фото Год 2003-й для культуры республики не стал переломным. Ни бурного расцвета искусств, ни глубокого прорыва хотя бы в каком-то одном направлении, ни появления на культурном небосклоне какого-либо гения-самородка, который прославил бы удмуртскую землю. В то же время ситуация в культуре Удмуртии, по крайней мере, не хуже, чем в ее экономике. Иначе говоря, относительная стабильность и даже определенный рост по некоторым направлениям - вот те категории, которыми можно охарактеризовать республикан-ский культурный процесс.
Литература (+) фото
Местная литература - это, пожалуй, последнее, что приходит на ум при перечислении факторов, определяющих культурно-общественную атмосферу Удмуртии. В Ижевске есть, конечно, свои одиночки-гении, которые пишут главным образом в стол или для узкого круга своих почитателей. Но к литературной жизни общества это имеет отдаленное отношение. Тем не менее и здесь наметились некоторые сдвиги. Новое руководство журнала 'Луч' в этом году заявило об изменении редакционной политики в пользу расширения своей читательской аудитории, а вещи, публикуемые в журнале, стали представлять не только чисто этнографически-филологический интерес (тот номер 'Луча', который попал мне в руки, я бы даже рискнул взять в дорогу - почитать). Осенью в свет вышел первый номер поэтического по преимуществу альманаха 'Аквилон'. Скучный, конечно, но зато толстый. Более или менее постоянными стали литературные тусовки в зале Художественного музея УдГУ. Так что не исключено, что в этом питательном литературном бульоне со временем заведется 'живая' культура.
Театральная жизнь (-)
За прошедший год в Ижевске не возникло ни одного нового и не умерло ни одного старого театра. Хотя осенняя премьера спектакля 'Остров уединения' театра 'Молодой человек' больше напоминала поминки по некогда самому жизнеспособному театральному коллективу города. Преобладание формы над содержанием (чем в последние годы была отмечена режиссура Евгения Столова) в конечном счете привело и к деградации самой формы. Положение не спасли даже картины из замечательной серии 'Ситцевый Пушкин' Игоря Шаймарданова, проекция которых на большой экран в конце спектакля сделала поход на премьеру не совсем бессмысленным. Если 'Остров уединения' Столова навеял ассоциации с посредственным СТЭМом, то премьера 'Ханумы' Государственного театра оперы и балета, в которой артисты поют и разговаривают с грузинским акцентом, напомнила: КВН. Возможно, сказалась отставка с поста директора Аннеты Сидоровой, вдохнувшей на некоторое время в театр новую жизнь (премьеры 'Пиковая Дама', 'Кармен' предыдущих лет, зарубежные и столичные гастроли театра). В то же время наш Оперный приобрел новую талантливую солистку для своей балетной труппы - сибирячку Данну Назырову, успешно дебютировавшую осенью на ижевской сцене. Надолго ли? Русский драматический продолжил практику привлечения зрителя в свой зал постановкой посредственных комедий (премьеры спектаклей 'Ботинки на толстой подошве', 'Медовый месяц длиною в жизнь'). Некоторый отход от этого стандарта обнаружился, пожалуй, лишь в октябрьской премьере спектакля 'Гений и беспутство' по пьесе Г. Горина. Впрочем, не настолько, чтобы увенчать режиссера Юрия Фараджулаева бесспорными лаврами. Пожалуй, лишь кукольный театр в этом году пытался своим творчеством сказать что-то на злобу дня (премьера 'Авгиевых конюшен', в которой можно было бы обнаружить некоторые намеки на общественно-политическую ситуацию в республике), но слишком уж эзоповым языком.
Изобразительное искусство (+)
Наибольшие сдвиги в уходящем году наметились, наверное, в изобразительном искусстве. В марте группа художников, оппозиционных руководству местного Союза художников во главе с Елкиным, объявила о создании нового творческого объединения 'М-Арт'. В течение года 'мартовцы' организовали целый ряд собственных выставок, наибольший резонанс из которых получила выставка 'Этнос и Танатос' Алексея Чернышова и Сергея Орлова в МВЦ 'Галерея'. фото Принесла свои плоды и резкая критика 'елкинцев' на страницах 'Д'. Правда, нормальной дискуссии не получилось: правление республиканского Союза художников вместо изложения и отстаивания своих творческих принципов ограничилось публикацией в печати открытых писем с перечислением официальных регалий Петра Елкина и требованием 'прекратить травлю' главы местного Союза художников. Тем не менее выводы были сделаны и очередная осенняя выставка 'Молодость Удмуртии', проводимая правлением Союза, уже не была такой 'мертвой', как в предыдущие годы. Впрочем, в гораздо большей степени потенциал молодых художественных сил Удмуртии демонстрировали в уходящем году выставки работ студентов Института искусств УдГУ.
Культурные площадки (+)
Продолжился процесс институциализации культурного пространства Ижевска. В июне открылась новая площадка - Галерея искусств и технологий 'Арфа' (от Камского института), которая, правда, пока не засветилась какими-то интересными проектами. Зато расширил диапазон своей активности зал Художественного музея при Институте искусств УдГУ, предоставив свои стены для 'литературных собраний'. В то же время Архитектурная мастерская Сергея Макарова приютила в своих стенах художников группы 'Март'. Лидер 'культурно-просветительского дела' в республике - МВЦ 'ГАлереЯ' - стал проводить регулярные собрания клуба 'Зеленая лампа', пытаясь тем самым вести более плотную работу с журналистами, пишущими на 'культурные' темы. Среди многочисленных экспозиций 'ГАлереИ' в этом году выделяются выставка картин питерского художника Игоря Шаймарданова и экспозиция живописных работ и инсталляций профессора Московского художественного института им. Сурикова Татьяны Назаренко. Слава 'ГАлереИ', не чурающейся современного искусства и новых подходов к выставочной деятельности, видимо, сподвигла к радикализации консервативный Республиканский музей изобразительных искусств. Уже майская выставка 'Игры разума', призванная показать, что содержимое музейных запасников можно подать в духе постмодерна, указала на некоторое творческое брожение в Музее ИЗО. А осенняя выставка 'Control', в презентации которой главную роль отвели голому Максу Веревкину (известному ижевскому актуальному художнику), окончательно закрепила это впечатление. Жаль только, что никто не объяснил руководству Музея ИЗО, что голый Веревкин - это уже немодно и неактуально, поезд ушел. фото Успешно продолжил свою деятельность Ижевский киноклуб с его элитарной программой. Смычка киноклуба с 'электронщиками' (Ижевск, как известно, является 'второй столицей' электронной музыки в стране) позволила провести фестиваль 'Звукофильм': 'немая классика' ('Броненосец Потемкин', 'Земля', 'Аэлита', 'Киноглаз') под саунд-треки ижевских электронных групп. Ижевские активисты современного искусства организовали в этом году собственную базовую культурную площадку - Творческую Дачу Анфима Ханыкова. Регулярными стали 'пятницы' на Творческой Даче, в которые наши радикальные художники проводят свои перформансы, акции и прочие презентации. Ничего великого, правда, пока оттуда не вышло, но это, думается, лишь вопрос времени.
Городская скульптура (+)
Весной у гипсового памятника Азину на привокзальной площади отвалилась голова. Зато осенью перед 2-м корпусом УдГУ поставили бронзового Пушкина. Слабая, конечно, замена непостроенной университетской библиотеке, но все-таки Пушкин...
Архитектура (по нулям)
Из архитектурных событий в 2003 году можно выделить два. Первое - это, несомненно, завершение строительства нового здания Ижевского цирка. Ижевчане теперь могут смотреть цирковые представления - это хорошо. То, что большое и дорогостоящее здание цирка из-за своего месторасположения не смогло украсить архитектурный облик Ижевска - это плохо. Зато оно и ничего не испортило - это снова хорошо. Второе событие - разработка проекта реконструкции набережной Ижевского пруда коллективом во главе с Сергеем Макаровым. В проекте присутствуют интересные градостроительные и архитектурные решения. Однако говорить, что реализация проекта приведет только к положительным результатам, мы бы пока не рискнули. Слишком много было допущено ошибок в недавнем прошлом.
Шоу-бизнес (-) На открытии цирка президент Волков наградил званием 'Заслуженный артист Удмурт-ской Республики' четырех членов второразрядной российской 'мальчиковой' поп-группы 'Икс-миссия'. В то же время, талантливая девушка, уроженка республики Юлия Валеева, вошедшая в 'десятку' финалистов российского конкурса 'Народный артист', который занимал по популярности верхние строчки среди телевизионных проектов года, не получила от властей республики никакой поддержки. А жаль. Удмуртия до сих пор остается для большинства жителей страны 'пустым местом' - как в политическом, так и культурном пространстве. В отличие от Башкирии, у нас нет ни своей Земфиры, ни даже Алсу. Зато благодаря СПС на Центральной площади ижевчане смогли увидеть Юлю Чичерину и 'Ночных снайперов'. Свою историческую роль для культуры Удмуртии 'правые' сыграли.