представляющий собой результат взаимодействия разновекторных сил - продвинутых PR-технологий 'кириенковских' структур, административного рвения местных республиканско-муниципальных властей и энтузиазма творческой интеллигенции, - на фоне житейского равнодушия основной массы ижевчан.
фото Пункт 1. Ледяной дом
Официально все должно было начаться в 12:30 с церемонии освящения ледяной часовни Святой Татьяны на бульваре Гоголя (прообраза будущей университетской настоящей часовни) и подведения итогов конкурса снежных скульптур 'Белая тайна'. Скульптуры уже были готовы, на временной эстраде для привлечения публики шла развлекательная программа, милиция перекрыла улицу Коммунаров. Ждали высокое начальство - полпреда в ПФО Сергея Кириенко, Президента УР Александра Волкова, мэра Виктора Балакина, архиепископа Ижевского и Удмуртского Николая. Видимо, для поддержания особо культурного образа города органами правопорядка оперативно был перехвачен бомж, промышлявший сбором картонок и двигавшийся в направлении часовни. Начальство приехало, сказало приличествующие событию фразы, осмотрело работы конкурсантов и уехало. Собравшиеся жители и студенты поняли, что главное, из-за чего все это было затеяно, уже произошло, и, несмотря на продолжавшую играть громкую музыку, стали разбредаться. Тем временем подвели итоги конкурса снежной скульптуры. Первое место в группе профессионалов заняла команда студентов 3 курса Института искусств и дизайна УдГУ за скульптуру 'Росток жизни'. Среди непрофессионалов победила команда школы ? 30. Когда последняя машина полпредовского кортежа скрылась из виду, бомжа с картонками отпустили, и он продолжил свой скорбный путь. Или, может, культурную миссию (это смотря как рассудить).
фото Пункт 2. Когда нет любви
Когда журналисты добрались до МВЦ 'Галерея', где должна была состояться презентация фотовыставки 'Лица Волги', Кириенко и К ее уже покидали. Волков спешил показать свое любимое детище - здание цирка. Первых зрителей - ижевских фотожурналистов - выставка не впечатлила. Один из них охарактеризовал работы коротко и емко: 'Художественный онанизм. Сразу видно - сделано без любви'. Впрочем, не исключено, что тут взыграла профессиональная ревность. Проект 'Лица Волги' был подготовлен специально под программу 'Культурная столица'. Организаторы (Нижегородский филиал государственного Центра современного искусства и др.) предложили нескольким фотографам выбрать какую-либо республику, входящую в ПФО, и запечатлеть ее жителей. Удмуртию выбрал москов-ский фотограф Сергей Братков. Поскольку, по его мнению, Удмуртия и Ижевск - это, прежде всего, промышленный регион, на его работах запечатлены сталевары, но в необычно стильном, красивом, рекламном образе. Другой москвич, Валерий Стигнеев, отправился в Татарстан, где запечатлел женщин, работающих на казанском рынке, их 'коммерческое царство' на фоне базарной суеты. Питерская фотохудожница Вита Буйвид, которой досталась Чувашия, отдала предпочтение не лицам, а телам своих героев. Причем обнаженным - будь то девушки-'венеры', выходящие из речной пены Волги, или команда футболистов. Самой стильной, пожалуй, оказалась сделанная нижегородцем Стасом Яворским серия фотопортретов женщин из Мордовии, сопоставленных со скульптурами культового скульптора Эрзи.
фото Пункт 3. Миссия Тарзана
Потом было торжественное открытие программы 'Культурной столицы' в Театре оперы и балета. Среди приглашенных и явившихся оказались представители городской администрации, члены республикан-ского правительства, депутаты Госсовета. С речами выступили и Волков, и Балакин, и Кириенко. Последний начал свое выступление уже традиционным для себя: 'Зеч бур, гажано эшьёс!' Потом продолжил по-русски: 'Развитие культуры, создание условий для человека - это гарантия не только славных традиций, но и гарантия хорошего развития, светлого будущего Удмуртской Республики!' Сходство с областными партконференциями из советского прошлого усилило получасовое выступление (песни, пляски и заздравные стихи) артистов фольклорного ансамбля 'Италмас' в ярких, но морально устаревших костюмах. Официальной скукой повеяло и от оглашенного (довольно-таки консервативного по составу) списка победителей в городском конкурсе проектов, которые будут реализованы в рамках 'Культурной столицы'. Несколько подняла настроение публики сводная команда ижевских хоров, бодро исполнившая жизнерадостную песню 'Ижевск - культурная столица'. И окончательно оправдал потерянное время театр современного танца 'Балет Евгения Панфилова' из Перми. Пермяки показали свой спектакль 'Золушка. Часть 2 - последняя' на музыку Беллини. Согласно их версии, история Золушки не кончается с ее приходом во дворец. Фальшь и искусственность придворной жизни претят ей, и спасти ее теперь может только неистовый Тарзан.
Пункт 4. Книжные бдения
Вечер прошел под знаком литературы. В одном из залов кинотеатра 'Дружба' состоялась подиумная дискуссия 'География литературы', посвященная проблемам разрыва в России между современными писателями и их книгами, с одной стороны, и читательскими массами - с другой. Вел дискуссию известный тележурналист ('Тем временем' на ТК 'Культура') Александр Архангельский, который своим элегантным, телевизионно-лощеным обликом контрастировал с остальными участниками диспута - демократично 'джинсово-свитерной' литературной тусовкой в лице критика и писателя Вячеслава Курицына, поэта и прозаика Михаила Айзенберга, литератора Льва Рубинштейна, неоднократного финалиста литературной премии Букера Андрея Дмитриева. Дискуссии предшествовал небольшой инцидент. Поэт и ведущий авторской программы 'Своя колокольня' на 'Радио Россия' Дмитрий Воденников заявил, что ему стыдно за происходящее. 'Только что мы были в библиотеках, где нет книг, - сказал он. - Библиотекари нам плакались. А мы думали, вот это библиотека 'культурной столицы'. Все, о чем тут говорят, не имеет ровно никакого значения. Значение имеет лишь живое слово писателя'. Дмитрий добавил, что все это он сказал бы в лицо и самому Кириенко, который только что здесь был, но он уже успел покинуть зал, а когда он, Дмитрий, сюда пришел, его, толкнув, чуть было 'не убил охранник Кириенко'. И поэт достаточно демонстративно покинул собрание. Зал наградил поэта аплодисментами, но попросил остаться или хотя бы перед уходом прочитать какие-нибудь свои стихи. Стихи Воденников прочел и ушел с гордо поднятой головой. Собратья-литераторы отнеслись к несколько позерской выходке Дмитрия с пониманием, но примеру его не последовали. Дискуссия покатилась своим чередом. После ее окончания часть публики осталась на литературную встречу с широко известной русской писательницей Людмилой Петрушевской, другая разошлась по нескольким книжным магазинам на подобные же встречи с другими авторами.
Вместо постскриптума (фрагмент из статьи А. Архангельского на сайте Известия.RU с его впечатлениями от Ижевска)
':Между тем на литературные вечера народ ходил более чем охотно, так что приходилось переносить их из уютного пространства фойе в неуклюжие просторы зрительного зала, с президиумом, партером и галеркой. В книжных магазинах тепло одетые люди подолгу слушали стихи, аплодировали, брали автографы и задавали московским поэтам вопросы. Даже ночью - и то приходили, посмотреть избранные места из литературных программ телеканала 'Культура', которые транслировались с полуночи до 5 утра на экране киноцентра 'Дружба'. Более того, сначала столичным гостям жестко напомнили, что местные библиотеки книг давно не покупают (это правда), а народ бедствует (это почти правда). А затем раскупили большую часть дорогих московских книг, привезенных в Ижевск издателями'.