Люизит дождался
Объект по уничтожению химического оружия в Камбарке, наконец, обретает реальные черты. В преддверии крупномасштабных работ в город прибывают вагоны со стройматериалами и техникой. Побывавший 29 января в Камбарке генеральный директор Российского агентства по боеприпасам (РАБП) Виктор Холстов официально заявил, что необходимый объем финансовых ресурсов для завершения строительства объекта к концу 2005 года выделен в полном объеме.

Строительство промзоны камбарского объекта по уничтожению запасов люизита было начато в августе прошлого года. Начало строительства непосредственно объекта тормозилось, главным образом, по причине мизерных сумм, выделяемых в рамках федеральной программы по уничтожению химоружия (ХО). Это обстоятельство способствовало затягиванию сроков строительства объектов социальной инфраструктуры в местах хранения ХО, которое по программе должно осуществляться опережающими темпами по сравнению со строительством объектов по уничтожению. Также до последнего времени отсутствовала отработанная технология промышленной детоксикации люизита. Обе задачи на сегодня решены. По словам гендиректора РАБП, которое является государственным заказчиком программы, в текущем году строительство камбарского объекта будет профинансировано в объеме 2,7 млрд рублей. Приблизительно такая же сумма будет выделена в 2005 году. Расходы на развитие социальной инфраструктуры Камбарского района составят 935 млн рублей в течение двух лет. В эту сумму включено 260 млн рублей, которые были дополнительно выделены правительством РФ по просьбе президента Удмуртии. Перечень объектов 'социалки' был согласован в ходе встречи Холстова с Александром Волковым: на газификацию района будет направлено 200 млн рублей, переведены на газ две котельные, отремонтированы дороги на 100 млн рублей, произведен капитальный ремонт трех камбарских школ и т.д. По словам Виктора Холстова, часть оборудования, участвующего в технологическом цикле уничтожения люизита, поставит Германия. Голландия выделит деньги на реконструкцию электрических подстанций в районе, еще около 4 млн евро выделят другие страны Евросоюза. Технология уничтожения на сегодняшний день определена и отработана на объекте в поселке Горный, Саратовская область. По некоторым оценкам, результаты промышленной обкатки технологии в плане безопасности и эффективности оказались лучше лабораторных. По словам Холстова, к российским технологиям уничтожения химоружия были вынуждены прибегнуть даже США. Срок эксплуатации оборудования, которым будет оснащен завод в Камбарке, - 5-7 лет, после чего оно будет утилизировано. Реакционные массы по мере накопления будут отправлять из Камбарки на дальнейшую переработку в Горный. Емкости, в которых хранится химоружие, с годами подвергаются коррозии. Его дальнейшее хранение представляет все большую угрозу для жизни и здоровья людей, тем более, в связи с обострением террористической угрозы. 'У нас нет альтернативы, что делать с химическим оружием, - сказал в заключение Виктор Холстов. - Только уничтожить. Естественно, безопасным способом. Население понимает проблему, никто не хочет оставлять ее у себя под боком. И чем быстрее мы ее решим, тем быстрее вздохнем с облегчением'. Генподрядчиком камбарского объекта определен 6-й строительный трест, который возглавляет генерал Курбатов. Президент Волков сообщил, что глава РАБП не будет возражать, если большинство субподрядчиков, несмотря на необходимость проведения тендера, будет из Удмуртии. Любопытно, что другому удмуртскому тресту специального строительства - N8, директор Алексей Прасолов, - удалось стать генподрядчиком строительства объекта по уничтожению ХО в далеком поселке Щучий Курганской области, где также сосредоточены крупные запасы химоружия.
Дмитрий КНЯЗЕВ

ГНИ свою линию
Размер сумм, доначисленных налоговыми органами Удмуртии в результате выездных проверок в 2003 году, достиг 3,2 млрд рублей, что в 1,5 раза выше уровня прошлого года, сообщил на аппаратном совещании органов власти республики 2 февраля начальник регионального управления МНС РФ Владимир Орехов. Однако подавляющая часть доначислений пока остается на бумаге.

За прошлый год налоговые поступления с территории Удмуртии составили: в бюджет РФ - 13,3, республиканский - 6,3, местные бюджеты - 5,4 млрд рублей. В бюджет Удмуртии налоговики в 2003 году ежедневно собирали 17,2 млн рублей. Уровень централизации налоговых платежей в федеральный бюджет составил 53 процента. В связи с этим фактом президент Удмуртии отметил, что если бы распределение было 50 на 50, то республиканский бюджет имел бы дополнительно 1 млрд рублей доходов. Доля Удмуртии в общем объеме собираемых в ПФО налогов составила по итогам 2003 года 5,6 процента. Это совокупный объем Кировской области, Марий Эл и Чувашии. Самым проблемным в прошедшем году оказался транспортный налог: было собрано лишь 37,5 процента от плана. Собираемость налога с продаж составила 80 процентов. Налог на пользователей автодорог перевыполнен в 2 раза. Резко повысилась эффективность выездных проверок, но работа судов по возвращению неуплаченных налогов не вызывает у налоговиков энтузиазма. Так, из общей суммы нарушений налогового законодательства в 2003 году в 1,6 млрд рублей судами были возбуждены дела лишь на 112 миллионов. В связи с этим задача налоговой службы (ее Владимир Орехов считает одной из главных) по формированию у налогоплательщиков мнения о неотвратимости наказания в случае нарушения законодательства выглядит весьма трудновыполнимой. После выступления Орехова бывший директор АО 'Удмуртавтодор', а ныне вице-спикер Госсовета УР Александр Соловьев на сегодняшнем аппаратном совещании обвинил в неисполнении бюджета территориального дорожного фонда и создании кредиторской задолженности в 400 млн рублей продавцов нефтепродуктов. В 2003 году произошло изменение порядка уплаты акцизов на подакцизные нефтепродукты - уплачивать акциз стали не НПЗ, а операторы продаж ГСМ. Для этого они должны были получить свидетельства, что и произошло в начале 2003 года. Однако к концу года от свидетельств отказались все владельцы бензозаправок. По оценке Соловьева, по этой причине потери только дорожного фонда составили 100 млн рублей. Бывший начальник 'Удмуртавтодора' потребовал от налоговиков заставить операторов бензинового рынка республики вновь обзавестись свидетельствами на право реализации нефтепродуктов. Соловьева поддержал президент Волков: 'С теми господами, которые отозвали лицензии, надо бороться'. В качестве первого примера глава республики назвал почему-то АСПЭК - одного из крупнейших налогоплательщиков в бюджет УР. 'Надо подключать правоохранительные органы и сделать все, чтобы они эти лицензии взяли обратно. А не то мы проболтаем, и Удмуртия останется без дорог', - сказал Александр Волков. Аргументы Владимира Орехова о том, что 'мы не собираем налоги, а контролируем их поступление', приняты не были.
Дмитрий КНЯЗЕВ

Волкову понравилось Президент Удмуртии прочитал доклад для Путина
Александр Волков впервые принял участие в заседании Госсовета России, которое состоялось в Санкт-Петербурге 27 января под председательством президента Путина. Главе республики было поручено представить российскому президенту доклад о ходе пенсионной реформы, но этим Волков не ограничился и посоветовал Путину дать некоторые распоряжения правительству.

Доклад Александра Волкова назывался 'О мерах по улучшению социального обеспечения пенсионеров в РФ' и вызвал, по свидетельству президента Удмуртии, двухчасовое обсуждение. 'Все оценили, что доклад хороший, обстоятельный. Я думаю, что после него президент дал поручение правительству продолжить отработку прозвучавших предложений', - считает президент Волков. Глава республики констатировал улучшение положения в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения. Например, финансирование закона о ветеранах после его принятия в 1996 году увеличилось на сегодняшний день в 10 раз. Хотя данный закон, как и закон об инвалидах, исполняется, по оценке Волкова, максимум на 60 процентов. Поэтому глава республики считает, что принимать подобные законы, устанавливающие новые льготы, не нужно: лучше повысить пенсии - в среднем до 2,5-3 тысяч рублей. Вне рамок доклада президент Удмуртии высказал свои предложения о том, чтобы направлять накопительные части пенсий граждан на ипотечное кредитование строительства жилья. По мнению Волкова, это позволит решить несколько задач: гарантировать возврат средств, увеличить в 2-3 раза объемы жилищного строительства, повысить темп экономического развития. 'Я попросил президента дать поручение правительству отработать этот вопрос, чтобы максимальное количество средств отправить на ипотечное кредитование', - заявил Александр Волков. Остается принять необходимые законы по ипотеке, которых пока нет. По словам президента Удмуртии, Путин дал возможность высказаться всем участникам заседания и всех внимательно выслушал, что говорит о той важной роли, которую придает Госсовету РФ российский президент. 'Ему важно не только то, что скажет правительство, но и что скажут регионы', - добавил президент Удмуртии. Например, по его собственному мнению, вопрос ипотечного кредитования он знает намного лучше, чем большинство федеральных министров.
Дмитрий КНЯЗЕВ

Акциз раздора
Заявление первого заместителя председателя Госсовета УР Владимира Соловьева, обвинившего в этот понедельник на аппаратном совещании у Президента Удмуртии поставщиков нефтепродуктов в уклонении от уплаты акцизов, грозит вылиться в серьезное выяснение отношений.

По мнению бывшего руководителя 'Удмурт-автодора', которое в ходе совещания поддержал и президент Волков, поставщики недоплатили в бюджет и дорожный фонд огромные суммы, что, по словам Соловьева, и привело к образованию 400-миллионной кредиторской задолженности его бывшего предприятия. По всей видимости, резкий рост кредиторской задолженности дорожников и стал главной причиной столь громкого заявления. Любопытно, что в качестве примера предприятия, якобы недоплатившего акцизы, был назван АСПЭК, занимающий по итогам прошлого года четвертую строку в перечне крупнейших налогоплательщиков республики после 'Удмуртнефти', 'Белкамнефти' и ЧМЗ. Сумма выплаченных АСПЭКом акцизов во все уровни бюджета составила в 2003 г. более 340 млн руб., из которых примерно 205 млн руб. поступили в бюджет УР, что составляет 42,4 процента от всех акцизных сборов за ГСМ. Между тем ситуация с доходами удмуртского бюджета по акцизам на ГСМ действительно может в самое ближайшее время значительно ухудшиться. Причина этого заключается в том, что введенный с начала прошлого года порядок c переносом выплаты акцизов с НПЗ на структуры, занимающиеся реализацией ГСМ, фактически заблокирован нефтяными компаниями, которым принадлежат нефтеперерабатывающие заводы. Последние заинтересованы в добрых отношениях с властями тех регионов, где располагаются их заводы. В результате на протяжении всего прошлого года предприятиям, занимающимся торговлей ГСМ, было крайне сложно покупать бензин на НПЗ без наценки, в которую уже включалась величина акциза. В этих случаях продавцам нефтепродуктов пришлось бы фактически уплачивать акциз дважды - первый раз при его оптовой покупке на НПЗ, второй - по месту своей регистрации и реализации ГСМ. Реакцией на такую ситуацию стал массовый отказ от так называемых акцизных свидетельств, на основании которых предприятия уплачивали акцизы в федеральный бюджет и бюджет своего региона. При этом два основных поставщика ГСМ в республику - 'Удмуртнефтепродукт' и АСПЭК - пришли в прошлом году к одному и тому же решению, разделив поставки на два потока. Нефтепродукты, закупавшиеся без наценки и с наценкой, реализовывались через разные предприятия, и акцизные свидетельства получали только те структуры, которые имели возможность закупить ГСМ без наценки. Тем не менее сегодня возможность закупать ГСМ на нефтеперерабатывающих заводах без акцизной составляющей резко сократилась из-за прекращения давальческих схем, по которым раньше работали предприятия группы АСПЭК и 'Белкамнефть' (до ее продажи) с башкирскими НПЗ. Так что достижение прошлогоднего результата по доходам бюджета Удмуртии от акцизов на ГСМ в сумме 484 млн руб., видимо, скоро будет считаться очень хорошим итогом года.
ИА 'День'

Президентская кадриль
С 1997 года в Удмуртской Республике реализуется программа Президента РФ по подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства. За эти годы 152 человека из Удмуртии повысили свой образовательный уровень, прошли стажировку за рубежом, и все за счет средств бюджетов РФ и УР.

Подготовка одного специалиста по направлениям: финансы и кредит, менеджмент или маркетинг обходится государству в кругленькую сумму. Например, полгода обучения в Удмуртском государственном университете стоит больше 20 тысяч рублей, стажировка за границей, к примеру, в Японии - порядка 50 тысяч долларов. Финансирование осуществляется в долях: 30% - субъект, 70% - российский бюджет. Стажировку за границей оплачивает принимающая сторона. По словам Валерия Богатырева, вице-премьера удмуртского правительства, который также представляет региональное отделение специальной комиссии, координирующей работу программы, такое сотрудничество зарубежным партнерам на руку. Стажируя наших специалистов, они закрепляются на российском рынке, так сказать, 'вбивают колышки'. В 2004 году в бюджете Удмуртии заложено 600 тысяч на финансирование данного проекта. В бюджете РФ - больше 100 млн рублей. 20 января стартовал отбор кандидатов на следующий учебный год. Требования к претендентам довольно жесткие: возраст от 25 до 40 лет, опыт работы не менее пяти лет, управленческий - не менее года. Желательно знание иностранного языка. Но, если вы не претендуете на стажировку за границей, вас определят на одно из 790 аккредитованных предприятий России, в их числе пять предприятий Удмуртии. Не принимаются заявления от муниципальных и государственных служащих. В основном участниками программы становятся представители малого и среднего бизнеса - на уровне заместителя директора или начальника структурного подразделения. Качество подготовки специалистов и значение этой программы для развития республики Валерий Богатырев оценивает очень высоко. 'Я бы многих выпускников с удовольствием пригласил работать в правительство, - сказал вице-премьер, - но мы не можем предложить им достойную оплату'. Правда, хитрые чиновники придумали иной способ привлечь молодые и уже оплаченные умы на службу родной республике. Так, прошедших стажировку в рамках программы управленцев привлекают к разработке стратегии развития Удмуртии и очередной программы социально-экономического развития. В Правительстве УР надеются, что выпускники программы продемонстрируют образцы нестандартного мышления.
Евгения ФЕДОРОВА