фото На фоне постепенно развивающихся отраслей новой российской рыночной экономики, которые, кто быстро и с энтузиазмом, а кто медленно и со скрипом, но все же вживаются в новые жизненные условия, здравоохранение выглядит этакой Золушкой. Вроде бы и платные услуги разрешили вводить, и Закон 'О медицинском страховании' приняли, а самочувствие медицины от этого не улучшается. Ясно одно - мы стали больше платить. Правда, кому, куда и за что, обыкновенный пациент вряд ли сможет ответить. Не ответят и многие врачи - для большинства из них новое 'рыночное' положение медицины свелось к постоянному недофинансированию больниц, обветшавшему материальному фонду и мизерным зарплатам. Однако так думают не все. Наш собеседник, Алексей Чуршин, относится к категории людей, которые к любой проблеме подходят с рациональным оптимизмом. Возглавив пять лет назад одну из самых на тот момент проблемных ижевских больниц - МСЧ ? 8, он сумел не только сохранить оборудование и персонал, но и поднять вверенную ему медсанчасть на качественно новый уровень. По его собственному мнению, главврач должен быть в большей степени менеджером, чем врачом, - грамотно подбирать нужный персонал, разбираться в бухгалтерии, финансовых и юридических вопросах. Но главное - чтобы работать по-настоящему эффективно, он должен уметь видеть и понимать суть проблемы в целом.
- Алексей Дмитриевич, вашу больницу можно было бы считать типичной для Ижевска, с типичными для всех учреждений здравоохранения проблемами и заботами. Как вам удалось с ними справиться? Для начала расскажите, как вы стали главным врачом?
- Главным врачом я стал весной 1999 года. Управление здравоохранения администрации города и руководство ЭМЗ 'Купол' тогда проводили конкурс на занятие этой должности. Было свыше десятка претендентов. Но, когда они ближе знакомились с серьезными проблемами, испытываемыми МСЧ ? 8 в тот период, все желание, видимо, отпадало. В соответствии с предписанием Центра Госсанэпиднадзора необходимо было закрывать на ремонт стационар, ремонтировать помещения расположенной в жилом доме поликлиники, обновлять технологическое оборудование, ликвидировать имевшуюся в тот период 2-3-месячную задержку заработной платы и многое другое. Средств на это не было. Я, конечно, тоже знал об этом, но было интересно попробовать свои силы в чем-то новом. Подумал с неделю и согласился. Перешел из медицинской академии, где преподавал на кафедре терапии факультета усовершенствования врачей. Первые месяцы было очень тяжело, необходимо было решать массу проблем при отсутствии навыков их решения. Пришлось много учиться, в том числе и на собственных ошибках, изучать на практике вопросы организации здравоохранения, менеджмента, маркетинга, экономики, налаживать не только бухгалтерский, но и управленческий учет. Но, я считаю, несмотря ни на что, за эти годы получилось многое - при практически полном отсутствии финансирования из городского бюджета мы сделали капитальный ремонт и реконструкцию стационара, серьезно обновили технологическое оборудование, частично отремонтировали поликлинику и два из шести здравпунктов. Наша, ранее закрытая, ведомственная медсанчасть стала муниципальной - сейчас к ней прикреплено почти 18 тысяч местного населения, проживающего в городке Металлургов.
- Удалось остаться бесплатной больницей?
- Пока удается, хотя, если подумать, это в принципе невозможно. Рискуя навлечь на себя гнев ваших читателей, скажу: бесплатное здравоохранение - это не просто обман, а величайший обман XX века. Придумали его, возможно, романтики, но разрабатывали и внедряли в общественное сознание профессионалы. Медицина никогда не была и не будет бесплатной. Она может быть оплачиваемой государством, муниципалитетами, фондами, предприятиями, наконец, самими пациентами. Сегодняшняя российская медицина - это нечто непонятное. Государство, продекларировав в Конституции бесплатность медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях, оговаривает, что платить за них будет, только если есть деньги в бюджете. Если нет денег - нет и бесплатной медицины. Так что сейчас бесплатность медицины в большинстве случаев просто пустые слова.
- Вы считаете, что наши люди готовы платить за свое здоровье?
- А почему нет? Другое дело, сколько. По опросам в различных регионах страны, от 50 до 80% граждан готовы тратить на оплату медицинской помощи 10-15% своего дохода. Нужно только, чтобы эти деньги поступали в здравоохранение легально. За годы так называемой государственной медицины наши люди почему-то уверовали в то, что за их здоровьем кто-то должен следить, оберегать его, укреплять. Кто-то, но не сам человек. А ведь роль здравоохранения в поддержании здоровья населения - это лишь 10-15%. Остальные 90% - это социальные факторы: образ жизни человека, экология, генетика, государственный строй и уровень развития страны в целом. К тому же платная медицина - это ведь не полный отказ в бесплатной медицинской помощи, гарантированной Конституцией. Просто государство, наконец, признало, что сохранение здоровья, профилактика и лечение заболеваний - очень дорогое дело. Конечно, в некоторых областях - таких, как детские болезни, родовспоможение, социально значимые заболевания, от которых зависит безопасность не только самого больного, но и окружающих его людей, в конце концов, здоровье ветеранов - медицина просто обязана оставаться социальной. На каждую из этих категорий должна быть отдельная строка в бюджете. Все остальное - за счет средств медицинского страхования, из фондов социального обеспечения и из личных средств граждан. У нас сейчас нет мотивации к здоровью, потому что чем ты больше болеешь, тем больше государство тебе дает льгот. Быть больным иногда даже выгодно. Я считаю, элемент платности в здравоохранении позволит разрушить этот стереотип. Не беспокоился о своем здоровье раньше - плати. Только так в конечном итоге можно изменить отношение к здоровью, заставить людей беречь его.
- А вы сами, как врач, что бы поменяли в нашем здравоохранении?
- На сегодня проблем в медицине столько, что все и не перечислишь. К примеру, только у нас в Ижевске сейчас порядка 40 муниципальных больниц. Реально республиканский бюджет может платить в лучшем случае лишь за половину. Так давайте поступим честно - оставим 20 больниц, а остальным предоставим право самим зарабатывать себе на жизнь. При этом государство должно гарантировать, что 20 государственных больниц будут финансироваться на 100%, включая коммуналку, которая сегодня почти не оплачивается. Тогда эти учреждения смогут быть полностью бесплатными - в пределах государственного или муниципального заказа. Конечно, мера это не популярная, но так хотя бы будет честно. Просто сейчас у нас нет такого человека, который взял бы на себя ответственность за подобное решение. А это уже проблема другого масштаба.