В декабре 2003 года на территории Удмуртии собрано 5 млрд  682,1 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 3 млрд 730,8 млн руб. больше, чем в ноябре. Сумма поступивших в бюджет Удмуртии доходов действительно перекрыла утвержденный депутатами дефицит в 1,375 млрд рублей. Однако подведенные на днях предварительные итоги исполнения бюджетов всех территорий республики говорят о том, что консолидированный бюджет как был, так и остался дефицитным. Общие доходы республиканского и местных бюджетов в 2003 году составили около 15,331 млрд руб., расходы - 15,829 млрд руб., соответственно сумма образовавшегося дефицита достигла почти полумиллиарда рублей. Теоретически этот разрыв перекрывается остатками средств на бюджетных счетах. По ситуации на 1 января 2004 года сумма остатков (498 млн руб.) была равна сумме фактического дефицита консолидированного бюджета Удмуртии по итогам его исполнения в прошлом году. Но в реальности разрыв между доходами и расходами в течение года компенсировался заемными средствами, в результате государственный долг республики увеличился (несмотря на все усилия властей) почти на 20 процентов. С учетом роста кредиторской задолженности ситуация усугубилась за год почти на один миллиард рублей, и теперь республика полностью попадает под формальные признаки региона-банкрота. Именно благодаря колебавшейся между 4-5 миллиардами сумме госдолга и кредиторской задолженности из бюджета Удмуртии на протяжении всего года буквально высасывались поступавшие туда дополнительные доходы. Эта же судьба постигла и вырученные в прошлом году от продажи республиканского пакета акций 'Белкамнефти' примерно 1,5 млрд руб. В уже обозначенной выше сумме доходов республики (15,331 млрд руб.) 'белкамовских' денег нет, хотя в бюджет они и пришли. Но как пришли, так и ушли на погашение долгов республиканской казны, не прописанных непосредственно в тексте закона о бюджете.
табл.
Чего ожидало правительство республики, прогнозируя бюджет прошлого года, и что в реальности получило? Больших целей, в общем-то, не ставили. Например, поступление налоговых доходов прогнозировалось на 13,5 процента меньше, чем вышло. Но пять из семи налоговых источников оказались обильней прогнозных: подоходный налог на 4%, акцизы на 44,9 %, на имущество - 7,8 %, плата за природные ресурсы - 26,1 %, на совокупный доход - в 2,4 раза. Зато поступления от двух самых показательных для оценки состояния экономики налогов в реальности не дотянули до прогнозных (налог на прибыль - 2,6 %, налог с продаж - 18,1 %). Более того, прошлогодние поступления от налога на прибыль и налога с продаж получились даже ниже, чем в предыдущем 2002 году (на 11,1 и 10,4 % соответственно). Снизилась по отношению к 2002 году и сумма помощи из федеральной казны (-3 %). При этом сбор налогов во все уровни бюджета на территории Удмуртии в прошлом году вырос по сравнению с предыдущим периодом на 20,5 процента. Правда, возросла и централизация бюджетных ресурсов в федеральный бюджет. В 2002 году в Москву уходило 51,3 процента собранных в Удмуртии налогов, по итогам декабря нынешнего года ситуация скорректировалась не в пользу республики - за счет централизации большей части налога на пользование недрами доля Центра в налогах возросла еще на два процента, что эквивалентно сумме примерно в полмиллиарда рублей. С учетом вернувшихся в Удмуртию из федерального бюджета дотаций, субсидий и субвенций уровень централизации в 2003 году был снижен до 45,4 процента, но все равно получился выше, чем в 2002 году (41,2 %). Несмотря на столь жесткие условия, расходная политика республиканских властей не претерпела принципиального пересмотра, разве что под давлением энергетиков пришлось резко гасить долги жилищно-коммунального хозяйства. В результате расходы консолидированного бюджета Удмуртии на ЖКХ получились на 72 процента выше тех, что прогнозировались при разработке бюджета (но всего на 1,3 % больше, чем фактически затратили на ЖКХ в предыдущем 2002 г.). Козлами отпущения за финансовый форс-мажор выступили другие отрасли: транспорт и сельское хозяйство. Фактическое финансирование транспортников оказалось на 33,8 процента ниже прогнозного, аграрный сектор недополучил 10 процентов от плана. Причем снижение расходов на эти отрасли произошло не только в отношении прогнозов, но и в сравнении с финансированием в 2002 году (на 25 % и 16,6 % соответственно). Экономия не затронула только органы власти и управления и государственные СМИ: финансирование властных структур превысило уровень 2002 года на 27 процентов, а расходы на СМИ выросли в 2,3 раза. Рост затрат на остальные бюджетные отрасли не превысил инфляционного: правоохранительные органы (+9%), образование (+5,6%), культура (+7,2%), здравоохранение (7,8%), социальная политика (10,5%). Особая (в силу внимания со стороны президента) статья - расходы на капстроительство. Здесь отклонение от прогноза в сторону превышения составило 37,4 процента, хотя по сравнению с аналогичными затратами в 2002 году рост был скромнее - 10,4 процента (видимо, в силу и так достаточно высоких расходов на эту отрасль в 2002 году). В среднем же все расходы консолидированного бюджета Удмуртии в прошлом году превысили уровень расходов 2002 года лишь на 7 процентов, что можно оценить как очень и очень скромный результат. Как республика заканчивала год, видно из таблиц с декабрьскими данными. По сравнению с ноябрем общие доходы и расходы консолидированного бюджета значительно выросли, однако проявился и ряд негативных тенденций. В частности, поступление налогов снизилось на 4,2 процента, при этом почти половину налоговых доходов составил один подоходный налог. Несмотря на то что доходы декабря немного превышали расходы, в реальности конец года оказался дефицитным из-за необходимости гасить госдолг и кредиторскую задолженность. В результате остатки средств на бюджетных счетах сократились до очень низкого для нынешней бюджетной ситуации уровня - 498 млн руб. (для сравнения: на 1 января 2003 года остатки составляли 604,6 млн руб.). Учитывая, что среднемесячные затраты только на образование и здравоохранение в Удмуртии в прошлом году требовали порядка 555 млн руб., в новый год республика вошла совсем налегке.
Рейтинг налогов в декабре