фото Однако, как выяснилось из некоторых рекламных объявлений подобных фирм, высший пилотаж дизайнера сейчас заключается в том, чтобы при разработке интерьера офисов, магазинов, салонов учесть не только пожелания клиента и руководствоваться не только собственным вкусом, но и стереотипами массового сознания.
Юстас узнает Алекса по Роллексам
Обилие информации, с которой сегодня приходится сталкиваться каждому, с одной стороны, расширяет возможности принятия осознанных решений, а с другой - просто не оставляет для этого времени, если вопрос не относится непосредственно к сфере профессиональных интересов человека. В таких 'побочных' вопросах мы предпочитаем использовать уже разработанные кем-то схемы и алгоритмы, выбирая нужное решение из нескольких вариантов, руководствуясь опять-таки шаблонной системой знаков, которые 'продавец' стереотипов вынужден нам подбрасывать, чтобы его приняли за 'своего'. В качестве такого знака может использоваться любая деталь, от марки часов до любимой мелодии. Не случайно в последнее время так часто обсуждается бурное развитие мирового рынка рингтонов (мелодий сигнала вызова) для сотовых телефонов. На сегодняшний день, по сообщению Прайм-ТАСС, обороты на этом рынке достигли миллиарда долларов, то есть суммы, в три раза превышающей расходы бюджета Удмуртии за прошедший год. Но, оказывается, этот рынок может очень скоро рухнуть под натиском адаптированных для телефонов музыкальных мелодий, изготовленных непосредственно компаниями звукозаписи. Аналитики считают, что сегодня в различных социальных группах использование рингтонов считается немодным, и в нынешних условиях это звучит как приговор. Когда речь идет о необходимости грамотно позиционировать себя в социуме, за подобными новинками приходится следить очень внимательно. Россия в последние годы активно впитывает эту знаковую систему и, даже не будучи частью 'золотого миллиарда', старается не упасть в грязь лицом. Сегодня более или менее обеспеченные наши сограждане научились походить на 'фирменные' образцы, а те, кому это не по карману, по крайней мере все реже уподобляются Эллочке-людоедке с ее чайным ситечком. А ведь еще совсем недавно каждый третий автомобилист в Ижевске раскатывал с привязанным к внутреннему зеркалу заднего вида компакт-диском. Официальной причиной этого массового явления было то, что диски якобы мешают милицейскому радару определить скорость автомобиля. Правда, эта идея тут же была многократно опровергнута практикой. Оказывается, возникновение такого эффекта теоретически возможно, но только в том случае, если корпус всего автомобиля будет обклеен таким материалом, а один диск или даже несколько, размещенные по верху лобового стекла, никак не смогут помешать гаишнику. Все об этом знали, но компакт-волна схлынула только тогда, когда автолюбительский мэйнстрим переключился на более цивилизованные варианты тюнинга.
Военно-водочный имидж
Если у индивидуума возникает необходимость четко обозначить границы своей социальной ниши, то примерно по той же схеме строится и восприятие в массовом сознании города, региона или страны. Взять хотя бы нашу республику. Вся ее история связана с работой на укрепление основ государства, а жители других регионов при упоминании Ижевска и Удмуртии в один голос говорят: знаем-знаем ваши автоматы. А для того, чтобы внести в оружейный 'клондайк' лирическую струю, используется поэтическое определение 'родниковый край'. И что же получилось из этого мифотворчества? Получилось гениально овеществленное выражение стереотипа Удмуртии - хрустальная бутыль с водкой, чистой, как некогда была вода наших родников, выполненная в форме винтовки, символизирующей удмуртских оружейников. А все вместе - олицетворение государственной идеи: вертикаль с прикладом-базисом внизу, а вверху - ствол, извергающий пламя. И все это наполнено водкой - предметом извечного государственного интереса. 'Левый' в биржу не пойдет, 'правый' школу обойдет А в общественно-политической жизни в последние годы внедрение стереотипов стало принимать просто алогичные формы. Не вдаваясь в смысл аргументации, предлагаемой тем или иным политиком, аудитория группируется вокруг своего лидера, реагируя на ключевые слова и формулировки, позволяющие электорату без усилий определиться в своих предпочтениях. Но стоит деятелю из левого лагеря в оптимистически-бодром ключе заговорить, например, о работе фондовой биржи, в стане его сторонников наступает настоящее замешательство: не переметнулся ли, не предал ли светлые идеалы? Примерно то же самое происходит и с противоположной, правой стороны. Например, уважаемые престижные экономические и политические журналы, в компетентности сотрудников которых трудно усомниться, с легкостью оперируют такими сомнительными терминами, как 'население, живущее вне экономики', имея в виду бюджетную сферу, или 'население, занятое в войне против экономики' (имея в виду силовиков). Если первые позиционируются как люди второго сорта, в чем-то ущербные, то вторые вообще предстают в образе разбойников с большой дороги. Конечно, далеко не всех силовиков можно назвать ангелами во плоти, но зачем же так обобщать? Может быть, как раз для того, чтобы не размывать границы своей социальной группы, не допускать двусмысленности в позиционировании. Характерный пример - опубликованные на сайте 'Inopressa.Ru' выдержки из интервью известного московского политического комментатора Павла Фельгенгауэра одному из влиятельных западных изданий. Осуждая спецслужбы за 'войну с олигархами', он говорит следующее: 'Сегодня они (спецслужбы) хотят возродить великую Россию и взять реванш над теми, кого они считают виновниками упадка, в частности над олигархами, которых обвиняют в разграблении страны'. Здесь формулировка 'великая Россия' срабатывает как негативный штамп, понятный для 'своих'. Но, думается, что для неангажированной аудитории можно было бы найти и более весомые аргументы против известных антиолигархических действий наших правоохранительных органов.
Конкуренция за Великой стеной
Не стоит идеализировать китайскую экономическую систему, но нельзя не признать, что иногда там происходят вещи, разрушающие десятилетиями формировавшиеся стереотипы. В частности, недавно агентством АК&М была опубликована информация о создании при Госсовете КНР канцелярии по антимонопольной политике. Функции антимонопольного органа КНР во многом аналогичны нашему, он будет формировать реестр компаний, занимающих доминирующее положение на рынке, рассматривать сделки с их участием, следить за исполнением антимонопольного законодательства, принятие которого является одним из необходимых условий вступления в ВТО. То есть коммунистический Китай собирается всерьез заняться развитием конкуренции на внутреннем рынке. А в России Закон 'О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках' был принят еще в 1991 году, однако, в отличие от Китая, в ВТО нас пока никто не принимает. Парадокс? Если следовать логике мифотворцев - парадокс, а по существу - следствие вполне объективных процессов в экономической и общественной жизни. Существует даже термин, определяющий человека, находящегося в плену стереотипов, - 'мифоман'. Это человек, в голове у которого сложилась стройная и некорректируемая мифологическая картина мира. Вполне естественно, что реальная и мифологическая картины мира часто не соответствуют друг другу. И если обычный человек, основываясь на практическом опыте, изменяет свою жизненную модель, то мифоман приписывает это расхождение действию враждебных сил.
Желудок начинается в голове
Кстати, все изложенное вполне можно отнести и к человеческому организму. Например, курение - это тоже не что иное, как устойчивый стереотип, сложившийся в человеческом сознании. Элегантно курящий Штирлиц и отважный путешественник из рекламы, преодолевающий все мыслимые природные преграды, а потом наслаждающийся дымком фирменной сигареты, - и вот уже в голове создается образ курящего мужественного и независимого человека. Стоп. Почему независимого? Ведь курение - это как раз один из видов физической и психологической зависимости. А зависимость - это тот же стереотип. И избавиться от нее в одночасье почти невозможно. Например, диетологи считают, что побороть избыточный вес можно, только постепенно преодолевая ложный стереотип голода. Резкое голодание может быстро привести к желаемому результату, но при этом очень велик риск срыва и усугубления существующего положения. К преодолению гастрономического стереотипа, как говорят диетологи, нужно готовить сознание постепенно, сокращая количество потребляемой пищи, улучшая структуру питания. И если придерживаться этого правила, когда-нибудь наверняка наступит момент, когда нежелательные отложения исчезнут и организм почувствует искомую легкость.