей выдано льготных жилищных кредитов населению, поэтому не удивительно, что существенно выросла рождаемость. Плотное взаимодействие с республикой преобразило и городской бюджет - доходная часть стабильно держится на уровне 2002 года, увеличиваются расходы. С 28% до 51% выросла доля заработной платы. С 54 до 17% уменьшились налоговые поступления. По мнению мэра, в 2004 году главной задачей остается - эффективное управление финансами, муниципальной собственностью и земельными ресурсами, наращивание темпов строительства, развитие ипотечного кредитования, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. И, конечно, решением этих вопросов город будет заниматься совместно с республикой. После мэра выступали руководители городских предприятий, гости, но все были солидарны с мэром - нужно и дальше выполнять программы 'Развитие Удмуртии' и 'Город для людей'. Желающих рассказать о своих успехах перед лицом мэра и высокого гостя было такое количество, что Виктору Балакину пришлось сократить число выступающих и предоставить слово Александру Волкову. Последний был, как всегда, внимателен и не задержал уважаемых избирателей. Александр Александрович выразил удовлетворение позитивными изменениями в жизни удмуртской столицы и искреннюю надежду на дальнейшее сотрудничество с администрацией во имя интересов горожан.