фото Сухой язык цифр подтверждает молву - за четыре последних года, в течение которых произошли значительные перемены в политике, голоса селян на выборах в Удмуртии становились все весомее и весомее. Вообще-то, перекошенная за несколько десятилетий индустриализации демографическая структура такова, что селянами себя могут называть не более трети жителей республики. Соответственно и избирателей на селе значительно меньше, чем в городах: согласно последним данным Избиркома УР, горожан, имеющих право голоса, в 1,83 раза больше, чем избирателей, проживающих в сельских районах Удмуртии. Тем не менее очевидно, что почти двукратный перевес города над селом можно изменить за счет разницы в явке на выборы. Считается, что явка в сельских районах традиционно выше, чем в городах, однако итоги федеральных выборов говорят о том, что дело не в традициях. Проживающие преимущественно в частных домах, небольшими поселениями и зависимые от одного работодателя жители районов находятся под почти полным административным контролем, чего невозможно добиться в городских условиях. Приведенный в таблице коэффициент преобладания городских избирателей над сельскими наглядно демонстрирует, как изменилась ситуация всего за четыре года. Самыми близкими к 'норме' были выборы в Госдуму РФ в декабре 1999-го, поэтому не случайно именно на этих выборах лидер республиканской организации 'Отечества' Александр Волков потерпел сокрушительное поражение, а бывшее тогда 'партией прорыва' 'Единство' получило третий результат по России. Впоследствии с каждыми новыми выборами доля городских голосов продолжала падать, и на выборах в Госдуму в декабре прошлого года отрыв между городом и селом составил уже 1,44 раза. Теоретически можно вообще уравнять голоса горожан и селян, для этого достаточно повысить явку в районах до 75 процентов, а в городах, наоборот, уронить до 40-41 процента. Средняя явка по республике составит при этом около 53 процентов - вполне достаточно для того, чтобы власти с гордостью заявили, что жители республики проявили 'высокую гражданскую активность'. Впрочем, скорее всего, это 'уравнение' никогда не будет решено. По всей видимости, президент Волков убедился, что нереально повторить прошлогодний триумф своего мордовского коллеги Меркушкина, набравшего более 80 процентов при столь же необычно высокой явке на выборы избирателей Мордовии. Сегодня Волкову достаточно просто переизбраться, даже если для этого придется идти на искусственное понижение недостаточно лояльной к нему явки в городах, как это было на первых президентских выборах осенью 2000 года. Однако теперь закон требует от победителя набрать в свою поддержку более 50 процентов голосов от принявших участие в выборах, в противном случае придется идти на второй тур. Волков поставил перед своей 'административной машиной' задачу - победить в первом. Как это будет воплощаться в жизнь? Самое простое - районным властям под угрозой опалы дадут установку довести явку на своих территориях до 75 процентов и выше. На выборах в декабре 2003 г. восемь районов уже почти достигли и даже перевыполнили эту 'норму'. Остальные постараются добиться этого 14 марта. Но если допустить, что им это действительно удастся, расчет показывает, что дополнительный прирост на селе получится не таким уж и большим - чуть больше 30 тыс. голосов. И в любом случае не все там будут за действующего президента. Результаты прошлых крупных побед Волкова известны - 228 тыс. голосов на выборах президента в октябре 2000 года и 298 тыс. - за 'Единую Россию', где Волков возглавлял региональный список. С учетом новой 'мобилизации' в сельских районах максимум, на что может рассчитывать Волков, - это 320 тыс. голосов. Цифра внушительная, но, чтобы преодолеть с ней 50-процентный барьер и победить в первом туре, явка на выборы 14 марта должна лишь чуть-чуть превысить 640 тыс. избирателей. В пересчете на общее число избирателей Удмуртии (1,2 млн чел.) - это как раз около 53 процентов, уже упоминавшихся выше. То есть, на первый взгляд, вторым направлением работы штаба Волкова должна стать организация мер по снижению явки в городах до 40-41 процента. Но в истории республики нет ни одного примера такой низкой явки на выборах Президента России, которого в этот же день будет выбирать вся страна, и, следовательно, все телеканалы, радио и печать уже в ближайшее время начнут мотивировать избирателей прийти на избирательные участки. Это одна сторона вопроса. Вторая заключается в том, что, если с помощью различных технологий обвалить явку в городах, до урн для голосования не дойдет и какая-то часть избирателей, которых уже учли в качестве потенциальных голосов 'за Волкова'. Одним словом, президенту Удмуртии опять не хватит голосов для 50-процентной поддержки. Поскольку обстановка на недавних выборах в Госдуму РФ вряд ли будет чем-то принципиально отличаться от начинающихся в феврале кампаний по выборам президентов России и Удмуртии, можно допустить, что явка в городах республики будет примерно той же, что была 7 декабря прошлого года (53,4 процента). В этом случае при 'мобилизованной' 75-процентной явке в районах республики общее участие в выборах избирателей Удмуртии достигнет в среднем примерно 61,5 процента. Максимальный результат кандидата в президенты Волкова в этом раскладе не превысит 43-44 процента. То есть при самом благоприятном для Волкова раскладе до победы ему не будет хватать 6-7 процентов голосов. Возможны и худшие варианты, при которых средняя явка на селе существенно не поднимется, а в городах, наоборот, возрастет за счет голосов протеста, тогда результат Волкова будет близок к прошлому. Но в любом случае пока все говорит о том, что ему придется встретиться с кем-то из своих ближайших соперников во втором туре выборов, которые по республиканскому законодательству назначат на 28 марта или 4 апреля. И, поскольку президенту Удмуртии не все равно, кто будет этот второй, одним 'белым пиаром' выборы явно не обойдутся. Все его реальные соперники поставят перед собой задачу пройти во второй тур и консолидировать многотысячные голоса протеста. Волкову же достаточно добиться того, чтобы такой консолидирующей фигуры просто не оказалось в Удмуртии.
Анализ явки на выборы в разрезе городов и сельских районов