Корейский синдром
По словам генерального директора 'Иж-авто' Михаила Добындо, 3 марта на заводе начнется сборка первой пробной партии автомобилей марки KIA SPECTRA.

Собирать корейские автомобили будут со скоростью 12 штук за смену, всего в количестве 600 единиц. Но будет ли у этого эксперимента продолжение, неизвестно - окончательная договоренность с корейской стороной пока не достигнута. В настоящее время ОАО 'Иж-авто' заключило только соглашение о намерениях с руководством корейского концерна об освоении в России производства автомобилей этой марки. До настоящего момента автомобиль поставлялся преимущественно на американский рынок, причем суммарный годовой объем продаж не превышал 100 тысяч автомобилей. Новый проект предполагает не только местную сборку, но и освоение на предприятиях Удмуртии производства автокомплектующих международного уровня. При успешном исходе переговоров будут реализованы три этапа: первоначальный - сборка автомобилей из 'родных' корейских комплектов. Второй - организация штамповки, сварки и окраски кузова, на это уйдет примерно год. Третий - локализация производства остальных комплектующих (силового агрегата, сидений, светотехники и т.д.). Сроки реализации проекта очень сжаты. Начало второго намечено уже на конец 2004 года. Впрочем, оценить ижевскую иномарку смогут только достаточно обеспеченные граждане - стоимость корейского аналога на мировом рынке 17 тысяч долларов. И хотя руководство автозавода обещает значительно меньшую цену, вряд ли отпускная цена будет ниже 12 тысяч 'зеленых'. Еще одно испытание ожидает покупателей экономичной 'Оды' - в этом году 'Иж-авто' переходит на стандарты Евро-2 (требования по выхлопным газам, безопасности автомобиля и т.д.). Это обязательно отразится на цене одного из самых (пока) недорогих российских автомобилей. По предварительным подсчетам, удорожание составит порядка 500 долларов (15 тысяч рублей). Но такой ценовой скачок несомненно выведет 'Оду' из 'экономкласса'. Понимая это, руководство автозавода решило максимально уменьшить издержки свои и поставщиков и лишь треть суммы предоставить покрывать потребителю. Перейти на новый стандарт предприятие будет готово летом этого года. По словам Михаила Николаевича, не исключено, что в скором времени на автозаводе начнут производить и ВАЗ-2107. Предстоят переговоры с 'АвтоВазом'. И если последний согласится отдать 'семерку', ижевское предприятие вполне сможет развернуть производство еще одного автомобиля вазовской 'классики' в следующем году.
Евгения ФЕДОРОВА

В свете кооперации
Пристальное внимание со стороны республиканского руководства к производству на 'Иж-авто' вполне объяснимо - главная сборочная площадка Удмуртии обеспечивает заказами 14 предприятий, не входящих в группу предприятий 'Ижевский машзавод'. Такую круговую поруку в Минпроме УР уже давно окрестили внутриреспубликанской кооперацией и объявили ее одним из главных приоритетов удмуртской промышленности.

По мнению министра промышленности УР Андрея Армянинова, участие промышленных предприятий в кооперации позволяет обеспечить рост объемов продукции на основных сборочных площадках. Объем внутриреспубликанской кооперации по прошлому году составил 1,2 млрд рублей, межрегиональной - 1,1 млрд. Объем кооперационных поставок по автозаводу в 2003 году составил 490 млн рублей, что почти на 30% больше, чем в предыдущем. План на 2004 год - 636 млн. В числе основных поставщиков - Ижевский радиозавод, завод пластмасс, предприятие 'Эргон', Воткинский механический. Кроме этого, 6 предприятий республики поставляют продукцию непосредственно на 'АвтоВаз', а это порядка двухсот миллионов рублей ежегодно. По-прежнему проблематичным остается мотоциклетное производство. В прошлом году при кооперационных поставках 36,8 млн рублей было выпущено всего 13,5 тысячи мотоциклов. В текущем году предприятие готово сделать порядка 30 тысяч, правда, при условии подтверждения рыночного спроса. Наиболее успешной отраслью в плане кооперации является топливно-энергетический комплекс. В нем занято 10 республиканских предприятий. Объем реализованной продукции в прошлом году в целом по России составил больше полутора миллиардов рублей. Ожидаемые объемы продукции в этом году в Удмуртии должны превысить 800 млн рублей. Самым весомым вкладом в развитие республиканских промышленных предприятий можно считать кооперационные поставки для нужд акционерного общества 'Российские железные дороги' - 1,5 млрд рублей только в 2004 году.
Еще жестче
Бюджет Удмуртской Республики перекочевал из стадии 'выживания' в более оптимистичную и, по мнению министра финансов УР Владимира Бельтюкова, смело может называться бюджетом 'развития'. Что до жалоб муниципальных образований, и в частности Ижевска, на более чем скромные нормативы, спущенные Минфином, то, как пояснил глава ведомства, все цифры оптимальные, с ними можно жить и работать.

Как посетовал Владимир Васильевич, денег много не бывает. Даже консолидированному бюджету Удмуртии к имеющимся 14 млрд неплохо бы получить еще 7 млрд, то же самое и с бюджетами городов. До муниципалитетов доводятся минимальные нормативы финансовых затрат, то есть так, чтобы хватало на выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг. Эта практика позволяет 'обеспечить доступ граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям'. Если в 1998 году бюджетная обеспеченность в расчете на одного жителя в разных городах и районах республики могла отличаться одна от другой чуть ли не троекратно, то теперь эта величина находится в оптимальных пределах, и разница составляет не разы, а проценты (проще говоря, нет денег, так у всех сразу). Ситуацию в том же Ижевске обостряет весомая расходная часть, которая растет с каждым годом. 'К расходам надо подходить более жестко, - считает министр финансов, - постоянно работать над оптимизацией'. Тем более что 'пойти ко дну' республика не даст. Только в прошлом году на финансовую помощь городам и районам Удмуртии было направлено 2,9 млрд рублей, что составило 34% бюджетных расходов. Еще порядка 650 млн было направлено в виде субвенций, субсидий и дотаций. Система финансовой помощи в Минфине отработана - лишнего не дадут, все плановые назначения подкреплены 'расчетами и доказательствами'. На 2004 год Фонд финансовой поддержки муниципальных образований сформирован в размере 1,3 млрд рублей (не считая субвенций, которые в этом году существенно вырастут). Кстати, руководство удмурт-ской столицы уже обратилось к Президенту УР с просьбой о помощи - поступление налогов в начале года идет значительно ниже плана - денег не хватает. Как заметил на это Владимир Бельтюков, помощь выделят, правда, сумму не назвал, добавив сакраментальное 'сколько сможем'. Так что все жалобы и обиды 'снизу' в Министерстве финансов считают необоснованными - нужно работать. А в правильности сделанных расчетов Владимир Бельтюков не сомневается: 'За последние шесть-семь лет ошибок Минфин не допускал'.
Евгения ФЕДОРОВА

Не кроши батон. Качество удмуртского хлеба соответствует ГОСТу
По крайней мере, жалоб от потребителей не поступало, - ответила Ольга Вишневская, начальник управления Росгосхлебинспекции по УР, на заявления некоторых СМИ о том, что в связи с согласованными действиями Правительства УР по сдерживанию цен на основные 'народные' сорта хлеба качество продукта N1 заметно ухудшилось.

Проблемы качества муки и хлебобулочных изделий обсуждались в понедельник на совещании под председательством вице-премьера удмуртского правительства Владимира Невоструева. По словам Вишнев-ской, в январе-феврале этого года согласно плановому графику было проверено четыре пекарни 'Удмурт-хлебпрома', хлебозавод ?1 - качество выпечки ничуть не ухудшилось. Регулярно проверяется и мука. По данным экспертизы, главная хлебная составляющая, вырабатываемая 'Удмуртмельпромом' и Сарапульским комбинатом хлебопродуктов, соответствует всем ГОСТам. Были некоторые нарекания к хлебу, изготовленному из муки СКХП, - из-за низкого содержания клейковины хлеб крошился. Теперь комбинат закупил порядка полутора тысяч тонн зерна хорошего качества в Омской области и 'подсортировал' удмуртские злаки, это, по мнению начальника хлебной инспекции, должно свести на нет замечания потребителей. Кстати, из других регионов только в Ижевск каждый месяц поступает порядка двух тысяч тонн высококачественного сырья и небольшая часть зерна с клейковиной до 23% - это немного, так что на качество хлеба повлиять не должно. Не слышал о жалобах потребителей на плохой хлеб и генеральный директор 'Удмуртхлебпрома' Александр Котельников. Он рассказал журналистам, что специалисты предприятия регулярно проводят опросы покупателей. Жалоб нет, есть пожелания. В частности, расширить ассортимент обогащенного хлеба с добавками и витаминами, а также диетических и диабетических сортов. 'Я только что вернулся из командировки, был в трех регионах, в том числе и в Москве, и смею вас заверить, мы едим неплохой хлеб', - убеждал представителей СМИ Котельников. Он также пообещал, что в ближайшее время цены на хлеб не повысятся, причем не только на потребительские сорта. Что до робких замечаний о высокой цене на неоспоримо вкусные новинки из нескольких злаков, то Александр Котельников только развел руками: 'Надо понять, что и среди хлебной продукции есть свои деликатесы'.
Евгения ФЕДОРОВА

Бывший мэр Ижевска Салтыков сменит сенатора новосибирской области
Губернатор Виктор Толоконский объявил, что сенатор Виктор Игнатов, представляющий в Совете Федерации Новосибирскую область, будет отозван с этого поста. 'Новосибирской области нужен в Совете Федерации человек, который не будет заниматься публичной политикой и светиться перед телекамерами, а будет реально решать проблемы области', - заявил Виктор Толоконский сразу нескольким журналистам в перерыве совещания при областном совете, сообщает Regions.ru. По словам губернатора, такое постановление уже подписано и 26 февраля оно будет вынесено на сессию областного совета для утверждения. Губернатор назвал и фамилию преемника Игнатова. Это Анатолий Салтыков, советник спикера Совета Федерации Сергея Миронова. В 1994-2001 гг. Салтыков был мэром Ижевска, а с 2001 года сенатором от Госсовета Удмуртии. По словам губернатора, он 'давно знает Салтыкова, еще по работе в Ассоциации сибир- ских и дальневосточных городов'. Любопытно, что об отставке Игнатова еще в середине января объявил первый вице-губернатор Алексей Беспаликов, сообщивший, что 'этот опрос должен решиться еще до конца месяца'. Однако на сессии в конце января вопрос не был вынесен, а губернатор Виктор Толоконский в эфире новосибирских телеканалов объявил, что его заместитель 'поторопился' и Игнатов 'пока остается сенатором'. Как раз в это время Игнатов выдвинул свою кандидатуру на пост мэра Новосибирска, по некоторой информации, вступил в переговоры с действующим главой города Владимиром Городецким об условиях своего отказа от выборов. В качестве условий политобозреватели Новосибирска называли как содействие Городецким Игнатову в сохранении поста сенатора, так и некий пост в мэрии. Время покажет, станет ли Игнатов чиновником новосибирской мэрии после выборов, которые пройдут 14 марта.
Regnum.ru

Малому бизнесу много не бывает
Одной из статей бюджетных расходов, которая увеличивается из года в год, является малый бизнес. В понедельник президиум Правительства УР принял очередное распоряжение о поддержке малого предпринимательства. В положительном эффекте такого внимания не сомневается председатель одноименного Госкомитета Михаил Зайцев.

Большая часть средств - 32 млн рублей - по программе поддержки бизнеса в 2004 году выделяется представителям бизнеса на возвратной основе для участия в конкурсе лизинговых проектов. Кроме того, с этого года комитет запускает новый механизм финансовой поддержки - гарантирование. 10 млн рублей выделяется из бюджета на создание денежного резерва для финансирования различных проектов, у организаторов которых не хватает финансовых гарантий. Например, если предприниматель приходит в банк для получения ссуды и у него не хватает от 30 до 50% залогового обеспечения, фонд может выступить гарантом. С учетом банковской мультипликации величина привлекаемых средств может достигать 50-60 млн рублей. Это, по мнению Зайцева, серьезные деньги, которые помогут реализовать большие проекты. В этом году значительно (с 2 до 5 млн рублей) увеличен объем средств, направляемых на развитие инфраструктуры малого бизнеса в 'отстающих' городах и районах республики. Здесь будут созданы условия для получения информации, консультирования, обучения предпринимателей. Еще один сегмент рынка, которым вплотную решило заняться Правительство УР, - это страхование. Распоряжение о развитии страхового рынка в 2004 году также было одобрено членами президиума. В плане мероприятий - проведение семинаров, выпуск литературы. Этого, как считает Михаил Петрович, будет вполне достаточно, чтобы изменить отношение прежде всего чиновников к такой важной отрасли. Дело в том, что сейчас существует много видов страхования, которые связаны с ведомственными интересами, но практически в республике не развиты, например, страхование строительных рисков. Последние трагические события в московском аквапарке показали: проектировщики и строители ошибаются, поэтому даже самый надежный объект может превратиться в руины. Единственный способ снизить потери - застраховаться. Планируют развивать в Удмуртии и страхование сельхозпроизводителей. Это позволит покрывать убытки при пожарах, паводках и других природных и техногенных катаклизмах. На реализацию утвержденного плана деньги из бюджета не выделяются. Все мероприятия предполагается финансировать за счет компаний-страховщиков и некоторых заинтересованных ведомств - Госкомитета по делам ГО и ЧС, Министерства сельского хозяйства.
День