фото Что было Большинство полководцев стремится выиграть сражение еще до его начала. Для этого они стараются отрезать противника от баз снабжения, лишить его резервов и заставить занять наименее выгодную позицию. Политики в своем стремлении победить мало чем отличаются от военачальников. Анализируя исход первых президентских выборов в республике, большинство наблюдателей сходится во мнении, что залогом октябрьской победы Александра Волкова стал Закон 'О выборах Президента УР', принятый Госсоветом 8 июня 2000 года. В тот период было очевидно, что потенциал антиволковских настроений в республике был столь велик, что председатель Госсовета проигрывал во втором туре практически любому оппоненту. Чтобы не допустить этого, второй тур было решено вообще не проводить, дабы, как объясняли представители республиканских властей, не тратить лишние шесть миллионов рублей. Победителем становится кандидат, набравший наибольшее количество голосов, но не менее 25% от общего числа принявших участие в выборах избирателей. Порог минимальной явки был также установлен на уровне 25%. Авторов этого причудливого закона не смущала даже возможность возникновения патовой ситуации, если и выборы были бы признаны состоявшимися, но ни один из кандидатов не набрал бы необходимого для победы количества голосов. Другим маленьким подарком депутатов Госсовета второго созыва своему председателю был тот факт, что республиканский закон не требовал от высших должностных лиц, зарегистрированных в качестве кандидатов в президенты, ухода в отпуск на время выборов. Как известно, все эти 'домашние заготовки' были в полной мере использованы Александром Волковым для победы. Сэкономленные на втором туре шесть миллионов были тут же израсходованы на празднование юбилея удмуртской государственности, а Александр Александрович приступил к реализации своих давних замыслов на ниве государственного управления.
Что будет
Спустя три года после первых президентских выборов в Удмуртии пришла пора принимать новый закон, регулирующий порядок их проведения. Принятые на федеральном уровне рамочные законы уже не позволяли регионам совсем не проводить второй тур в случае, если в первом никто из кандидатов не набирал более половины голосов избирателей. Обязательным стал предвыборный отпуск для претендентов на президентскую должность. Казалось, возможности для выгодного маневра у местных властей стали более ограничены. Однако при сравнении принятого 28 октября 2003 г. уже третьим составом Госсовета Закона 'О выборах Президента УР' с более ранним Законом 'О выборах Президента РФ' от 10 января 2003 года выясняются любопытные детали. Во-первых, будущий президент Удмуртии согласен быть избранным меньшим числом граждан, чем его российский коллега. Пункт 5 статьи 53 республиканского закона позволяет местной избирательной комиссии признать выборы несостоявшимися, если в них примет участие менее 20% от числа избирателей, включенных в списки. По федеральному закону российский президент может быть избран, только если в голосовании примет участие более половины населения. Таким образом, в Удмуртии возникает своеобразный конфликт интересов между задачами, которые необходимо решать предвыборному штабу Волкова и политтехнологам Владимира Путина. Очевидно, что снижение минимальной явки даже по сравнению с 2000 годом было осуществлено совсем не случайно. Выборы президента Удмуртии в 2004 году изначально предполагалось проводить по безальтернативному сценарию, побочным эффектом которого всегда является снижение числа голосующих. Как показывает практика, явку в 20% административный ресурс обеспечить может, а большего ему и не надо. Ведь чем меньше 'неподконтрольных' избирателей голосует, тем легче планировать результат. Путину при фактически тех же самых безальтернативных выборах в отличие от Волкова приходится бороться за повышение явки. И повод для беспокойства в Удмуртии есть. Хотя на выборах президента России в 2000 году явка превысила 70%, но уже осенью, при голосовании за местного президента, она еле-еле преодолела 50-процентную планку. Триумфальный результат 'Единой России' в Удмуртии в декабре 2003 года позволил команде Волкова ускорить реализацию планов по его переизбранию и совместить его с голосованием за президента России. Однако делалось это в большой спешке, и не исключено, что коллизия, связанная с разностью порогов явки, могла оказаться просто не замеченной. Теперь вполне возможен вариант, когда в Удмуртии второй президент будет избран при том, что вопрос о главе российской исполнительной власти отложится на четыре месяца (именно столько отводится федеральным законом на повторные выборы). Чтобы избежать этой, чреватой крайне неприятными разговорами в Кремле, ситуации, республиканским властям придется, по меньшей мере, имитировать мероприятия по повышению явки.
Чем сердце успокоится
Сохраняется возможность маневра у команды Волкова и в случае, если ему придется проводить второй тур на фоне аналогичного мероприятия на федеральном уровне. По российскому закону второй тур президентских выборов проводится строго через 21 день после первого голосования. Республиканский избирком (полностью контролируемый исполнительной властью Удмуртии) более волен в своих действиях. Статья 54 республиканского закона о выборах президента предписывает провести повторное голосование 'не позднее чем через 21 день'. То есть если в избирательном штабе действующего президента Удмуртии будет решено, что второй раз совмещать голосование за Волкова с голосованием за Путина нецелесообразно (например, ввиду все той же потенциально высокой явки противников Александра Александровича), то второй тур в республике может состояться и через две недели. Конечно, это будет выглядеть не совсем красиво и экономно, но тут уж будет не до жиру. Кстати, республиканскому закону во втором туре не требуется даже 20-процентной явки избирателей. Более комфортные условия обеспечены Александру Волкову и в случае, если выборы 14 марта будут по какой-либо причине признаны несостоявшимися. Как уже было отмечено выше, для повторных выборов российский закон отводит четыре месяца. А вот республиканские законодатели определили, что они должны быть проведены не позднее чем через год. Оценивая результаты всех предпредвыборных маневров президента Удмуртии, можно отметить, что его юристы даже в рамках достаточно жестких ограничений, заданных федеральным законодательством, смогли создать для его переизбрания комфортные условия. Но главное, Александру Волкову удалось вывести окончание срока своих полномочий далеко за пределы истечения второго президентства Владимира Путина. После весны 2008 года у президента Удмуртии будет еще целый год, чтобы добиться возможности баллотироваться еще на один срок.