
Зато можно было 'вживую' увидеть двух из девяти кандидатов на пост президента: Штыкова и Клетенкова. Первый попросил собравшихся не путать место его рождения (Вавожский район), второй обратился к стоявшему за трибуной заместителю министра внутренних дел Ратову по поводу задержания сотрудниками МВД агитатора из штаба Евгения Одиянкова. 'Я не хочу, чтобы меня обвинили в том, что я победил нечестно', - очень серьезно заявил временно не работающий юрист из Казани. Ратов пообещал разобраться. Тоже очень серьезно.
Но независимо от того, как пролетит агитационная кампания, в которой одни уповают на административный ресурс, другие на политтехнологии и протестный электорат, после выборов республиканской политике не избежать больших перемен. Действующее правительство, как это предписывает закон, сложит свои полномочия перед вновь избранным Президентом УР. И совсем не факт, что новый состав министров возглавит нынешний премьер - Юрий Питкевич. Несмотря на то, что представить Волкова без Питкевича невозможно. Пока.
Полгода назад 'Д' затрагивал эту деликатную тему удмуртской политики, но тогда речь шла о возможном преемнике первого президента Удмуртии. Вопрос остался открытым, однако Волков внес в него коррективы, увеличив следующий срок полномочий Президента УР с четырех до пяти лет. После такого ни у кого не должно было остаться сомнений - он никуда не спешит. И молодому преемнику, если таковой есть, вовсе не обязательно становиться премьером уже весной. И даже гораздо лучше пропустить сейчас вперед кого-то постарше. Юрий Питкевич здесь, конечно, борозды не испортит, но и глубоко не вспашет. А под преемника придется пахать глубоко.
Достаточно перечислить все случаи переизбрания Александра Волкова высшим должностным лицом в республике, чтобы обнаружилась одна и та же тенденция - премьеры переживают выборы на считанные недели. Питкевич - третий по счету глава правительства после Вершинина (1995-1999 гг.) и Ганзы (1999-2000 гг.). И хотя он единственный из троих, кто не оказался с Волковым в контрах, прочно гарантировать это может лишь 'мягкость' отставки. Кто может стать четвертым премьером - зависит от ситуации.
Когда в апреле 1995 года Волков назвал Вершинина в качестве будущего премьера - решился исход его борьбы за власть с Тубыловым. Четыре года спустя представление на пост премьера Ганзы обеспечило Волкову перевес над голосами коалиции Вершинина-Салтыкова. Сменивший Ганзу Питкевич создал надежный политический тыл до конца срока президент-ских полномочий. С политическим тылом все в порядке и сейчас, но только этого уже недостаточно. После перехода контроля над 'Белкамнефтью' к владельцам 'Русснефти' Юрий Питкевич, в отличие от ситуации трехлетней давности, больше не сможет обеспечить президенту Волкову внушительных внебюджетных доходов от этой компании. Тот, кто восполнит образовавшийся 'пробел', получит серьезное преимущество над действующим премьером.
Из поколения, к которому относится президент Удмуртии, в республиканском истеблишменте на такую роль больше всех подходит бывший руководитель 'Удмуртавтодора' и нынешний первый заместитель председателя Госсовета УР Александр Соловьев. В 2001 году он уже чуть было не стал 'кандидатом Волкова' на выборах мэра Ижевска, а от мэра до премьера всего один шаг. Тем более нынешняя вынужденная 'бумажная' должность в Госсовете УР, скорее всего, его тяготит. И он, по слухам, по-прежнему плотно участвует в текущих делах 'Удмуртавтодора', освоившего в прошлом году более одного миллиарда рублей из территориального дорожного фонда.
В этом контексте инцидент, случившийся на днях во время аппаратного совещания в резиденции президента Удмуртии, где Александр Соловьев фактически обвинил АСПЭК (а косвенно и Питкевича) в недоплате акцизов и финансовых проблемах дорожников, выглядит куда глубже, чем могло показаться на первый взгляд. Тем более что президент Волков его в этом поддержал, а другой крупнейший поставщик ГСМ в республику - 'Удмуртнефтепродукт' - остался вне обсуждений.
Легко предугадать, что, если Александр Соловьев действительно сменит Юрия Питкевича на посту премьера, в политическом выигрыше от этого останется руководитель УТЭК (куда входит и 'Удмуртнефтепродукт') Андрей Осколков, с которым у Соловьева давние партнерские отношения. Такая рокировка в верхах должна подвести черту под продолжавшимся почти два года доминированием в удмуртской политике тандема Юрия Питкевича и Виктора Хорошавцева, и в дальнейшем основным центром влияния на президента Удмуртии станет другой политический союз - Александра Соловьева и Андрея Осколкова. Фактически уже сегодня через своих подчиненных или партнеров они вместе могут контролировать гораздо большее число депутатских мандатов в Госсовете УР и городской Думе Ижевска, чем какая-либо другая группа в республиканском истеблишменте. И это тоже повышает шансы Соловьева по сравнению с Питкевичем.
Полная ясность в этом вопросе появится во второй половине апреля. Это с учетом того, что выборы президента Удмуртии, скорее всего, пройдут в два тура и правительство должно будет сложить свои полномочия в начале апреля. Как правило, вопрос о переменах на высшем уровне никогда раньше не откладывали на май, тем более что 2 мая у Юрия Степановича день рождения и сначала поздравить, а потом огорошить его будет не совсем удобно. А так ничего личного. Просто изменились обстоятельства.