фото породило массу мнений и версий, каждая из которых вполне может оказаться достоверной. Правительство УР официально объявило об окончании войны, но ясность для рядового потребителя так и не наступила. Активную PR-кампанию в СМИ развернули обе стороны. Полосные заказные материалы как в государственных, так и частных газетах позволили себе и 'Удмуртрегионгаз', и местные ГРО (газораспределительные организации). Обратившись к этим публикациям как к источникам информации, мы поняли: придется искать какую-то 'третью' правду.
'Посредники'
Принципиальным в противостоянии компаний стал вопрос о том, кто же является посредником в схеме поставок газа населению, а следовательно, не имеет права собирать платежи потребителей. 'Удмуртрегионгаз' называет себя поставщиком, а республиканские газораспределительные организации он считает лишними. Последние, в свою очередь, клеймят структуру 'Газпрома'. Попробуем разобраться. Шесть лет назад, когда создавался 'Межрегионгаз', выделение торговли газом в отдельную сферу было мерой вынужденной. Доля оплаты за газ в середине 90-х едва достигала 25 процентов годового объема поставок. Это грозило серьезными последствиями не только газовой отрасли, но и экономике всей страны. Тогда 'Газпром' сознательно пошел на внутреннюю реструктуризацию и передал новой коммерческой организации право продавать производимую им продукцию на территории РФ. Уже через два года 'кассир' поднял уровень общей оплаты до 100%. Причем в счет погашения старых долгов 'Межрегионгаз' приобрел часть газораспределительных сетей в различных регионах России (сейчас 'Газпром' 'имеет отношение' к 70% российских ГРО). Впоследствии из состава 'Межрегионгаза' выделились самостоятельные региональные компании, в их числе и ООО 'Удмуртрегионгаз'. Таким образом, состоялось отделение функции продажи газа от его транспортировки по магистральным сетям высокого давления, принадлежащим 'трансгазам', и по распределительным сетям низкого давления - собственности ГРО. Это упорядочило финансовые потоки во всех трех сферах, хотя и привело к возрастанию уровня монополизации в сфере газоснабжения. До 2002 года 'регионгазы' самостоятельно заключали договоры поставки, вели учет газа и сбор выручки, отстаивали свои права в органах арбитража, проводили маркетинговые исследования в регионах, словом, действовали как региональные операторы рынка, живя на разницу между оптовой и рыночной ценой на газ. ГРО ('Удмуртгаз' и 'Ижевскгаз'), которые владеют сетями низкого давления, покупают газ у региональных 'дочек' 'Межрегионгаза'. Они, в свою очередь, получают газ у самого 'Межрегионгаза', а тот покупает у 'Газпрома' топливо прямо на скважине. ГРО зарабатывали на разнице в цене газа у 'дочек' МРГ и у конечных потребителей, которая складывалась из составляющей на обслуживание газораспределительных организаций. В 2002 году председатель правления 'Газпрома' А. Миллер подписал документ под названием 'Порядок распределения ресурсов газа ОАО 'Газпром' с учетом экспортных поставок и производства газа независимыми организациями'. Новый документ регламентировал все стадии получения лимитов на потребление газа конечными потребителями, и с 2003 года полномочия ООО 'Межрегионгаз' были сильно ограничены. По сути, за МРГ остался только сбор и обработка информации для 'Газпрома' да выбивание старых долгов, а поскольку их доля сократилась до 20% годового оборота, организация встала перед выбором: либо найти новый финансовый источник, либо уйти с рынка.
Хотели как лучше
В этом же, 2002 году Правительство РФ, не без инициативы 'Газпрома', решило пересмотреть существующую схему формирования розничных цен на газ. Постановлением Правительства РФ были утверждены 'Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ'. Согласно документу, конечная цена для потребителей складывается из оптовой цены, платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ) и тарифа на транспортировку. Цель нововведения - сделать более прозрачными тарифы на газ и отделить транспортные затраты от сбытовых. Уже 1 октября 2002 г. ПССУ ввели для 32 'дочек' 'Межрегионгаза', поставляющих газ промышленным потребителям, а спустя год, 24 сентября 2003 г., федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) решила установить ПССУ и для всех остальных сбытовых структур МРГ. Ранее ПССУ и тарифы на транспортировку были объединены в одну составляющую и регулировались региональными энергокомиссиями. И все было бы ничего, если бы в июне того же года не вышло распоряжение ФЭК, по которому тариф ПССУ устанавливался только для организаций, имеющих статус регионального поставщика газа (РПГ). Таким образом, ГРО, не обладающие статусом РПГ, могут получать лишь плату за транспортировку, а ПССУ перечисляется дочерним структурам 'Межрегионгаза'. На недавней пресс-конференции и.о. главы удмуртского правительства Виктор Савельев пояснил журналистам, что газоснабжающими организациями в Удмуртии являются 'Удмуртгаз' и 'Ижевскгаз', то есть ПССУ должна оставаться у них. Однако это противоречит постановлению ФЭК РФ, которым установлена ПССУ для 'регионгазов' и фиксированный тариф на транспортировку для местных ГРО. Решение принято и выполнять его придется. Другое дело, чем это обернется для ГРО. Специалисты считают, что введение ПССУ не только лишает независимые ГРО экономической самостоятельности, но и будет приносить 'Газпрому' в год дополнительно более $200 млн.
Третий лишний
На прошлой неделе Виктор Савельев официально принял сторону 'Удмуртгаза' и фактически обвинил 'Удмуртрегионгаз' в неправомерных действиях. Позиция республиканского руководства понятна. Правительство УР входит в состав учредителей РОАО 'Удмуртгаз', администрация Ижевска имеет долю в 'Ижевскгазе'. Таким образом, у официальных структур есть прямой финансовый интерес. Вполне понятно и опасение получить на территории республики еще одного абсолютного монополиста вроде 'Удмурт-энерго', которое за долги без особых сантиментов может понизить температуру теплоносителя в жилом фонде. Такими же рыночными методами убеждения активно пользуется и 'Межрегионгаз', и его филиал в Удмуртии при работе с крупными потребителями. Сторонам, по-видимому, предстоит еще не одно судебное разбирательство, а пока ни та ни другая свою правоту окончательно не доказала, есть большая доля вероятности, что жители Ижевска, Завьяловского, Малопургинского, Якшур-Бодьинского районов, из-за которых и разгорелся основной спор, получат в феврале две платежки. В такой сложной ситуации, наверное, безопаснее всего будет послушаться совета Виктора Савельева: платить по-старому: И ждать, пока наверху разрешат все недоразумения.
Против 'Газпрома' нет приема
Наступление 'регионгазов' на ГРО идет в той трети российских регионов (к ним относится и Удмуртия), где газораспределительные организации являются независимыми от 'Межрегионгаза' и, следовательно, 'Газ-прома' структурами. В большинстве 'подконтрольных' регионов переход на новую систему произошел еще в прошлом году и без особого шума. У нас же образовался конфликт - 'Газпром' вытесняет с рынка не принадлежащие ему ГРО. Те, в свою очередь, боятся, что не смогут обслуживать сети и существовать лишь на одну 'транспортировку'. Кроме того, нет никакой уверенности, что и эта часть платежа после сбора будет возвращаться в ГРО своевременно, без образования задолженности. Сейчас тот же 'Ижевскгаз' должен 'Удмуртрегионгазу' больше 100 млн рублей, так что последний в процессе работы может просто не доплатить ГРО эту сумму на вполне законных основаниях. Аналогичная ситуация сложилась в ряде регионов, но они ждать не стали и в декабре 2003 года обратились с жалобой в Министерство по антимонопольной политике (МАП) РФ. Там по заявлениям ГРО Астраханской, Ростовской областей и Краснодарского края возбудили дело в отношении 'Газпрома', ФЭК РФ и ООО 'Межрегионгаз'. В частности, ФЭК обвинялась в том, что отказывалась устанавливать плату за ПССУ для организаций, не имеющих статуса региональной компании по сбыту газа, газовики - в вытеснении этих организаций с рынка. Глава МАП Илья Южанов заявил на пресс-конференции в конце декабря, что 'получается странная ситуация, когда вместо того, чтобы контролировать транспортировку газа, мы пытаемся контролировать его продажу. Федеральная и региональная энергокомиссии, договорившись с 'Газпромом', делают реформу наоборот. Несмотря на то, что ФЭК объясняет передачу ПССУ от ГРО к 'регионгазам' желанием отделить конкурентную деятельность (сбыт) от монопольной (транспорт), на практике происходит монополизация сбыта путем вытеснения с газового рынка ГРО. У 'регионгазов' нет инфраструктуры для доставки газа конечным потребителям, они используют для этого имущество ГРО - сети. При этом последних искусственно выдавливают с газового рынка. Сбытовая надбавка должна быть у того, у кого будет договор с потребителем'. Естественно, так не считают в 'Газпроме', цель которого взять под контроль все оставшиеся независимые ГРО. 15 января 2004 года комиссия МАП РФ признала факт нарушения статьи 8 закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках в виде согласованных действий ФЭК России, ООО 'Межрегионгаз' и ОАО 'Газпром'. Однако по ряду пунктов обвинение было снято: в частности, МАП не возражает, чтобы 'регионгазы' продавали газ напрямую населению.