Депутат Шаталов пообещал отвести все обвинения с ижевских коммунальщиков. Напомним, решение о проведении проверки было принято депутатами осенью 2002 года. Основанием послужила предыдущая проверка финансово-хозяйственной деятельности Горжилуправления, результаты которой не в полной мере удовлетворили народных избранников. Основной целью новой проверки был обозначен не аудит бухгалтерской отчетности, а изучение эффективности существующей структуры управления и обоснованности тарифов. Фактически инициатива проведения такой акции исходила от членов тогда еще многочисленной фракции 'Единая Россия', куда на тот момент входил председатель городской Думы Валерий Суркин. 2002 год был достаточно сложным периодом во взаимоотношениях Думы в лице Суркина с администрацией города в лице Виктора Балакина. И тот и другой (по вполне понятным причинам) хотели максимально влиять на процесс формирования бюджета и распределение денежных средств, что в условиях постоянного дефицита приобретает стратегическое значение. Для мэра ситуацию усугубляло наличие в структуре администрации такого одиозного ведомства, как ГЖУ, в котором, по некоторым данным, вращается до трех миллиардов рублей. Получить контроль над 'вторым бюджетом' города для Гордумы довольно сложно - несмотря на огромное количество претензий в адрес ГЖУ со стороны жителей (что при каждом удобном случае акцентировалось депутатами), подобраться к Николаю Костину было невозможно. Факты нецелевого расходования средств аудиторскими проверками, которые регулярно проводились в ГЖУ по инициативе администрации города, не были выявлены. Но, по мнению ряда депутатов, отнюдь не из-за того, что нарушений не было, просто проверка не была независимой. 'Проходимости' решения о повторном аудите с 'углубленным изучением' вопроса способствовала подавляющая (на тот момент) численность фракции 'единороссов'. Срок проведения мероприятия определили - до 1 июля 2003 года. Однако к тому моменту расклад политических сил в городских ветвях власти претерпел изменения. Мэр заручился поддержкой новой думской фракции, количество членов 'Единой России' уменьшилось почти в два раза. Но проверка есть проверка. Аудит ГЖУ фирмами, которые отобрала сама Дума, да еще при непосредственном участии Суркина, мог дать неожиданные результаты. Чтобы уберечь 'священную корову' от чуждых посягательств, мэр официально подверг сомнению законность проведения Думой конкурса аудиторских фирм и вообще возможность проведения такой проверки. Однако повернуть дело вспять тогда не удалось, но компромисс был найден. При помощи своих сторонников мэрия получила возможность участвовать в заключении договоров с аудиторами. После, на встрече с журналистами, мэр заявил, что, в общем-то, не против новой проверки, но организовать это действо вправе только он, а не городская Дума. Кроме того, Балакин не усмотрел необходимости в изучении эффективности системы управления ГЖУ, поскольку эту структуру Минстрой России признал одной из прогрессивных. Тем не менее к проверке удалось приступить, правда, только в середине августа и после вмешательства прокуратуры республики. Дело в том, что ГЖУ на просьбу проверяющих компаний предоставить документы затребовало резолюцию мэра Ижевска. После этого последовало обращение в Прокуратуру УР, были выявлены нарушения законодательства о местном самоуправлении, а начальнику ГЖУ Костину объявили предостережение и разъяснили, что в случае повторения прецедента его привлекут к административной ответственности. Кроме того, как сообщили журналистам представители проверяющей тарифы фирмы 'Иж-инжиниринг' (которая, как утверждают некоторые источники, довольно близка к спикеру Гордумы), их не пустили на предприятия 'Спецавтохозяйство' и 'Горкоммунтеплосети'. И вот по истечении нескольких месяцев журналисты по вполне понятным причинам стали интересоваться результатами проверки. В частности, на предновогодней пресс-конференции вопрос 'в лоб' был задан самому Николаю Костину. Он сразу расставил все точки над 'i', заметив, что проверка носила сугубо политический характер, посему ждать от нее каких-либо результатов не стоит, для него, как руководителя, она никакого интереса не представляет, поскольку в ней изначально не было конкретной цели, а 'политики было больше, чем экономики'. Упомянул Костин и о недавней встрече с Суркиным, который, по словам начальника ГЖУ, сам интересовался у него - будет ли польза от проверки? Ее-то как раз Николай Николаевич и не увидел: эффективность управления ГЖУ, по его словам, нужно рассматривать в структуре муниципальных предприятий и администрации города. Что касается тарифов, то их устанавливает не ГЖУ. Таким образом, порядка трех миллионов рублей из бюджета Ижевска, скорее всего, были потрачены зря. Сами проверяющие, по информации Костина, уже две недели в ГЖУ не появляются. Более осторожен в высказываниях был вице-мэр Александр Ушаков, курирующий городское хозяйство. Он пояснил журналистам, что, как только будут заключения аудиторов, администрация их обстоятельно изучит. В какой стадии сейчас находится проверка и будет ли она доведена до конца, на данный момент совершенно непонятно. Самые пессимистические прогнозы подтверждает случайно услышанная мной на последней сессии Гордумы фраза. Василий Шаталов, сопредседатель промэрской фракции 'Наш город', обращаясь к представителю одной из телекомпаний, произнес примерно следующее: 'Можешь не волноваться - проверка благополучно накрылась'.
Антистрессовые тарифы
Неделю назад (то есть в прошлом году) вице-мэр Александр Ушаков с легкостью объявил, что тарифы на ЖКУ в новом году не изменятся. Позволим себе не согласиться с уважаемым чиновником - тарифы вырастут, но платить больше не придется.

В процесс формирования новых тарифов внесли свою лепту множество разнообразных ведомств. Федеральная энергетическая комиссия установила предельный уровень роста тарифов на основные энергоносители. РЭК УР утвердила конкретные тарифы для поставщиков и потребителей коммунальных услуг (тепла, электроэнергии и т.д.). На основе этих цифр специалисты ГЖУ подготовили и внесли на Экспертный совет администрации Ижевска конкретные предложения по изменению тарифов на жилищные услуги (вывоз мусора, обслуживание лифтов, мусоропроводов, текущий ремонт жилья). Расчетные показатели подверглись детальному изучению всевозможных специалистов и заинтересованных лиц. Итогом коллективного умственного труда стало Постановление администрации Ижевска ? 594 от 26 декабря 2003 года об утверждении новых тарифов. В текущем году мы по-прежнему будем платить 90% от начисленных нам сумм, но структура тарифов серьезно изменилась. Увеличилась доля энергетической составляющей в тарифах с 58 до 65%. Не столь существенно прибавило водоснабжение и водоотведение - с 10 до 11%. А вот строка 'содержание и текущий ремонт жилья' уменьшилась с 32 до 24%. Если говорить о конкретных цифрах, то за содержание и текущий ремонт жилого фонда в зависимости от благоустройства мы будем платить от 1,4 до 4,42 рубля за кв. метр площади. Тариф на ремонт и эксплуатацию лифтов составит 28,40 руб. с человека в месяц. Эксплуатация и ремонт мусоропроводов теперь будет обходиться в 5,34 рубля с человека в месяц, водоснабжение и водоотведение в зависимости от благоустройства - 13,34 - 45,72 рубля ежемесячно с одной головы. Тариф на вывоз твердых бытовых отходов вырос до 8,61 рубля с человека. Заметим, что все эти услуги мы оплачиваем в размере 100%, то есть все, что начислено. Отдельно надо сказать о тарифах и ставках на отопление. Обоснованный тариф на тепло вырос с 7,85 до 8,82 рубля за кв. метр общей площади. Ставки для населения также увеличились. Если в прошлом году ставка для домов с полным набором благ (максимальная) составляла 69,3%, то в 2004 году - уже 94%. Несмотря на довольно значительный рост в 10-15%, в целом оплата жилищно-коммунальных услуг для населения не вырастет за счет того, что в платежках не будет строки 'капитальный ремонт'.